12.09.2017 14:16 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 101 от  12.09.2017 г.

Всё начинается с труда

Автор: Софья ЯРЫГИНА. Фото автора.

Технологию и ОБЖ в Новоаганской средней школе имени трижды Героя Советского Союза «маршала Победы» Георгия Жукова преподаёт Алексей Полтарин. Он из тех учителей, что пришли в образование уже во времена его реформирования. Он, впрочем, застал ещё годы, когда «технология» называлась «трудом». Это было в начале 2000-х, когда начинал преподавательскую карьеру в Варьёганской школе.

Алексея Алексеевича пригласили туда мастером производственного обучения. «Там не совсем технология была, или труды, как мы привыкли говорить, а серьёзная программа, которой уделялось довольно много часов, так что выпускники получали удостоверение столяра-плотника, – вспоминает учитель. – Так как у меня пятый строительный разряд, почти мастер, то и взялся за эту работу. А потом уже перешёл в посёлок, потому что и с транспортом проблемы были, да и оплату обещали чуть больше».

Преподавал сначала в старой школе, тогда ещё девятилетке. Был учителем труда и рабочим по зданию. Здесь нагрузки тоже хватало – трудовое обучение велось с 5 класса и по выпускной. Затем, когда школу перевели на полную среднюю одиннадцатилетнюю программу, ему добавили уроки ОБЖ. И ещё какое-то время Алексей Полтарин был трудовиком для 10-11-классников. Довольно скоро, впрочем, этот предмет «оптимизировали» и он превратился в технологию в том виде, в каком её знают сегодняшние ученики. И это, надо сказать, довольно своеобразная дисциплина, о которой стоит рассказать отдельно.

– Есть программа, плюс есть рекомендации к ней, – пояснил учитель. – Вот, допустим, на данный момент в школе отсутствует такой предмет, как черчение. Хотя раньше он был, и в институтах его до сих пор спрашивают. Так вот по рекомендации Министерства образования его включили в технологию. В ней сейчас есть темы, удивительные и непривычные для людей, которые обучались по старым программам. Допустим, в 8 классе мы изучаем бюджет семьи. Рассматриваем соблюдение правил покупок, сроки годности разных товаров, налоги – куда они идут: почему папа заработал 100 тысяч рублей, а 13 из них вычли? Почему у школьника бесплатные учебники и бесплатная еда в столовой? Говорим о том, как формируется налоговая база.

В 9-11 классах идёт модуль предпрофильной подготовки. Здесь частично захватываем психологию, изучаем особенности характера. С помощью тестов выявляем, какие профессии наиболее подходят тому или иному психотипу личности. Я не ставлю задачу, чтобы дети на моих уроках выбрали профессию, но хочу, чтобы они научились смотреть на себя объективно и верно оценивать – смогут ли соответствовать желаемой профессии.

Так что технология – это давно уже не те «труды», какими мы привыкли их представлять – когда бралась заготовка, и ученик неделю выстругивал из неё какое-нибудь изделие. Это, конечно, преподаётся, но оно входит в программу первых двух лет обучения. Это база, ученик должен понимать, что вот с этого начинался ручной труд.

И здесь, кстати, неплохая программа. В ней такие темы, как «Закрепление настенных предметов». То есть учим парня, как повесить полочку, как просверлить отверстие в стене, забить в него крепёж. Интересная тема «Сборка мебели». Иногда её практикуем. Радуюсь, когда в школу привозят много мебели и мы можем собирать её на уроках. Конечно же, это и командная, групповая работа, в которой оттачивается слаженность действий коллектива. Ну и практические навыки: умение прочитать технический паспорт, понять последовательность сборки. Изучаем электричество в быту – тоже нужная и полезная тема.

В старших классах больше показываем работу на станке: как дерево- или металлообработка происходит на современном предприятии, в промышленности – быстро, на компьютеризированных станках. А ближе к выпускному программа «социализируется».

То есть технологию, как предмет, можно рассматривать с разных точек зрения. А в целом, пожалуй, она даёт представление об эволюции труда человека.

К сожалению, поделился учитель, на начало этой эволюции – собственно, на ручной труд, сейчас мало обращают внимания. В школе есть станки, но материалы к ним приходится доставать самостоятельно.

– Сейчас большее предпочтение даже со стороны администрации отдаётся предмету ОБЖ, – замечает Алексей Алексеевич. – Поддерживается патриотическое движение, вкладываются средства в поездки, слёты. И это замечательно. Но технология ушла в сторону, у нас даже нет методического объединения учителей-трудовиков района. Нет финансирования на материалы, достаём их, как получится: собираем по знакомым или при разборе ветхого жилья. Инструмент есть, база у нас хорошая: два отдельных кабинета – и по металлообработке и по деревообработке. Но вот отдачи с них маловато.

Впрочем, это не мешает школьникам получать на уроках Алексея Полтарина знания в полном объёме. И даже спустя годы оставаться ему за них благодарными. Как сказал учитель, очень приятно знать, что оставил след в чьей-то жизни, приятно, когда выпускники приходят, чтобы поздороваться с бывшим наставником.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

3