Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.06.2017 09:15 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 20.06.2017 г.

Нежный возраст

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото Юлии СУХАНОВОЙ.

 Наталья Алфёрова со своим учеником Александром Середнёвым.

Недавно в детских школах искусств прошли выпускные экзамены. Кто-то из учащихся будет с благодарностью вспоминать уроки своих педагогов, а кое-кто из выпускников продолжит занятия в классах живописи, музыки и танца. Как говорится, из любви к искусству. О том, как прошли экзамены в Охтеурской ДШИ, рассказывает её директор Анастасия МАТЫГУЛИНА.

 – В этом году у нас замечательный выпуск – «великолепная семёрка», как я её называю. Наши учащиеся отнеслись к испытаниям очень серьёзно и продемонстрировали приобретённые знания и умения, в том числе учащиеся хореографического класса, где в течение года сменились два преподавателя.

Что касается единственного ученика по классу балалайки Александра Середнёва, то он порадовал нас и своего педагога Наталью Алфёрову ещё на открытом районном конкурсе «Юный виртуоз», где стал лауреатом второй степени. Там он выступал как единственный «струнник» среди ДШИ района и Нижневартовска, обаял своей игрой членов жюри и принял участие в заключительном концерте музыкантов. Эта Сашина победа в конкурсе стала для него хорошим стимулом во время подготовки к выпускным экзаменам.

Два моих ученика – пианисты Игорь Скляров и Станислав Матыгулин – были дипломантами международного конкурса «Праздник детства» в Санкт-Петербурге. Тот успех «подстегнул» их при подготовке к заключительному аккорду, и они прекрасно подготовились к школьным экзаменам. Мальчишки очень перспективные, тем более что играют в дуэте, что встречается довольно редко. Мало кто из подростков сходится по темпераменту, тем более в пятнадцать лет: в этом возрасте они отрицают наставничество, дополнительные занятия и стремятся к свободе. Тем не менее выпускники прониклись чувством глубокой ответственности перед своими педагогами, а нам было очень приятно принимать у них экзамены.

– Вы сказали, что дуэт пианистов перспективный. Ребята могут посвятить себя музыке?

– Вы знаете, если у них и были сомнения на этот счёт до выпускного экзамена, например, у Саши Середнёва, который исключал дальнейшие занятия в школе, то теперь он задумался. Я ему честно сказала: «Ты ни одного дня не будешь жить без хлеба со своей балалайкой! В любой стране твои «Смуглянка» и «Калинка» будут приниматься с восторгом. Это вечные произведения!» Тем более они исполняются на инструменте, который в своё время пережил инквизицию. Тех, кто играл на домрах и балалайках, в Средние века сжигали на костре. Наш великий музыкант Андреев совершил исторический подвиг, восстановив балалайку и сделав её символом русской культуры. Сегодня оркестр народных инструментов его имени покорил все страны мира, как и русская песня. У пианистов сейчас есть желание участвовать в конкурсах, а значит, есть и перспектива. Главное, что подкупает в выпускниках – это их музыкальность и стремление к созданию художественного образа. Мы их этому учили, как и вдохновению. Педагоги порадовались на экзаменах, увидев, как их воспитанники чувствуют стиль, жанр и эпоху исполняемого произведения.

– Чем теперь займутся ваши выпускники?

– Они будут учиться в общеобразовательной школе. Мы им предложили вариант учёбы по кратковременным программам, то есть не хотим с ними расставаться. Ни один ученик из этой семёрки не отказался, и в этом вижу огромную заслугу педагогического коллектива. Выпускники понимают, что в их жизни наступил новый этап. А ещё хочу сказать, что в нашей школе учатся прекрасные первоклассники, так что на смену полюбившимся выпускникам пришли новые ребятишки, которые покажут своё отношение к занятиям и концертам. Школа продолжает жить творческой жизнью.

– Анастасия Анатольевна, я слышала, что вы в Охтеурье отметили День славянской письменности. Что вы исполняли?

– В том концерте наш хор исполнил произведение Александра Варламова «Ангел» в классической манере. Другое дело – пасхальный концерт, где наряду с классическим репертуаром мы показали реконструкцию праздника Красная горка: парни, девушки, хороводы и песни. Зрители были ошеломлены этим полуторачасовым концертом, многие говорили, что не могли представить, что такое действо сделано детьми.

– Хочу спросить, когда вы успеваете готовить эти программы, если в течение учебного года все силы направлены на экзаменационный концерт?

– Дело в том, что фабулу отчётного выступления обсуждаем на педагогическом совете. В этом году она была посвящена творчеству Шуберта – мы отмечали 160-летие композитора. Кстати, хореографы сделали вариации на тему номера Майи Плисецкой «Айседора» – «Музыкальный момент», попутно рассказали зрителям о музыке «первого романтика» Шуберта и его продолжателях. Программа отчётного концерта была насыщенной и интересной.

Что касается концертов, о которых вы спросили, скажу так: формируя репертуарный план на учебный год, заранее примеряемся к программам учебного материала, то есть смотрим, что сможем подготовить к публичному выступлению. Когда звучала музыка Франца Шуберта, очень многие зрители были потрясены: оказывается, они не раз слышали его произведения, но не знали имени немецкого композитора.

– Вы рассказывали о его жизни и судьбе родителям своих учеников?

– У нас есть Музыкальная гостиная, куда может прийти любой житель села. В прошлом году рассказывали о творчестве Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича, то есть стремимся к просвещению населения села, другой миссии нам не дано. Если не будем взращивать своих слушателей, то для кого здесь работаем? Раз растим музыкантов, значит должны растить и слушателей. И нам это удаётся, мы научились создавать атмосферу во время концерта, которая даёт людям информацию к размышлению. Многие дети открыли для себя мир по имени Франц Шуберт.

Знаете, сейчас пошла тенденция ругать молодое поколение. Но как можно его не любить, чтобы ставить на нём разные клише? Всё это неправда. Я работаю с детьми двадцать пять лет, на моих глазах выросло не одно поколение ребят, способных думать и слушать.

– Скажите, а ваши ученики, которые давно окончили школу, обращаются к инструменту?

– Мы здесь постоянно общаемся с ними. Например, девочки из первых выпусков говорили: «Да чтобы мы своих детей отдали в музыкальную школу?! Ни за что!» Теперь встречаю их: «Дети в обязательном порядке придут в школу искусств!» Они поняли, чем отличаются музыканты от тех, кто был лишён возможности соприкосновения с искусством. Например, одна наша выпускница, которая связала свою жизнь с живописью, а в школе училась ещё и музыке, в съёмной квартире обнаружила фортепиано. И она привезла из дома ноты.

Моя дочь, которая тоже окончила фортепианное отделение, сейчас учится в Санкт-Петербурге и живёт в общежитии, где есть рояль. Она старается одной из первых сесть за инструмент, потому что он редко бывает свободен. Представляете, что значит музыка? Или Люда Дрыгина, серьёзная дама, врач, говорит, что обожает петь и всегда поёт, если есть возможность. У неё прекрасный голос. Не зря говорят, что искусство вечно и не подвластно годам. Если семечко проросло в душе, то оно даст плоды. Считаю, что дети наших выпускников тоже сделают свой шаг в искусство. Нам нужны культурные, образованные люди – цвет нации.

– Президент России Владимир Путин подписал указ о том, что Год детства в стране станет десятилетием – до 2028 года. Не собираетесь ли вы увеличить набор в школу?

– У нас в школе вся жизнь – десятилетие детства, этот процесс бесконечен. Благодаря высокой квалификации, личным качествам каждого преподавателя в школе создана прекрасная атмосфера для детей. Они могут выбрать здесь любое занятие по душе и возможностям. Педагоги помогают им услышать звучание инструментов, они способны заинтересовать детей рисованием или танцем. Дети могут заниматься одновременно в двух классах и проявлять свои способности.

Вопрос не в том, сколько учащихся можно принять в ДШИ, а в том, чтобы увидеть в них личность, сохранить желание войти в мир искусства. Сейчас многие говорят о духовном воспитании детей, но забывают о культуре, а одно без другого не бывает. Вот о чём нужно знать и помнить, когда идёт речь о молодом поколении.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

32