Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

30.09.2017 09:34 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 109 от 30.09.2017 г.

Поэзия чудит, когда нас выбирает

Автор: Беседовала Наталья СТЕПАНОВА. Фото из личного архива Г. Нигматуллиной.

Наша газета уже сообщала о выходе в свет сборника стихов и прозы авторов, увлечённых литературным творчеством – «Слово как повод…» Этот подарок читателям нашего района сделала Центральная районная библиотека. В издание вошли, в том числе, стихи преподавателя истории и обществознания Ваховской средней школы Галины НИГМАТУЛЛИНОЙ. Сегодня мы представляем её нашим читателям.

– Владимир Мазин написал: «Счастливые люди не пишут стихов». И ваши стихи тоже не о счастье. С чего вы их начали писать?

– В сборник «Слово как повод» вошли мои юношеские стихи, кроме посвящённых Югре. Наверное, в тот момент были какие-то личные переживания, уже забытые. Была молодой, ещё не устоялась семейная жизнь, были и разочарования. Но в стихах всё искренне, всё правда. Я пишу строчки на клочках бумаги, потому что не готовлюсь к приходу рифмы. Только Югре посвятила стихи по случаю, потому что живу здесь двадцать лет. Пора поблагодарить наш край за любовь и приют.

– Откуда вы приехали в Ваховск?

– Я родом из Тюменской области, там есть село Супра под Тобольском, там родилась, училась в Тобольске. Получается, этот край мне родной.

– Как вам здесь нравится и как живётся?

– Хорошо живётся. Мне кажется, что здесь сформировалась как педагог и личность, принимаю участие в конкурсах профессионального мастерства и стараюсь расти. Если я приобрела мастерство как педагог, на что смею надеяться, то это случилось в моей Ваховской школе.

– «О, сердца боль, тебя понять не в силах я, ты поразила разум мой и душу…» Что за страсти?

– Это были страсти разного рода, всё уже не припомню, но был страх за моего сына, который болел в течение четырёх лет. Я его вынашивала, пестовала, возила по больницам. Всё, что смогла, сделала, но занимаясь физическим здоровьем сына,  упустила его воспитание. Как говорится, сапожник без сапог… Много жалела, много опекала. Он теперь программист, может заниматься ремонтом компьютеров, но не работает: это проблемы с обществом, проблемы социализации.

– Галина Владимировна, хочу спросить о стихах: строчки падают с небес и мучают? Потом к ним нанизываешь слова и рифмы? Так?

– Нет, они скорее проходят через сердце: почувствовала какое-то состояние, попыталась поймать строку. Сейчас у меня в жизни больше позитивного, поэтому пишу мало стихов. В этот сборник они попали совершенно случайно. Вот недавно  была на курсах по основам религиозных культур и светской этики, занятия проходили так интересно, что всякий раз заканчивались строчкой из будущих стихов. Тогда мне хотелось сказать о роли учителя, о том, что мы – воспитатели своих учеников.

– Я спросила вот о чём: бывает ли так, что строка прицепится и заставляет писать дальше? Так бывает?

– Да, но нечасто. Чаще нахожу свои бумажные клочки со строчками и дописываю. Или они ждут своего часа. Недавно написала стихи о конкурсе «Учитель года», но скоро сама буду участвовать в нём как преподаватель обществознания. В прошлом году была на подобном мероприятии, оно навеяло стихотворение о том, что мы учим, как нам кажется, чужих детей, а на самом деле чужих детей не бывает. И мы, учителя, должны быть необычными, нестандартными, чтобы и наши ученики стали такими. Всегда хочу найти в уроке нравственную нить, то есть склоняюсь к воспитательной стороне урока, всегда найду для этого пример.

– Ваши ученики знают, что вы пишете стихи?

– Да, потому что я сочиняю девизы для сценок в КВН, переделываю песни. Да, они знают, да и только. Им, думаю, не до лирики, они её не поймут. Даже моя сестра, преподаватель русского языка и литературы, прочитав мои «пробы пера», сказала: «Галя, не особенно старайся: похоже на бульварную поэзию». Что ж, пишу, как могу.

Я упала наземь, но сейчас я встану,

Ведь жизнь ещё не закончилась моя,

И все обиды вам прощаю я,

И верить в лучшую судьбу не перестану.

Наверное, написала эту строфу, когда родился мой единственный сын. Почему это и за что, думала я. Потом решила: испытание по силам. Вначале же не могла понять, считала, что два моих красных диплома, моя активность обещают мне счастье и  удачу. И вдруг – хлоп! – меня приземлили. Но мы с сыном выстояли.

– Почему бы в школе не создать литературный кружок, как это сделал в своё время Владимир Мазин? Дети писали стихи…

– Скорее всего потому, что я не очень увлечена писанием стихов. Они только часть моей жизни, и не самая главная. Иногда пишу рифму на заказ: поздравления по случаю дня рождения, свадьбы, но они получались, когда писались для близких мне по духу людей. Вы напомнили этим сборником о моей юности. Странно, что одни и те же стихи ходят по кругу: Владимир Мазин опубликовал их давно в сборнике «Высокие широты». Знаю только, что стихи самодеятельных авторов собирали по всему району. Наверное, многие пишут, что-то сочиняют. Наша библиотекарь Лилия Белова знала о моих рифмах и предложила отправить их поэту. Я согласилась, но вот встречаю свои ранние стихи во втором сборнике…

– Галина Владимировна, в нём много стихов ваших односельчан. Что здесь происходит?

– Наверное, люди пишут стихи потому, что здесь всё чувствуется острее, например, одиночество, недостаток…

– Кислорода?

– Да не только кислорода. Почему я согласилась участвовать в конкурсе профессионального мастерства? Да потому, что начинаю себя будоражить и в этом процессе нахожу что-то интересное и новое. Почему люди пишут стихи? Знаете, судьбы у всех разные…

– Счастливые люди не пишут стихов?

– Я себя не считаю несчастливой, в детстве была очень любимой в семье, поэтому, наверное, отчаяние и вылилось в том стихотворении: я, такая любимая, и за что мне такая боль? Всё делала для того, чтобы летать. Правда, летать не перестаю, я оптимистка по жизни, что бы ни случилось – не расслабляюсь. Плохо мне бывает только один день, когда  ничего не хочу делать, но потом – всё хорошо, жизнь продолжается.

– Вы ещё будете публиковаться?

– Если пригласят. Напишу о своих впечатлениях о предстоящем конкурсе учителей, соберу о них стихи с курсов и, как обещала коллегам, выпущу их в свет.

– Это рабочие стихи, а вы лирик.

– Лирик, но будут и лирические стихи.

– Смотрите, какая золотая осень. Ехала сюда и твердила: «Очей очарованье!»

– Одолевает эта красота, но я только восхищаюсь природой, потому что лучше Пушкина всё равно не напишешь, кроме собственных переживаний.

– Вы участвуете в жизни посёлка?

– Когда приехала сюда, пела в хоре, а сейчас, если приглашают на мероприятие, с удовольствием соглашаюсь. У нас в школе проходит много интересных событий. Например, был Урок мира, который мне понравился. Пришлось говорить и об инклюзивном образовании: это образование детей с инвалидностью вместе со здоровыми детьми. Всё, что связано с воспитанием детей, это для меня. Видимо, педагог «сидел» во мне с детства, видимо, правильно выбрала профессию, только не знаю, правильно ли выбрала предмет. Меня ведь приглашали на филфак.

– У вас в роду педагоги?

– В семье и в одном поколении – только мы с сестрой.

– Тогда откуда лирика и душевность? От мамы?

– Скорее от папы и от книг. Он был необычным человеком. У него порой возникали сумасшедшие идеи. Папа был механизатором, сельским комбайнёром. В конце своей жизни говорил мне: «Я придумал теорию: у Луны с Землёй такие отношения! Всё, что говорят учёные, неправильно!»

Я видела, как он плакал, когда смотрел кино. И не стеснялся своих слёз при детях. Мама была более практичной, потому что на её плечах было четверо детей и папа, пятый ребёнок. К сожалению, мы с сестрой так и не составили своей родословной. Со стороны отца все мои тётки были несколько не от мира сего, очень интересные люди.

– Почему пошли в педагогический институт?

– Наверное, во мне уже «сидел» учитель. После окончания школы выбор был такой: медицинский или педагогический. Медицинский, я знала, не для меня, стало быть – педагогический.

– А что случилось с историей – «не вашим предметом»?

– Русский язык знала на «четвёрку», а историю лучше. Думала так: философия – в обществоведении, там все размышления о жизни, надеялась, что что-то пойму.

– Узнаете правду о истории России?

– Правда о ней – не вопрос для учителя истории. Как учитель  преподношу детям уже готовые знания. Есть понятие «историческая наука», вот от неё никуда не уйти, она-то и преподносит факты.

Первое моё образование – учитель начальных классов. Уже года два думаю: не перейти ли в начальную школу? Тогда нужно пройти переподготовку. Вот там бы  реализовала себя! Когда окончила педучилище и пришла в школу, директор мне сказал, что нужен учитель истории: «Вы умница, будете учиться и работать». Училась практически заочно, стала преподавать историю по причине сложившихся обстоятельств. Так совпали мои интересы с интересами школы.

– Мне кажется, что историк – главный учитель в школе.

– Да, главный: он формирует мировоззрение учеников. Историю нужно понимать.

– Ой, мы ушли в сторону. Скажите, поэзия в вас – это надолго?

– На всю жизнь…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

20