Совсем не лёгкая музыка
Мы встречались с Тамарой Киселёвой в 2010 году. И вот снова весть о том, что её ученик завоевал Гран-при на недавнем конкурсе учащихся детских школ искусств «Юный виртуоз». Поэтому, думаю, нет необходимости оправдывать свой выбор. Пусть наши читатели ещё раз познакомятся с преподавателем класса духовых инструментов Новоаганской ДШИ.
– Помнится, у вас был классный ученик.
– Андрей Помпеев, он участвовал не только в конкурсах, но и во всех концертах, играл на саксофоне. Андрей выступал как за границей, так и в нашем Дворце культуры «Геолог», в Варьёгане и в Нижневартовске. Он приходил на урок и начинал играть с порога. Видимо, музыкант испытывал в этом необходимость.
– И что с ним теперь?
– Андрей прекрасно окончил школу. У нас с его родителями был негласный договор о том, что он не будет учиться музыке, поэтому наш ученик уехал в Новосибирск и поступил в технический университет. Я его поздравила. Потом оказалось, что в вузе есть потрясающий эстрадно-джазовый оркестр, слушала его в Интернете. Там играют не подсадные музыканты, а действительно студенты: на флейтах, саксофонах, тромбонах. Где их столько набрали?
– Так вот для чего нужна музыкальная школа!
– Я говорю детям: вот вы идёте домой, у вас нет ни копейки денег, и вдруг видите объявление: «Требуется саксофонист на свадьбу». Или в оркестр. За несколько дней работы можно получить, например, пятнадцать тысяч рублей. И в ресторане можно играть, если силён и крепок духом. Значит музыканты востребованы в современной жизни.
– Андрей был неоднократным лауреатом конкурсов?
– Знаете, у меня каждый год кто-нибудь из учеников становится лауреатом.
– Вот и на «Юном виртуозе» Гран-при получил тоже ваш ученик.
– Да, Роберт Уразов, ему четырнадцать лет. Когда мои дети не получают высоких наград на конкурсах, задумываюсь и ставлю перед ними задачу: научиться играть профессионально. Если они не станут музыкантами, то из них получатся профессиональные слушатели или исполнители там, где их попросят играть.
– Андрей Помпеев саксофонист?
– Нет, вы имеете в виду Парвиза Балаева, который играл на кларнете. Он тоже решил получить техническую профессию. Парвиз прекрасно играл, мне было легко с ним заниматься.
– Тамара Сергеевна, вас не огорчает факт, что никто из талантливых учеников не учится в консерватории?
– Я огорчена не этим. Понимаете, сегодня поменялись приоритеты. Раньше был огромный конкурс в музыкальные заведения, туда принимали только лучших из лучших, а сейчас профессия музыканта обесценилась. Точно могу сказать, что все мои ученики – люди умные и порядочные. Наверное, отбор происходит всё же на небесах. Когда у ребёнка есть данные, чтобы стать не просто музыкантом, а великим музыкантом, встречаю сопротивление его родителей, особенно сейчас. Ребёнок не может постоять за себя, и вот проходит время, встречаю того ученика и понимаю, что он стал обыкновенным человеком. А мне думалось, что он сможет добиться в жизни гораздо большего. Вот у меня была такая девочка, гениальная – другого слова подобрать не могу, она играла на флейте… Родители решили её судьбу иначе.
– Тамара Сергеевна, так сколько «дудок» в вашем классе?
– Получается так: когда мы учились в институте, то должны были владеть родственными инструментами, то есть всеми деревянными. К ним относятся и кларнет (моя специальность), флейта, саксофон, гобой. Вот четыре инструмента, с которыми мы должны быть знакомы. Разделения по классам нет давно, поэтому дети в школе выбирают инструмент, а я учу его осваивать.
– Все духовые инструменты – они же не женские?
– Сейчас даже одежда унисекс, а уж инструменты… Флейта всегда считалась женским инструментом, но самые великие музыканты – всё равно мужчины, и все знают почему.
– Гораздо хуже, когда человек обременён талантом, но ничего не делает.
– Наверное, всё связано с семейными установками. Если мама говорит, что её ребёнок станет экономистом, то она знает, что говорит. Наверное, она права. Что бы я ни делала для того, чтобы ученик был успешен в музыке, последнее слово будет за мамой.
– Как вы дошли до «дудки»? Не было выбора?
– Нет, я выбрала именно эти инструменты. Хорошо, скажу: когда услышала кларнет, потом джазовую музыку, то поняла, что без этого не смогу жить. Это большое счастье, что всё это услышала, счастье, что этим занимаюсь. Наверное, это тоже знак свыше.
– Женщин-саксофонисток очень мало.
– Да много, просто они почти ничего не добиваются. Женщина должна сохранить свою сущность: родить ребёнка, воспитать его, крутиться на кухне. Правда, не все так делают, есть женщины, которые посвящают себя музыке.
– У вас есть ученики, которые пошли в музыку?
– Да, было такое дело, но давно: Женя Баринов учился в колледже по классу кларнета, его прямо с выпускного концерта пригласили в Московский университет культуры. Не знаю, какое у него сейчас настроение, но он продолжает музыкальную жизнь.
– Тамара Сергеевна, к вам первоклассники идут потоком?
– Сразу предупреждаю, что я строгая, ругаюсь, но это никого не пугает. Если кто-то из учеников не занимался, то получит нагоняй, потому что ещё не было случая, чтобы инструмент играл сам. Это же касается и балета, верно? И гантели нужно поднимать.
– Значит, нужно желание?
– Главное, не отбить его, а остальное приложится.
– На каких инструментах учатся играть ваши ученики?
– Все почему-то любят саксофон.
– Да потому что он золотой!
– И мобильный, большой. Смотрю, его выбрал ребёнок восьми лет, инструмент ему до колен, а он играет. У детей отсутствует понятие лёгкого и сложного, я-то знаю, что им тяжело, а они не знают. И ничего, получается.
– А вам какой инструмент ближе?
– Конечно, кларнет, ведь я на нём училась играть.
– Не представляю вас с «дудкой».
– Сейчас бы не стала дудеть, к тому же в Интернете есть качественная подача инструмента. Я ведь не оркестровый музыкант, а преподаватель, так что лучше покажу детям качественное выступление.
– Вы знали, что будете преподавать?
– Даже не помню, думала ли об этом. Существует мнение, что талантливый исполнитель не станет хорошим педагогом и наоборот. Отношу себя ко второй категории музыкантов. Не помню, о чём я думала, но знаю, что выбрала счастливый путь. Мы не только учим детей музыке, но и много времени уделяем на беседы с ними: приходится говорить о нравственности, о поведении в обществе. Или ребёнок приходит на урок со слезами, потому что кто-то его обидел. Значит, нужно с ним поговорить. Хочу, чтобы ученики мне доверяли.
– Это при вашей строгости?
– Ругаюсь, когда урок выучен и забыт. Это лень. Ребёнок должен научиться давать результаты, он никуда от этого не денется, когда придёт в профессию. Даже рыть траншею он должен качественно.
– Не спросила вас о «Юном виртуозе».
– В конкурсе участвовали четыре моих ученика. Ильдан Сафин играл на блокфлейте, одарённый и трудолюбивый, выучил очень сложное произведение для своих семи лет и стал лауреатом первой степени. Потом выступили два саксофониста. Очень растерялся Илья Владыко, но всё равно занял первое место. Роберт Уразов выступил стабильно.
– За это Гран-при?
– Да, он участвует во всех мероприятиях. Не знаю почему, но все мои ученики очень ответственные. Не то они такими приходят в школу, не то такими становятся. Вот Роберт играл сложную программу, не думала, что он сможет её выучить, но он всё преодолел. Знаю, что подобные произведения играют в музыкальном колледже для одарённых детей Севера, но там дети другие и занимаются по-другому, потому что в колледже идёт профессиональная подготовка. Но Роберт справился.
И ещё выступил флейтист Семён Денисов, он на все руки мастер, но немножко «не добрал» и стал лауреатом третьей степени. Я же предполагала, что он завоюет Гран-при, но не получилось. И ничего страшного: всё делается так, как задумано.
– Когда вы услышали о Гран-при, у вас было, как принято говорить, чувство удовлетворения?
– Мне хотелось заплакать. Шло вручение наград, а Роберта всё не вызывали. Я не предполагала, что меня затронет молчание жюри, и Роберт тоже был очень взволнован, он неважно перенёс дорогу в Излучинск, но решил выступать.
Считаю большим счастьем, что у меня есть такая профессия, которая выбрана не то судьбой, не то кем-то ещё. Это счастье, что могу работать, есть опыт, вижу отдачу от своего дела. Для меня каждый урок – подарок судьбы.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.