Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

11.03.2016 12:09 Пятница
Категория:
Тег:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 25 от 12.03.2016 г.

Наталья Бондарчук: Одна любовь души моей

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

1 марта Нижневартовск принимал гостью – киноактрису, кинорежиссёра, народную артистку РСФСР, дочь известных в СССР деятелей киноискусства – Инны Макаровой и Сергея Бондарчука. Она приехала в наши края со своим фильмом «Тайна Снежной королевы», который представила зрителям в кинотеатре «Мир».

Нашему корреспонденту удалось встретиться с Натальей Сергеевной после презентации её любимой сказки.

– Пушкин, Гоголь, Тютчев. Почему? Сегодня режиссёры не обращаются к классикам, они снимают блокбастеры.

– Я тоже не снимаю классику. Это историко-биографические фильмы: «Любовь и правда Фёдора Тютчева», «Гоголь. Ближайший», «Пушкин. Последняя дуэль». У нас в стране с 1936 года не сняли ни одной ленты о Пушкине, я сняла две: «Одна любовь души моей» и «Последняя дуэль», где снялись Сергей Безруков и Анна Снаткина. Это художественный фильм, да. Фильм о Гоголе посвящён последним дням его жизни. Мечтала сделать фильм о Лермонтове, но не случилось, зато зрители увидели мою работу о Тютчеве с Николаем Петровичем Бурляевым – единственную ленту в России о русском поэте. Это художественная драма, документальная, но с художественными образами, то есть с участием актёров. Документальная драма – мой любимый жанр: она позволяет прикоснуться к вещам, которые окружали в своё время героев, а актёры придают фильмам эмоции. К сожалению, таких фильмов у нас очень мало.

– Наталья Сергеевна, это родители передали вам профессию по наследству?

– Я не хотела идти в актрисы, но с тринадцати лет увлеклась театром, так что к семнадцати годам созрело желание поступать во ВГИК. Я думаю, что в этом виноват круг интересов. Моя бабушка – писательница, и я с тринадцати лет пишу, все сценарии к своим фильмам написала сама. Если уж мы заговорили об этом, то скажу, что высоко ценю премию Союза писателей России «Золотое перо Руси» за сценарий фильма о Гоголе, а за книгу «Единственные дни» мне вручал награду Валентин Распутин. Эти премии я очень ценю. Наверное, бабушка не ошиблась, когда подарила мне маленькую печатную машинку «Колибри».

– Как совпало: и ваши родители, и вы учились у Сергея Аполлинариевича Герасимова. Вы шли в его мастерскую целенаправленно?

– Нет, так совпало: он в том году набирал курс во ВГИКе. До этого я хотела поступать к Михаилу Ромму на режиссёрский факультет – мечтала сразу стать режиссёром. Попав к Сергею Аполлинариевичу, я вытянула счастливый билет, потому что училась у него дважды: сначала на актёрском факультете, потом на режиссёрском. Потом я вообще осталась с ним, даже преподавала – вела с ним последний его курс как педагог.

– Режиссёрская и актёрская работа вам одинаково интересна?

– Я поняла, что не узнав психологии актёра, невозможно его понять, а значит и снимать. Режиссёр должен ставить перед ним задачу, то есть понимать, что требуется от исполнителя. Я сама снималась в фильмах, слушала режиссёров и пыталась перенести на экран свои чувства.

– Не могу не спросить вас о детском театре «Бемби». Представьте его нашим читателям.

– Это настоящий театр с современной сценой, очень хорошим светом и звуком, помещением для репетиций. Как говорится, мама, не горюй. В этом году ему исполнится тридцать лет. Сейчас я ставлю в Париже спектакль «Красная Шапочка». Этот спектакль есть и в репертуаре нашего театра. Таким образом французские актёры будут играть свой на нашей сцене, а мы поедем в гости к французским детям. Кстати, детские роли в спектаклях играют дети. Я думаю, что подобные обменные спектакли будут интересны всем и полезны актёрам. И ещё. С «Бемби» мы играли «Снежную королеву» в Крыму. Представляете, все дни зимних каникул-2015 шёл этот спектакль! Его посмотрели 11 тысяч ребятишек. Это потрясающая работа наших артистов.

– Ваш сын Иван Бурляев написал музыку к фильму «Тайна Снежной королевы». Композитор в актёрской семье? Как ему удалось избежать ВГИКа?

– Он сочиняет музыку с четырёх лет, его слушал сам Георгий Свиридов. Иван учился в Центральной средней специальной музыкальной школе при Московской консерватории, потом окончил консерваторию по классу фортепиано. Он уже написал музыку к тридцати картинам. Например, в фильме «Мы из будущего» звучит его музыка, а ещё в лентах «Екатерина Великая», «Григорий Р.», где Распутина сыграл Владимир Машков. Сейчас Иван – арт-директор Международного форума кино, театра и боевых искусств «Золотой витязь». Кстати, в прошлом году я получила на «Витязе» две премии: за спектакль «Иные», посвящённый детям с аутичным синдромом, где главную роль сыграла Елена Проклова, и за спектакль «Красная Шапочка».

– Вам нравится музыка сына?

– Очень. Она мне по душе, она в меру классическая и современная. Я не люблю примитивную и подражательную музыку. Великий Свиридов сразу оценил Ваню: «Ты будешь мелодистом». Он стал и пианистом – исполняет Второй концерт Сергея Рахманинова для фортепиано с оркестром.

– Не могу не спросить о здоровье вашей мамы Инны Владимировны.

– Министерство культуры России предложило мне сделать спектакль о маме к её 90-летию: «Инна Макарова – артистка из Сибири». Я буду ставить его на сцене Театра киноактёра. Впервые в нём появятся такие роли: молодая Инна двадцати лет, Клара Лучко – они вместе поступали во ВГИК во время Великой Отечественной войны, ещё Людмила Шагалова. Тамару Фёдоровну Макарову будет играть Анна Снаткина. Я ещё не знаю, кто сыграет роль моего папы. Спектакль – история о жизни мамули в Сибири, её первые выступления на крыльце дома в Мариинске. Потом мама училась в ТЮЗе, играла в детской самодеятельности. В это время в Мариинск приехал Константин Симонов. Пигалица мама играла Марину Мнишек, появилась на сцене в валенках и с косичками, но так сыграла эту роль, что Константин Михайлович сказал: «А вот этой надо учиться. Немедленно!» И мама поехала в Алма-Ату, куда во время войны эвакуировался Институт кинематографии. Среди семидесяти с лишним претендентов на место приняли её и Клару Лучко. Когда Сергей Аполлинариевич Герасимов распределял роли для фильма «Молодая гвардия» среди студентов своего курса, он долго не мог найти актрису на роль Любки Шевцовой, очень колебался. В это время Татьяна Лиознова, будущий режиссёр «Семнадцати мгновений весны» и «Карнавала», ставила с мамой «Кармен». Мама сопротивлялась: «Ну какая я Кармен?» Она не чувствовала характера этой героини, тем не менее репетировала и училась играть на кастаньетах. Тут появился Александр Фадеев и всё решил: «Не знаю, какой была Кармен, но то, что это Любка Шевцова – точно!» И маму утвердили на роль. Дальше артисты едут в Краснодон, живут в домах родителей молодогвардейцев, те принимают их как родных детей.

Папа с мамой поженились. Сохранилось его письмо к родителям мамули: «Я люблю вашу дочь». До этого Герасимов хотел её удочерить. У Сергея Аполлинариевича и Тамары Макаровой не было детей, а у мамы фамилия Макарова. И вот мои уже суперизвестные родители живут в московском подвале. И вдруг маме дают квартиру… Она – лауреат Сталинской премии. В спектакле о маме у меня будет и Сталин. Вождь вызвал Герасимова к себе, когда были сняты две части «Молодой гвардии», и сказал: «Что вы сняли, товарищ Герасимов: у нас не было хаотичного отступления войск. Мы отступали на заранее подготовленные позиции». Герасимову пришлось отстаивать свою точку зрения: «Но ведь в романе сказано!..» Сталин: «Мы и товарища Фадеева поправим». И поправили. Герасимову пришлось переснимать вторую часть ленты. В это время и «зарезали» роль моего отца, он играл коммуниста Валько. Герасимов снял, как отец с Хвылей пел «Интернационал» из-под земли – фашисты закапывали их живьём. Эту сцену пустили под нож, а то бы и отец стал лауреатом Сталинской премии. Именно тогда у Герасимова появился первый рубец на сердце, он перенёс микроинфаркт.

Мамочка моя… Конечно, она слабенькая, но держится. Продолжает выступать, выходит на сцену в туфлях на каблуках и в платье от Вячеслава Зайцева. Мы иногда даём такие представления: мама читает стихи, я показываю фрагменты из её фильмов, а Маша Бурляева, моя дочь и актриса в третьем поколении, поёт песни маминой молодости. Мама родом из Кемеровской области, поэтому Сибирь – моя родина, я люблю её больше Москвы, даже не знаю почему. Завтра пойду искать кедровые шишки и бруснику – повезу мамочке. Конечно, память у неё уже не молодая, но она прекрасно помнит стихи и читает их гораздо лучше, чем раньше. Она читает Елизавету Стюарт, которую называли «Сибирской Ахматовой». Это подруга моей бабушки. О стихах: потрясающе читал их Сергей Аполлинариевич. Нас, студентов, он познакомил с запрещёнными в советское время произведениями Бориса Пастернака и Осипа Мандельштама, научил нас понимать и любить поэзию. Этому научил и маму, она помнит его голос, его уроки.

– Как вам работалось в «Солярисе» у Андрея Тарковского?

– Он был прекрасным режиссёром и сложным человеком. Наверное, у него на съёмках я поняла, как нужно чувствовать актёрскую природу. Сниматься было трудно, но интересно, а главное – фильм получился, стал классикой.

– Что сказал Сергей Фёдорович о ваших работах в кино, например, о роли царевны Софьи в фильме Герасимова и о вашем «Бемби» как режиссёра?

– Я у отца не снималась, но он участвовал в моей дипломной работе «Пошехонская старина». Она ему очень понравилась, отец озвучивал роль Салтыкова-Щедрина. Потом я сняла «Детство Бемби», он там читал текст за Сказочника. В этой единственной работе снималась вся семья: мама, Николай Бурляев, маленький Ванечка, а папа присутствовал за кадром. Кроме нас играли артисты балета Большого театра Марис Лиепа и Гедиминас Таранда. А ещё Лев Дуров. До сир пор «Бемби» считается классикой детского кино, чему я очень рада. Фильмам о Бемби уже много лет, теперь я мечтаю снять «Русалочку».

– Но сняли «Снежную королеву»?

– Потому что это моя любимая сказка с раннего детства.

– А «Колобка» не любите?

– Нет, его пусть снимают мультипликаторы: в художественном виде может получиться только интермедия. Вам «Снежная королева» кажется очень детской? Нет, она равна Шекспиру.

– На днях на телеканале «Звезда» дважды показали фильм о вашем отце – из серии «Последний день». В нём пересказали биографию Сергея Фёдоровича, напомнили о его работе на съёмках фильмов «Война и мир», «Судьба человека» и «Они сражались за Родину». Там есть и вы, вы говорите об отце…

– Когда отец начинал снимать «Войну и мир», Шолохов был в ужасе: «Серёжа, что ты делаешь! Эти тома с пола поднять трудно!» У отца были зафиксированы две клинические смерти, но он всё преодолел. Вместо того, чтобы лечиться, стал снимать «Ватерлоо». Он переживал за всё и за всех, это с виду казался гордым и независимым. Когда я делала о нём фильм, то подняла не только киноматериалы, но и побывала на радио, нашла архивы. Боже, сколько он начитал! Он прочитал на Всесоюзном радио весь роман Шолохова «Они сражались за Родину». Это такая красота – его бархатный голос. Я люблю слушать голоса Иннокентия Смоктуновского и Сергея Юрского – они редчайшие люди, которые владеют словом. И конечно, слушаю голос отца, он часто звучит во мне.

– Идёт Год российского кино, благодаря которому плюс фестивалю «Дух огня» состоялась эта встреча. Вы думаете, у нашего кино есть будущее?

– Есть, потому что есть режиссёры, которые умеют думать, снимать, есть замечательные актёры, с которыми интересно работать. Это у нас с вами нет будущего, а у кино – есть, потому что оно вечно молодое.

– Наталья Сергеевна, вы встречались со зрителями после просмотра вашего фильма. Что они сказали о «Тайне Снежной королевы»?

– Смотрите, один первоклассник написал мне: «Спасиба». Это «спасиба» я увезу в Москву. Фильм понравился и детям, и взрослым зрителям, за что им моё спасибо. Благодарю их за внимание к моей работе, игре Нины Усатовой, Ани Снаткиной, Дмитрия Харатьяна, Ольги Кабо, моей мамочки, к работе всей съёмочной группы. Мы старались сделать добрую сказку о жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

433