Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

09.12.2017 11:29 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 138 от 09.12.2017 г.

Кто стоит за кулисами

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Теоретик музыки знает о ней всё или почти всё: жанры, их особенности, авторов и прочие детали. А ещё он преподаёт сольфеджио, предмет о нотах, без которых нет ни музыки, ни вокала. Труд таких преподавателей незаметен, но без них нет музыкальной школы. С таким преподавателем Новоаганской ДШИ Татьяной Кучеренко мы знакомим читателей нашей газеты.

– Я работаю всегда за кулисами, а на переднем плане должны быть ученики и преподаватели, которые действительно занимаются с детьми. Моё дело пятое, сторона…

– Каким инструментом вы владеете?

– Фортепиано. По образованию я теоретик музыки, окончила музыкальное училище, затем педагогический университет по специальности «музыка». Долгое время работала в этой школе преподавателем, сейчас веду теоретические дисциплины и являюсь заместителем директора по концертно-воспитательной работе. В нашей школе начинала свою деятельность как преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы. Да, это самое сольфеджио, которое не любят ученики. Я вас удивлю, если скажу, что есть дети, которым оно нравится.

– Да, кто-то же должен заступиться за сольфеджио! Это пение по нотам?

– Пение нотами, слушание себя и других. Знаете, научить детей слушать других – это, оказывается, самое сложное. Раньше этого не замечала, а сейчас собственное «Я» наиболее ярко проявляется у детей. Их нужно учить слушать тех, кто стоит рядом.

– Что, один хочет спеть за всех?

– Бывает и так. Пусть не спеть, но показать свои авторские данные. С одной стороны, это хорошо, но с другой – нужно подчиняться музыке.

– Вы имеете отношение к хору?

– Не прямое, но если брать процесс обучения, то и самое прямое. Дети интонируют, учатся петь дуэтом на уроках, а это уже почти хор.

– Татьяна Александровна, чем занимается заместитель директора по концертно-воспитательной работе? Он не аккомпанирует музыкантам, а только мучает детей диктантами по сольфеджио?

– Как заместитель директора школы занимаюсь не только этим. Дети очень любят выступать и быть ведущими. Когда двенадцать лет назад стала заниматься организацией концертов, здесь был молодой и инициативный коллектив преподавателей, который хотел чем-то порадовать друг друга и детей. Мы устраивали постановки сказок, в которых участвовал весь педагогический коллектив. Нашими спектаклями восхищались в посёлке, а теперь в них участвуют в основном дети. Могу сказать, что спектакли получаются интересными, ими довольны артисты и зрители.

– Сказки музыкальные?

– Есть музыкальные, театральные, которые мы показываем в Новогодние дни, а также в день посвящения в первоклассники – «Добро пожаловать в мир искусств».

– Почему бы не поставить оперу?

– Наверное, до неё мы ещё не доросли, а дети растут. Раньше все роли в постановках исполняли взрослые, а сейчас инициатива отдана детям, они так хотят участвовать в представлениях, что выхватывают из рук сценарий. Грядёт год Собаки, так девочки готовы представлять себя и в этой роли. Есть дети, которые не любят выступать на сцене, такие скромные, что боятся заявить о себе и рассказать стихотворение. Когда же у них получается роль, они хотят петь и говорить бесконечно. У меня сейчас очень инициативный пятый класс, это выпускники курса хореографии. Они готовы участвовать во всём, но именно в предновогодние дни у них пройдут экзамены.

– Татьяна Александровна, вы помните, что было летом?

– Да, и мы здесь работали. Поначалу принимали у себя детей из разных лагерей и проводили мероприятия. В 2015 году написала программу этнографического детского лагеря дневного пребывания «Диалог культур». Она оправдала себя и очень понравилась ребятам и даже нам самим, потому что мы окунулись в историю края и коренных народов Севера, побывали в музеях, плели украшения из бисера, рассказывали и ставили сказки. В прошлом году у нас была программа «Сорни-Най», мы значительно улучшили её, но оставили название «Диалог культур». Летом работал и дворовый клуб «Лира».

Программа «Диалог культур» получила одобрение и вошла во всероссийский «Тор-100» лучших практик летнего отдыха. Она же в марте на районном смотре-конкурсе вариативных программ профессионального мастерства работников культуры «Лучшие имена-2016» была удостоена диплома третьей степени и денежной премии, которую мы потратили на нужды лагеря отдыха.

– Помнится, в советское время дворовым клубам отводили место в подвале, где ребятишки что-то строили и конструировали.

– Это был такой же летний лагерь, только без питания. Как правило, сюда приходили дети, которые не успели попасть в лагерь дневного пребывания, то есть все желающие. Среди ребятишек были постоянные участники «Лиры» и просто интересующиеся. Мы принимали всех и проводили с ними такие же мероприятия, как и в лагере. Единственное, чего мы не могли предоставить детям – это плавание в бассейне. Мы посещали библиотеку, ходили на киносеансы в ДК «Геолог», на спортивные площадки, занимались театрализацией, сочинением стихов, проводили разные конкурсы, КВН, викторины. Программа отдыха была насыщенной, чему были очень рады дети. Они уже знали, зачем идут в «Лиру», а теперь ждут новых встреч.

– Всё это хорошо, только зачем вам это нужно? Спрашиваю потому, что в лагере с детьми занимаются задорные вожатые. У вас их тоже можно найти.

– Интересный вопрос. Да, для работы с детьми нужно много энергии и сил: в лагере на шесть часов, в дворовом клубе на три часа.

Мы позиционируем свою школу, в которой не только учат искусствам, но и работают люди, способные увлечь детей. Энергия не зависит от возраста. У нас есть преподаватели, которые не знают, что такое больничный. Разве вы не знаете, что есть молодые старушки? Думаю, что любовь к детям не зависит от возраста человека. Преподаватели бегали наперегонки с детьми и заряжались энергией, а какой интересной была неделя экологии, какие весёлые конкурсы!

− Татьяна Александровна, вы сделали себе приятное, когда приехали в Новоаганск?

─ Это было приятное путешествие. Я приехала сюда из Казахстана, чтобы учить своих детей русскому языку. Когда узнала, что вместо русского в расписании уроков появилось пять часов казахского языка, а родной нашей речи отведён только час в неделе, сказала: «Мои дети будут учиться на русском языке!» И стала писать во все уголки России. На моё письмо откликнулся бывший директор этой школы Юрий Балахонцев. Он и пригласил меня в Новоаганск в 1996 году. Если бы не переехала, то мои дети не учились бы в Санкт-Петербурге и не жили бы там. Поэтому переезд сюда действительно стал приятным. Какая у нас здесь чудная зима! Мы наслаждаемся тем, что нам дарит госпожа Природа.

─ Ваши дети стали музыкантами?

─ Нет, они закончили ДШИ. Я сказала: «Наверное, зря учила вас музыке, наверное, нужно было больше времени уделять тем наукам, которыми вы занимаетесь?» – «Нет, мама, это не зря, – ответил сын. ─ Музыка помогла мне учить иностранный язык». Дочь продолжает и сейчас играть на гитаре. Она работает менеджером в крупной компании, но по-прежнему занимается гитарой и даже купила хороший инструмент. Сын работает в торговой компании.

─ Новоаганск дал вам вторую жизнь?

─ Да. Муж остался без работы в сложное время. В Казахстане в 90-е годы всё было по карточкам. От этого нужно было бежать.

─ Переходим к теоретическим дисциплинам. Что это такое?

─ Самое хорошее и интересное занятие! Представляете, пианисты долбят свои ноты, играют одно и то же из урока в урок, добиваясь чистоты и совершенства. Как это тяжело! Пианисты, баянисты, духовики… А у нас всегда новое произведение, цельное, мы слушаем его на уроке теории музыки в красивом исполнении профессиональных музыкантов или оркестра. И на уроках сольфеджио всегда новая тема и новый номер, который мы поём с детьми. Мы слушаем музыкальные диски, смотрим видео.

─ Никто из преподавателей школы не защищает так энергично свой инструмент, как теоретики говорят о своей теории!

─ Не о теории! Теоретик – это музыкант, который, как говорят в шутку, может петь без голоса и играть без необходимой технической оснащённости. Мы можем всё! Теоретики преподносят музыку так, как её должны услышать дети, чтобы им всё было понятно.

─ А мне – непонятно.

─ Скажу по-простому: пианист играет произведение в идеале, а нам нужно иногда сыграть что-то определённое в произведении, то есть главную тему, которая несёт основной музыкальный образ.

─ Кто-нибудь из ваших учеников пошёл в теоретики?

─ Да, Анжела Шурыгина окончила Магнитогорскую консерваторию и сейчас работает завучем в одной из музыкальных школ Челябинска. Многие ученики пошли по музыкальной стезе. Не могу сказать, что это «мои» дети, потому что они являются учениками наших преподавателей, можно сказать, всего коллектива школы. Теоретиком музыки стала Полина Ливн…

─ А вы почему?

─ Я училась в классе фортепиано, хотела поступать на дирижёрско-хоровое отделение музучилища, но преподаватель сказала настойчиво: «Поступай на теорию!» Сольфеджио было моим любимым предметом в школе. И я поступила в училище, мне там нравилось заниматься, всё получалось, тем более на очень трудном первом курсе преподаватель прямо сказала: «Кто выдержит, тот останется». Я выдержала, зато теперь знаю, что лучше моего предмета ничего нет. Наверное, теоретики знают всё о музыке, а ещё могут играть сами. Это ли не радость!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27