Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

27.06.2017 09:41 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 68 от 27.06.2017 г.

Судить всё-таки нам

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото с сайта Сургутского городского суда.

Четверть века назад, в июне 1992 года, в нашей стране был принят закон «О статусе судей в Российской Федерации». Чуть раньше, осенью 1991 года, в Москве прошёл первый Всероссийский съезд судей, а в марте 1992 года состоялось первое заседание Совета судей России.

Новые исторические условия потребовали и новых правил: суды становились самостоятельными в принятии своих решений, независимыми от законодательной и исполнительной власти. В обществе, прежде закрытом, подобные правила были незнакомы. Создание правового государства было связано и с формированием его федеративной модели. Новая модель судебной власти складывалась тогда в каждом из субъектов. В Югре ситуация выглядела сложнее. Прежде отдалённый регион не имел всех возможностей, чтобы удовлетворить потребности обычных людей и юридических лиц в правосудии. Судебному сообществу надо было решать вопросы, связанные с совершенствованием своей деятельности. Для этой задачи в округе был создан Совет судей, в 1998-2002 годах его работой руководил Валерий Пазников, который в те непростые времена возглавлял Нижневартовский районный суд. С ним двадцать шесть лет назад начинала работать Людмила Хлынова, они были коллегами по Радужнинскому городскому суду. Теперь Людмила Романовна возглавляет Нижневартовский районный суд. С ней мы поговорили о том, насколько сложным был процесс становления судебной системы в округе, какими делами и заботами живёт судебное сообщество сегодня.

– В новой должности вы с февраля 2017 года, а до того были заместителем председателя Сургутского городского суда. Отличается ли характер дел, которые рассматривали прежде и рассматриваете сейчас?

– Сургут – самый крупный город Югры, и преступлений общей уголовной направленности здесь совершается больше, чем в других регионах. Там много предприятий различной формы собственности, индивидуальных предпринимателей и, соответственно, больше капитала. Всем этим обуславливается и характер преступлений – налоговые преступления, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, бытовые преступления.

Нижневартовским районным судом в основном рассматриваются уголовные дела, связанные с хищением нефти и повреждением нефтепроводов.

– Сколько судей ведут работу в Нижневартовском районном суде?

– В суде работают восемь составов суда, два из них в городе Покачи, а шесть – в Нижневартовске. В 2015 году Нижневартовский районный суд был объединён с Покачевским городским судом.

В суде введена специализация судей, одни рассматривают уголовные дела, другие – гражданские, один судья специализируется на рассмотрении дел об административных правонарушениях. Кроме того, в Нижневартовском районе создано три судебных участка мировых судей: в Покачах, Излучинске и Нижневартовске. Мировой судья, который находится в Нижневартовске, рассматривает дела по городскому поселению Новоаганск, сельским поселениям Аган, Вата, Зайцева Речка, Ларьяк, Покур. Мировой судья третьего судебного участка, который работает в посёлке Излучинск, ведёт дела по городскому поселению Излучинск и сельскому поселению Ваховск.

Мировые судьи рассматривают уголовные дела по преступлениям, относящимся к категории небольшой тяжести, а также гражданские дела об административных правонарушениях, относящихся согласно законодательству к их подсудности.

Хочу заметить, что мировые судьи, как и мы, федеральные, самостоятельны и независимы в принятии решений. Люди, не согласные с решением мирового судьи, обжалуют решение в районном суде.

– Для такого большого района, как наш, острой, наверное, является проблема доступности правосудия: расстояние до доброй половины поселений составляет две сотни километров, куда-то из города можно добраться только по реке или зимнику, а то и вовсе на вертолёте.

– Есть дела, которые возможно рассмотреть в отсутствие той или иной стороны. Люди в таком случае направляют в суд заявление, в котором соглашаются на рассмотрение уголовного или гражданского дела в их отсутствие, если это допускает закон.

– Задам вопрос иначе: в Уголовно-процессуальном кодексе РФ записана норма, согласно которой суд вправе выбирать для себя место для разбирательства по делу. Практикуются ли сегодня выездные заседания суда?

– Такая практика ещё не так давно существовала: в районном суде накапливались дела из одного поселения, туда выезжал судья и их рассматривал. На смену такому порядку ведения дел пришли новые технологии: жители Новоаганска и Варьёгана могут, к примеру, выступить в суде в качестве одной из сторон по видеоконференцсвязи из зала городского суда в городе Радужном, жители Агана – по видеоконференцсвязи из зала судебных заседаний в городе Покачи. Исключением являются подсудимые, которые в силу закона обязаны принимать участие в судебном заседании по тяжким и особо тяжким преступлениям. По преступлениям небольшой и средней тяжести подсудимые вправе написать заявление о рассмотрении уголовного дела в их отсутствие. Между тем и в настоящее время судьи практикуют выездные заседания.

– На памяти прошлогодний случай, когда только один житель района, приговорённый районным судом к лишению свободы, был помилован Президентом РФ. Оказалось, что не только в районе, но и в округе никто более из числа осуждённых не обращался к главе государства. Что мешает людям, получившим реальный срок за преступление небольшой тяжести, обратиться к президенту?

– Сложно сказать, какие мотивы являются для них препятствием. Помилование всегда было явлением очень индивидуальным. Вид помилования во многом зависит от того, какое лицо подаёт прошение, сколько человек находится в месте лишения свободы и т.д. В субъектах для этих целей были созданы специализированные комиссии по вопросам помилования. Именно они первоначально рассматривают ходатайство. Практика работы комиссий показывает, что положительный ответ – достаточно частое явление.

– Реформа, которая в последние двадцать лет проводилась в судебной системе, предполагала отказ от карательного принципа в применении наказания, если, конечно, речь не шла о преступлениях особой тяжести. Насколько частым бывает снисхождение в судебной практике?

– При назначении наказания суд обязан учесть мотив совершения преступления, личность лица, конкретные обстоятельства совершённого преступления и другие юридически значимые обстоятельства. Лицо, которое впервые совершило преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа при условии, что оно возместило ущерб или загладило причинённый вред.

– Рассматривая дела, судья изучает и мотивы преступления. Что заставляет людей идти на нарушение закона?

– Люди, как правило, не считают, что совершают преступление, просто о том не думают. Так и говорят в ходе разбирательства: не знал, не задумывался, не предполагал.

– Кого больше из числа фигурантов таких дел: молодёжи или людей зрелого возраста?

– Примерно половина тех и других. Когда выясняешь мотивы, заставившие преступить закон, то выясняешь, что, как правило, имеешь дело с людьми, которые могли бы, но не хотят работать.

– Чтобы стать судьёй, нужно иметь за плечами пять лет юридической практики. Рассмотрение уголовных дел требует опыта, в том числе и подсказанного жизнью. Насколько сложно вести такие дела судьям, которые молоды и недавно только наделены правом вершить правосудие?

– В моём понимании судья должен быть высоконравственным человеком, его должен отличать высочайший уровень профессионализма. Это должен быть человек с большим жизненным опытом, потому что каждое судебное решение – это не только применение той или иной нормы права, это ещё и разрешение жизненной ситуации.

В суд стороны обращаются не потому, что кому-то хочется сюда ходить, а потому, что между ними возник серьёзный социальный конфликт, и он становится неразрешимым. Хочу отметить, что с 2009 года произошла смена судейского корпуса почти на 80 процентов. Ужесточились требования к кандидатам на должность судьи. Так, помимо требований по минимальному возрасту (25 лет) и наличию высшего юридического образования необходимо сдать квалификационный экзамен, который принимает специальная экзаменационная комиссия. Кандидату на должность судьи необходимо получить и согласие квалификационной коллегии. Мне довелось работать с молодыми судьями, могу заверить, что в профессиональном плане они в большинстве своём соответствуют квалификации.

– Что, по вашему мнению, особенно изменилось за два десятилетия в практике текущей работы судьи?

– Если посмотреть тексты решений и приговоров, которые выносились судом лет двадцать назад, то обращаешь внимание, что они были краткими. Готовя свой вердикт сегодня, судья переносит в него из дела каждую деталь. В этом случае решение или приговор считаются основательно проработанными, до конца обоснованными.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

312