Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

03.08.2017 10:59 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 03.08.2017 г.

Быть директором и просто, и сложно

Автор: Михаил Рудаков. Фото автора.

Судьба – она такая. Может направить события в неожиданное русло. У неё свои правила. И свой экзамен на прочность, который она устраивает на новом витке жизни. Новое испытание лучше принять таким, какое оно есть. В этом заключена своя логика. Важно только подметить её и верно понять. Именно так рассуждал Ильсур Басыров, когда давал согласие стать директором и принимал дела в Ларьякской общеобразовательной школе.

 

События, по его словам, развивались стремительно: в четвёртой четверти в школе не было учителя физики, и он давал уроки по скайпу из Излучинска, где трудился на протяжении пяти лет в школе № 1. А уже после майских праздников о новой перспективе с ним заговорили представители районного управления образования и молодёжной политики. 23 мая 2017 года состоялось назначение на новую должность. В новой для себя роли  Ильсур Минниахметович выпустил в жизнь выпускников девятого и одиннадцатого классов. Впрочем, замечает он, успел ещё с педагогами и учениками провести спортивное мероприятие.

Лето Ильсур Басыров проводит без привычного отпуска.  Вникает в дела и занимается подготовкой школы к новому учебному году. В момент, когда я зашёл, он обговаривал с бухгалтером вопрос о приобретении новых стендов для кабинетов физики и химии. Капитальный ремонт в школе проводился в прошлом году, в этом же достаточно было косметического: побелили-покрасили в столовой и в коридорах, починили сантехнику и электрику. Эти заботы коснулись и детского сада, который является частью образовательного учреждения.

Мы прошли по двум этажам здания, обошли пришкольный  двор. В конце июня в учебном заведении побывали сотрудники санитарной службы, никаких нареканий от них не прозвучало. В школе уютно, в ней созданы все условия для учебных и внеклассных занятий, и ученикам, и педагогам очень повезло. Во всём этом – большая заслуга прежнего директора Валентины Пашковской. Главная задача, которая стоит перед её преемником – держать высокую марку Ларьякской общеобразовательной школы.

Добрая репутация школы складывалась на протяжении нескольких десятилетий. В будущем году она отметит свой 85-летний юбилей. Всего на

5 лет школа младше Нижневартовского района. Её открыли в первой столице района (тогда Ларьякского) в 1933 году.

Пока ещё новый директор знакомится со школой и селом. Многих ларьякских коллег  Ильсур Минниахметович знал и прежде, поскольку участвовал в районных конкурсах педагогического мастерства. Теперь есть возможность сравнить городскую школу, которой отдал почти пять лет работы, и сельскую.

– Здесь народ более открытый, – делится Ильсур впечатлениями, – жители села всегда поздороваются, когда увидят на улице, спросят, чем могут помочь. В городе люди живут своими проблемами и чаще всего не замечают друг друга, так и проходят мимо, поглощённые суетными заботами

Впрочем, ритм жизни на новом месте знаком Ильсуру. Он родился в селе, там же окончил среднюю школу. После учёбы в педагогическом университете туда же и вернулся. Родина Ильсура – Башкортостан, село Тарказы.

– Нас в семье шестеро, – рассказывает Ильсур, – сестра и пять братьев. Мама работала поваром, свою жизнь она посвятила нашему воспитанию, росли без отца.

В доме говорили по-татарски. Поэтому непросто было учиться в университете, где практически всё преподавание велось на русском, да и среда нового общения в основном была русскоязычная. 

– А сейчас мне говорят, что даю уроки и общаюсь по-русски свободно, – смеётся Ильсур. 

На выбор профессии повлияла старшая сестра. Она первой окончила педуниверситет в Уфе, потом стала завучем в школе. Под её влиянием со своим выбором в жизни определился и другой брат, с ним у Ильсура разница в один год и три месяца. Все трое окончили физико-математический факультет.

В родной школе Ильсур проходил практику, в неё и вернулся уже с дипломом учителя, был назначен заместителем директора. Спустя год  возглавил школу. Прежний директор разглядел в Ильсуре профессиональные качества: когда уходил на пенсию, рекомендовал молодого коллегу себе на смену.

На родине работа  не давала приличного заработка. Поэтому пришла мысль о переезде на Север, в Югру. В первой школе Излучинска работал брат Ильнур, он и поныне ведёт там информатику и заведует школьным информационным центром. Брат позвал Ильсура в наши края.

– Непросто было привыкнуть к такому большому числу детей и педагогов, – вспоминает Ильсур о первых месяцах работы на новом месте. – В сельской школе было максимум 12-16 человек в классе, в среднем же – по десять-одиннадцать учащихся, часто и параллельного класса не было. Здесь же тридцать человек занимались только в одном классе.

Пришлось пересматривать методику преподавания. В сельской школе на уроках физики приводил одни примеры, в городской – уже другие.

Впрочем, отмечает Ильсур, дети везде одинаковы – и в селе, и в городе; и малыши, и старшеклассники. К каждому из них нужно найти подход, с кем-то быть построже, кого-то вовремя похвалить.

– Их мысли надо только повернуть в верном направлении, – добавляет Ильсур, – и всё тогда получится. Надо знать, какими интересами живут твои подопечные, какую слушают музыку, какие фильмы смотрят... 

Сложнее найти общий язык с теми родителями, которые чуть ли не на руках  готовы носить своих детей. С первого класса демонстрируют, что готовы защитить своё чадо, и дети это прекрасно видят. В пятом классе такие ученики могут позволить себе грубое слово в адрес педагога, а в девятом – уже родители приходят в школу и говорят, что их отпрыски отбились от рук. Детей слишком избаловали в наше время, отучили отвечать за собственные поступки, брать ответственность на себя. Зачем? Ведь всё решат за них родители. Пойдут, если что не так, в школу, пожалуются на учителя, который, как они считают, слишком строг. Отрадно, что не все родители ведут себя так, занимаются воспитанием детей.

О том, какие знания даёт педагог, записано в федеральном образовательном стандарте. Учитель не делится теперь готовыми знаниями, как это было несколько десятилетий назад, в советской школе, а направляет (и контролирует) воспитанников в их поиске фактов о мире, в котором живут. С повестки дня не ушла и воспитательная задача. Школьников важно научить уважению друг к другу, к людям. В дальнейшем можно ставить и более глобальные задачи, главная их цель – научить подопечных быть гражданами своей страны.

О том, как научить учиться, философы и выдающиеся педагоги задумывались не одно столетие, написали на эту тему немало книг. Но непреложными остались две истины: это дисциплина на уроке и умение учителя контролировать знания, полученные учеником. Новичку непросто эту теорию воплотить на практике. Здесь важны поддержка и верный совет старших товарищей. Всегда легко сказать молодому педагогу, что неудачен у него урок; гораздо важнее подсказать, где был ошибочный ход при объяснении материала и его закреплении.

Ильсур с благодарностью вспоминает коллег, которые помогли ему состояться в профессии. Это директор Излучинской школы № 1 Нина Зеленская, её заместители Мария Ливн, Галина Акишина, Аксана Шинкевич, Люция Прокопович, учитель физики Эльза Хасанова. Начинающие педагоги в общении и работе с ними обретают уверенность в своих силах, находят себя в профессии.

– Мои старшие наставники очень помогли мне в ходе подготовки к окружному конкурсу «Учитель года», на котором отстаивал честь школы и района, – вспоминает наш собеседник, –  буквально создавали из меня нового человека, по кирпичику.

В заключение я задал Ильсуру Минниахметовичу вопрос: что бы он пожелал своим молодым коллегам, которые окончили педагогические вузы и готовы взять на себя бремя учительской профессии?

– Надо найти и выработать свою методику, – ответил он. – С детьми, на самом деле, работать и просто, и интересно. Надо понять, как можно управлять классом, какую выработать тактику. Сложнее быть руководителем. Для этого нужно учиться сдерживать свои эмоции. Ведь под началом руководителя – разные люди. В школе надо находить общий язык и с детьми, и со взрослыми. Это ещё более сложная задача. Но и она по силам тому, кто знает профессию педагога и хочет постичь её правила, гласные и негласные.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

129