Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

24.11.2018 09:01 Суббота
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 131 от 26.11.2018 г.

Научи ты нас, историк, как нам предков не забыть

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из личного архива Светланы Антроповой.

Одни утверждают, что история не наука, другие – что это главный предмет в школе. Преподаватель истории и обществознания, завуч Варьёганской средней школы Светлана АНТРОПОВА уверена, что без знания истории Отечества мы не можем считать себя единым народом.

– Мы уже несколько лет отмечаем государственный праздник – День народного единства. Почему говорим о Смутном времени? В российской истории есть война с Наполеоном…

– Почему День народного единства? Потому что российский народ объединился против общего врага – отсюда и название праздника. Война с Наполеоном тоже достойна нашей памяти: там присутствовал народный дух, партизанское движение, но русская армия в 1812-1814 годах освободила не только свою землю от пришельцев, но и вошла с этой миссией в Европу. Во время же Смуты народ освободил своё Отечество от польских оккупантов, и именно благодаря сплочённости и объединению. Этот праздник вызывает чувство гордости за русский народ и русскую историю.

– Школьники участвовали в этом празднике?

– Да, в праздничном концерте в своём селе и в Новоаганске, а ещё в выставке декоративно-прикладного творчества. И провели флешмоб. Накануне Дня народного единства в школе прошли классные часы, я на своих уроках говорила ученикам об этом историческом событии. И вот что важно: ученики не только слушали меня на уроках, но и несли информацию домой. Я говорила детям: «Расскажите родителям о празднике». Далеко не все люди знают об истории возникновения Дня единства, ведь родители наших учащихся учились в школе в 90-е годы, когда страна ещё не отмечала 4 ноября как одну из главных дат в истории.

– Мы встретились с вами 7 ноября. Как вы относитесь к революции 1917 года?

– Знаете, у меня, как у человека, родившегося в Советском Союзе, несколько двойственное отношение к Великому Октябрю. В школе в нас воспитывали чувство гордости к этой дате, у меня сохранились фотографии с демонстраций. Переосмысление этих событий произошло уже в университете в конце 90-х годов. Не хочу навязывать детям чьи-то мнения и не говорю им, что революция – это трагедия России, а пытаюсь объяснить, что произошло тогда, и как Октябрь прошёл по огромной стране. Моё отношение к революции? Наверное, так должно было случиться, такова история…

Мне сложно судить об Октябре, потому что нас учили совсем иному отношению к Ленину, партии и стране. Пытаюсь заставить детей думать, чтобы они сами сформировали своё отношение к важным страницам нашей истории. Думаю, что жизненный опыт со временем даст моим ученикам ответы на многие вопросы, если они будут интересоваться событиями прошедших эпох.

– Светлана Леонидовна, вы смотрите на телеканале «Россия» фильм «Годунов»? Это как «Баба яга. Документальный фильм»?

– К таким фильмам отношусь двояко. Наверное, не «созрела» для них, поэтому лучше возьму книгу и почитаю, например, Пушкина. К костюмированным историческим фильмам отношусь с некоторым предубеждением, но детям даю задание посмотреть кино о войне или на другую историческую тему.

– Сегодня утром

по «ТВ Центру» шёл фильм «Битва за Москву»…

– Такие фильмы смотрю, говорю о них на уроках, потому что тема Великой Отечественной войны мне очень близка. И наказываю ученикам обязательно смотреть ленты о защитниках Родины, о подвиге советских солдат, отстоявших Москву в 1941 году.

О войне могу говорить долго – это моя любимая тема в школьной программе. У меня дед воевал. Наверное, я пошла по его стопам: он был учителем начальных классов, пошёл на фронт, был тяжело ранен – ему ампутировали ногу, но вернулся в школу.

Мои дети знают о своём прадеде, мы нашли его документы. Не хочу, чтобы они забыли, за что он воевал, за что был удостоен боевых медалей. И в школе мы с учениками искали их родственников на сайте Минобороны, работали после уроков. Детей нужно заинтересовать, чтобы загорелись их глаза, чтобы они были заняты важным делом. И ученики с гордостью читали документы о своих родных…

– На днях по ТВ прошло сообщение о том, что история должна стать обязательным экзаменом в выпускном классе. Это хорошее предложение?

– Хорошее, но, на мой взгляд, ученики должны сдавать экзамен по истории России, а в рамках госэкзамена есть вопросы по всеобщей истории.

– Всё можно предсказать, кроме будущего. Но ведь историкам это дано?

– Эту мысль до нас донёс университетский преподаватель. Говорят, что в истории всё закономерно и циклично. Обращаю внимание ребят на то, что каждая историческая эпоха короче предыдущей. Я их спрашиваю: что будет дальше? Мне интересно слушать их ответы, порой фантастические. Считаю, что мы сами делаем своё будущее, но сейчас всё стремительнее меняются события в мире, поэтому довольно трудно предугадать будущее страны и мира.

– Пушкин писал: «Жалок народ, для которого прошедшее не существует». Не оторвались ли мы от истории?

– Нет, она была, есть и будет. Сейчас, когда учу варьёганских ребятишек, пытаюсь так рассказывать о событиях, чтобы они их непременно запомнили. Никто не спорит, что история нужна. Говорят: «Для чего нужна математика? Зачем учить химию?» Об истории таких вопросов не слышала. Рано или поздно любой человек сталкивается в жизни с вопросами о прошлом и настоящем. Наш народ крепко помнит свою историю и отмечает её основные даты. Скоро мы отметим 25-летие российской Конституции. День знаний – он тоже из нашей истории. Я согласна с Пушкиным, который прекрасно знал силу и слабость России, а его произведения сегодня помогают нам понять события ушедших лет.

– Я сегодня цитирую. Поэт Евгений Евтушенко сказал: «История – это миледи. Она убивает, и убивает лучших людей – ядом, шпагами, интригами, предательствами. Если бы я мог, я бы повесил историю». Согласны? За что можно на неё так обидеться?

– Не знаю. Я бы её никогда не стала вешать. Его слова связаны с событиями, о которых мы узнаём именно из истории. Думаю, что эмоциональный поэт высказался сгоряча. А вообще, над его словами можно поразмышлять…

Мы живём в Ханты-Мансийском округе, а значит, уделяем большое внимание культуре и языкам народов Югры. Например, на уроках математики ученики решают задачи, связанные с историей родного края. Вместе с детьми мы делаем проекты, связанные с традициями и обрядами их семей. Я пытаюсь донести до ребят историю Отечества через историю малой родины. В этом году участвовала в конкурсе «Учитель года» и победила в номинации «Лучший педагогический опыт» с темой «Изучаем историю России через историю малой родины».

Когда приехала в Варьёган десять лет назад из Удмуртии и стала прислушиваться к речи коренного населения, мне стало интересно: уловила знакомые слова. Удмурты тоже относятся к финно-угорской языковой группе. Я и сейчас продолжаю искать знакомые слова, общаясь с педагогами родного языка.

– Почему вы выбрали историю, а не литературу?

– Так сложились обстоятельства, и этому рада. В школе мне нравилась география, но я не смогла вовремя поехать на вступительные экзамены в вуз, а на исторический факультет успела. Так стала учителем истории, и ни о чём не жалею.

– Историк видит мир кроме учебной карты?

– Я была только в России, ведь у нас в стране есть на что посмотреть. Меня на море интересует не пляж, а экскурсии, музеи, памятные места. Теперь хочу, чтобы и мои дети всё это увидели и поняли, как красива Россия.

– И я о прошлом. Великая Отечественная война прошла не так давно, но школьники «входят» в неё с большим трудом. Задам «страшный» вопрос: это что, заевшееся поколение, или мы виноваты в том, что дети не желают знать о войне?

– Вопрос правильный. Я тоже думаю: почему их глаза не загораются, когда рассказываю о героизме солдат? Этот вопрос задавала себе много раз. У нас принято винить поколение 90-х годов, но вижу, что оно ни при чём. Мы, учась в школе, росли на живых примерах ветеранов войны, помню, как они приходили к нам в класс, приносили фотографии, рассказывали о своих товарищах. Сейчас таких встреч уже нет, история уходит от нас всё дальше.

– Что, нужна война, чтобы поколение оценило подвиг защитников Родины?

– Не дай бог! Но вспомните: Первая мировая война тоже была трагической, а мы от неё ушли на целое столетие, хотя, честно говоря, должны помнить и о ней. Война нам не нужна – и без неё хватает непростых событий в России и мире. Что делать? Говорить, рассказывать, показывать – вот что должен делать историк…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

7