Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

25.04.2017 10:49 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 44 от 25.04.2017 г.

Ну как на свете без любви прожить?

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива Ваховского СДК. На фото: Татьяна Ваулина (крайняя справа).

Хор "Ваховчанка".

Татьяна Ваулина поёт всю жизнь. Ей уже 70 лет, полжизни она отдала хору «Ваховчанка», который сегодня стал вокальной женской группой, но готов защищать звание народного самодеятельного коллектива, заявившего о себе 45 лет назад.

– Татьяна Викторовна, в Ваховске вас называют бессменным руководителем ансамбля. Это так?

– Да, недавно мы отметили 45-летие рождения хора.

– Вы профессиональный музыкант?

– Как сказать. Окончила музыкальное училище, высшего образования у меня нет, но я большой любитель музыки, а по специальности дирижёр-хоровик. Когда-то училась в Иванове, в 1965 году получила диплом, отработала пять лет, как положено. В своё время у меня было два хора – молодёжный и для людей солидного возраста, мы везде выступали очень успешно, нас любили в областном центре и за его пределами. Потом так сложилась судьба, что меня сюда…потянуло. И приехала в Ваховск с песней, потому что в Иванове выступала ещё как вокалистка, была лауреатом городских смотров художественной самодеятельности.

– Приехали сюда и сразу запели?

– Я умудрилась играть на баяне и руководить хором. Как солистка пела патриотические песни, например «Россия» Тухманова, за которую получила звание лауреата конкурса в честь 40-летия нашего округа. Пела хорошо известную в прошлые годы песню «Любите Россию» Туликова на стихи прекрасного поэта Роберта Рождественского, ещё – «Гляжу в озёра синие». Когда была молодая, пела всё подряд, даже бардовские песни. Сейчас маленько утихомирилась, мне трудно запомнить слова, но когда кто-то берёт неправильную ноту, «врёт музыку», я очень хорошо слышу.

– Итак, вас заманили сюда. Что вы увидели в посёлке?

– Ой, страшно говорить! Первый год проплакала, очень хотела уехать,  но потом как-то притёрлась. Зимой было холодно, а летом приходилось принимать солёные ванны от мошек и комаров – вся была искусана ими, маме писала, что жить здесь невозможно, что уеду, потому что комары меня съели. Это было страшно! Вот мы бежим в столовую «Снежинка» через непролазную грязь. До столовой рукой подать, но пока найдёшь обходной путь по деревянным тротуарам, пока доберёшься до двери, тебя уже облепят мошки. Вот как жили!

– Почему не уехали?

– Не знаю. Видимо, встретила здесь свою вторую половинку… Не думала, что мне придётся взять в руки баян, потому что не была баянисткой, а просто любила этот инструмент. Может быть, тогда и захотела бы петь, но в клубе была, как говорится, и чтец, и жнец, и на дуде игрец, вернее, на баяне. Так стала завклубом, а ещё художником-оформителем, аккомпаниатором танцевального коллектива. В клубе страшная холодина, пальцы стынут, укутаюсь во всё, что можно на себя надеть, и играю. Публике что, она сидела только на концертах, а я – на репетициях. Почему не уехала? Знаете, видно человек так создан, что когда ему худо, он упирается и старается всё преодолеть, он говорит себе: «Не сдамся!» А может быть, потому осталась, что принадлежу к знаку Скорпиона, который старается всего добиться сам. Вот так всё и пошло и поехало…

– Вы ведь и в музыкальной школе работали?

– А что делать, если не было преподавателей? Да, пришлось немножко поработать в классе баяна. Какой из меня преподаватель, что там говорить, но на безрыбье, как говорится, и рак – рыба! Кстати, у меня был ученик Костя Куримов, который за год освоил программу музыкальной школы. Мне с ним повезло. Он сам пришёл ко мне: «Татьяна Викторовна, научите меня играть!» Феноменальный мальчишка, меня переиграл! Сейчас он в Москве учится в Плехановке.

– В клубе вы создавали дуэты-квартеты?

– Было всё: пели на три голоса, был хороший хор. Откуда он взялся? Помните, в советское время проходили смотры художественной самодеятельности? Ваховск оказался не хуже других посёлков, к тому же с песней «Россия» я выступала во многих городах округа, песня хорошо звучит, и тогда думала: почему бы не организовать хор? Когда приехала сюда, в клубе уже была вокальная группа, правда, и текучка в ней была, как и в посёлке. Народ в Ваховске тогда отличался большой подвижностью, то есть пришёл-ушёл. Женщины, с которыми вы только что познакомились, это мой костяк, мои «киты», как их называю. Например, Римма Топчий живёт здесь пятьдесят лет, не ушли из коллектива Татьяна Фомина, Мария Ксенофонтова, Лариса Козлова, Галина Цаплина, Зифа Мугатабарова, Райфа Рахматуллина, Галина Муконина, Раиса Янина, Надежда Сахибгареева, Людмила Павлецова, Валентина Петрова. Слышите, они поют:

В небе высятся храмы святые –

Дай бог мира и счастья России,

Детям радости дай, дай покой матерям,

Пожелай благоденствия нам!

Меня приглашали на работу в Нижневартовск, но уже тогда прикипела к Ваховску, а теперь, конечно, никуда отсюда не уеду.

– Расскажите о своей «Ваховчанке».

– Мы начинали с вокальной группы, она постепенно разрасталась, голоса становились мощнее. Песни я тогда записывала из радиоконцертов на магнитофон «Романтика», потому что не было музыкальной литературы, а с репертуаром вообще возникали проблемы.

Мы сами сочиняли сценарии концертов, я часто сидела по ночам и слушала радио. Сегодня песни можно взять из Интернета, он вообще помощник на все случаи жизни, но живую музыку он нам не сыграет. И не нужно – у нас есть прекрасный баянист Владимир Геннадьевич Кондрашов. Я уже не играю, потому что немеют пальцы, но для себя и девчат рук не пожалею. Сегодня пою вместе со всеми, выступаю наравне с другими.

– Они смотрят на вас как на руководителя?

– Ага, у всех косоглазие, ориентируются на левый фланг. Шутка.

– И часто выступаете?

– На всех праздниках, а недавно, в День геолога, дали сольный концерт. Представляете, пела одна «Ваховчанка»! Почему в этот день?

Мы же все здесь старожилы, без нас ни один праздник не обходится, мы до сих пор все – геологи.

– Как можно петь сорок пять лет? Как сохранить коллектив?

– Даже не знаю. Может быть, у меня такая натура? Если кто-то перестал ходить на репетиции… Знаю, как подойти к человеку, тут нужна такая дипломатия! Могу убедить, что петь нужно, что нам без песни, как друг без друга, уже нельзя жить. И так сорок пять лет.

Мы прекрасно отметили свой юбилей, я такая довольная. Понимаете, живу одна, как перст, у меня ни родни – никого, а на концерте было много людей, я сидела, отдыхала и слушала. На сцене выступали мои девчата, дети из музыкальной школы, все организации Ваховска приветствовали нас. Не ожидала такого подарка от людей, спасибо им всем за внимание и оказанную честь. Что и говорить, плохо быть одной, худо, но люди меня порадовали, отметили, поддержали.

– У вас ни сестры нет, ни брата?

– Все младшие ушли, а я, старшая, почему-то осталась на земле.

– Как вам здесь живётся, Татьяна Викторовна?

– Нормально. Живу в хорошей квартире, всё есть, катаюсь как сыр в масле. Есть даже огородик, так что имею всё, что мне хотелось.

– Вы выезжаете отсюда «на каникулы»?

– Давно нигде не была. В Иванове живут внучатые племянники, иногда немножко им помогаю, но в основном живу на месте. Ваховск очень изменился на моих глазах, я им довольна. Вот одна «девчонка» из нашей группы ездила на большую землю и поделилась впечатлениями: «Не хочу жить так, как люди там живут!»

– Это как?

– У нас всё есть: пенсия побольше, чем на большой земле, снабжение нормальное. Может быть, рассуждаю,  как пенсионерка, как человек нетребовательный, но мне всего хватает.

– Чем живёте?

– Да огородом, землёй. Конечно, это не работа, а отдушина, человеку нужно дружить с землёй. Ещё пою в церкви. А что делать дома? Как представлю, что буду сидеть у телевизора, уже от этой мысли могу сойти с ума. За день можно всё успеть: и кино посмотреть, и почитать, и подумать, и кого-то навестить. Меня ведь весь посёлок знает, дети бегут навстречу и обнимают. Что мне ещё надо? Да всё прекрасно! Вот собираемся ехать в Излучинск – подтверждать звание народного коллектива. Конечно, «Ваховчанка» уже не числится хоровым коллективом, но мы-то поём.

– Сколько песен в вашем репертуаре?

– Ой, даже не помню, хотя мы ведём учёт. Наверное, более двухсот, поём хорошие песни советских композиторов. Сейчас разучиваем песню «Хотят ли русские войны?». Она нам близка, но молодёжь и дети её не знают, что мне удивительно. Теперь услышат замечательные слова Евгения Евтушенко. Ещё мы поём народные песни, можно сказать, открываем глаза новому поколению. Наверное, я счастливый человек, потому что не могу жить без своих девчонок и без наших песен. И ещё знаю, что молодые подхватят эти песни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

59