Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

31.08.2017 08:59 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 96 от 31.08.2017 г.

Как наше слово отзовётся

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото Михаила РУДАКОВА.

Учитель словесности Лариса Шмидт

Первым было Слово. От него пошла наша словесность и наша великая литература. Любви к родному слову и книгам учит преподаватель. Его называют словесником – вестником языка Пушкина. Завтра начнутся уроки литературы в средней школе Зайцевой Речки. Это будет тридцать третий учебный год Ларисы Владимировны Шмидт.

Как важно встретить в жизни наставника, особенно молодой учительнице, только-только перешагнувшей школьный порог. Таким наставником у Ларисы Владимировны была завуч одной из казахстанских школ Александра Фёдоровна Коновалова, которая встречала молодых коллег и опекала их в течение нескольких лет.

Александра Фёдоровна пригласила учительницу начальных классов Ларису Владимировну в Зайцеву Речку, куда переехала в 90-е годы и где много лет была директором здешней школы. О ней и сегодня с большим уважением отзываются педагоги, она достойна добрых слов об Учителе.

Вот и наша героиня с теплотой говорит о своём школьном преподавателе русского языка и литературы, хотя делала большие успехи в математике.

– Почему стала филологом? Странная получилась история, – рассказывает она. – Когда я работала в начальной школе, мне как-то предложили вести уроки русского языка в пятых классах. Так и втянулась. То же случилось и в здешней школе. Затем появилась возможность получить высшее образование в Нижневартовском педагогическом институте. В то время нас было десять студентов-заочников из нашей школы, но я одна выбрала филологический факультет. Думаю, что состоялась как учитель русского языка и литературы.

Журналистов всегда интересует вопрос: кто из выпускников школы вот так же, след в след, пошёл за учителем в словесники? Оказывается, пока только дочь выбрала педагогическую стезю, но этот факт можно отнести к семейной традиции, потому что в школе преподаёт ОБЖ Владимир Шмидт – глава будущей династии. Выпускники в основном стремятся стать историками и экологами, что тоже похвально.

– Может быть, они любят книги или полюбят чтение, но мне важно знать, что они выбрали свой путь. И потом, чтобы сегодня поступить на филфак, нужно хорошо знать русскую литературу. Над этим и работаю: хочу, чтобы имя каждого русского писателя осталось в их памяти, чтобы они имели представление о произведениях и чтобы захотели их прочитать или перечитать.

Я не заставляю учащихся читать книги, мне важно заинтересовать их содержанием произведения, а уж если прочитали, то они должны понимать прочитанное. Сегодня учащиеся пишут не сочинение-изложение, а рассуждение о произведении, излагают своё понимание психологии героев Толстого и Достоевского, а это значит – учатся читать и думать.

Монолог Ларисы Владимировны бесконечен об учениках, посёлке и родной школе.

– Знаете, в 90-е годы Зайцева Речка была совершенно другой. Когда думаю о том времени, всегда удивляюсь нашей неприхотливости и терпению. Как мы жили в неустроенности? Наверное, нас спасала молодость, мы тогда мало думали о комфорте.

Здесь родились мои дети, здесь работают мои коллеги, которые не собираются уезжать. С годами посёлок стал процветать, на глазах менялся его облик, да и в школе – я это чувствовала – приобрела определённый опыт работы. Теперь могу сказать, что мы здесь пустили корни; нам здесь нравится, хотя были предложения о работе в городской школе. Зачем куда-то переезжать, если есть хорошая дорога, можно всегда съездить в театр? Правда, теперь мне больше хочется слушать тишину леса и реки. Если посмотреть вокруг, то любой человек скажет, что посёлок стоит на хорошем месте.

Вот мы говорим о литературе. Мне кажется, что это самый трудный предмет школьной программы, потому что литература воспитывает, по крайней мере должна воспитывать человека, и формировать характер. Здесь не столько важна теория, сколько умение почувствовать прочитанное. Дети приобретают первый жизненный опыт именно через литературу. Они признаются, что раньше не задумывались о своём отношении к людям и животным, а старшеклассники уже рассуждают о прочитанном и удивляют меня своими откровениями.

Мы знаем, что первым было Слово. Мои бывшие ученики напоминают мне – а я уже забыла сказанное, – что слышали слова учителя: «У тебя твёрдый характер, ты всё сделаешь, всё получится». К слову нужно относиться очень осторожно: оно может ранить человека и оно же может поднять его на благое дело. Как доброе слово важно детям, как они ждут его именно от учителя!

И вот 1 сентября. Сколько бы лет ни прошло, этот день для меня всегда праздничный. Жду чего-то нового, потому что придут другие дети, потому что за каникулы они изменились, поумнели и подросли. Мне кажется, что в новом учебном году должно произойти что-то неожиданное, чего ещё не было. Я иду в школу с надеждой на нашу общую любовь с детьми к литературе и к родному языку, на котором написаны лучшие книги ушедших столетий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

26