Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

27.11.2018 12:02 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 132 от 27.11.2018 г.

Свет белый с четырёх сторон

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива редакции.

Георгий Петрушевский аккомпанирует ансамблю ветеранов

Знакомьтесь: Георгий Петрушевский – заведующий отделением народных инструментов, преподаватель по классу баяна и аккордеона Излучинской детской школы искусств имени А.В. Ливна, ветеран труда ХМАО – Югры.

Наш герой – педагог и музыкант – стал инициатором внедрения в практику ДШИ экспериментальной программы и разработчиком авторской учебной программы, имеет публикации по новаторской методике преподавания. А ещё у него – 10 патентов и свидетельств на изобретения. Учащиеся класса Георгия Петрушевского – лауреаты регионального конкурса в Тобольске, конкурса «Весенние голоса» в Москве, обладатели Гран-при международного конкурса во Франции.

Более 20 лет он вместе с женой Ларисой Васильевной учат детей музыке.

– Георгий Сергеевич, мне кажется, что баян – это всё-таки мужской инструмент. Аккордеон – другое дело, он самый красивый в коллекции. Как выбирают инструмент?

– Почему вы решили, что баян принадлежит мужчинам? Ничего подобного. Есть баянистки, которые так играют, что мужчина позавидует. Всё зависит от желания учиться музыке и играть на полюбившемся инструменте.

Лариса Васильевна выбрала баян в детстве, училась в музыкальной школе, затем в училище Измаила, что в Одесской области, затем в Кишинёве, где мы с ней встретились на курсах повышения квалификации. С тех пор мы вместе более 30 лет…

– С тех пор играете друг для друга: вы на баяне, Лариса Васильевна на аккордеоне?

– Да, помогаем друг другу, но дома мы больше играем на баяне.

– Что любите играть? Будь я с баяном, играла бы танго.

– Кстати, мы первое время играли танго – знаменитую «Кумпарситу», нас приглашали с ней на концерты. Потом исполняли венгерские танцы. В основном играли народные произведения, которые по душе людям.

– Где вы играли? На танцплощадках?

– Нет, на представительских концертах. У нас, например, есть грамоты от «силовиков» Югры. Конечно, нам приятен восторг зрителей, для них всегда играем с душой. Мы выступали вместе с Ларисой Васильевной и с учениками. Я не просто посылаю ученика на сцену, а выхожу вместе с ним, чтобы он чувствовал себя под защитой педагога, его поддержку, чтобы его инструмент зазвучал со сцены. Видите фотографию мальчика с баяном? Это Ваня Мельник – лауреат международных конкурсов, один из учеников нашей школы. Он выступал на Московском международном конкурсе молодых баянистов и аккордеонистов «Весенние голоса». А вот Почётная грамота Министерства культуры России за подготовку ученика.

– Вижу диплом лучшего преподавателя по классу народных инструментов. Это уже с районного конкурса профессионального мастерства «Лучшие имена-2010». Или вот ещё один – в номинации «Учитель – ученик». Вся стена в дипломах! У вас много наград. Почему вы не стали профессиональным музыкантом?

– У меня есть другое увлечение. Посмотрите на авторские свидетельства за изобретения.

– Что можно «сочинить» к баяну? Дополнительную клавишу?

– Баян можно усовершенствовать. Это довольно молодой инструмент. Фортепиано насчитывает четыреста лет, скрипке ещё больше, а баян в России живёт с революции, наверное, лет сто. Конечно, придумать можно многое, например, заняться акустикой…

– Баян пришёл к нам вместе с Октябрём?

– Да, он получил большое развитие в нашей стране. Это был культурный всплеск, интерес народа к инструменту. Баян – инструмент мобильный. Что ещё сказать? Это язычковый музыкальный инструмент, гармоника, как и аккордеон. Баян сыграл огромную роль в нашей культуре, потому что именно он приблизил народ к сцене, что очень важно: будет слушатель, будет и концертант. А с изобретениями бывает так: оно рождается и живёт очень долго, как, например, баян «Юпитер», лучшее изобретение инструмента в России.

– Вот авторское свидетельство, выданное вам на изобретение устройства для переключения регистров язычковых музыкальных инструментов.

– Это одно изобретение, а у меня их десять.

– И они работают везде? В школах?

– И на концертных площадках.

– А что здесь написано «по-американски»?

– Это США выдали патент на одно из изобретений.

– Я бы не стала преподавателем при таких заслугах.

– Да, если бы всё было так гладко. Когда в 1994 году ввели новые правила на патент, который нужно было содержать, я уже собрался уезжать из Молдавии на Север, поэтому, конечно, не мог думать о «посторонних» заботах. У меня есть изобретения, с которыми сейчас работаю.

– Георгий Сергеевич, вы кто: педагог или изобретатель?

– Вы знаете, что были на свете Страдивари и Паганини? Они работали вместе, потому что Паганини играл на скрипках Страдивари. Страдивари был мастером, а синтез музыканта с музыкальной акустикой дал миру гениального скрипача.

– Как ваше изобретение помогло, например, Ване Мельнику на международном конкурсе?

– Вот этот инструмент я собрал из старых, и Ваня на нём играл. Сделал его буквально из ничего, но он прозвучал на конкурсе. Это случилось не только с Ваней, но и с моим молдавским учеником Эдуардом Банко, который сейчас работает дирижёром. Его инструмент тоже был мной усовершенствован, ученик играл на нём во Франции и завоевал Гран-при.

– А что с Ваней?

– Он поступил в университет, успешно учится, он умница, но не музыкант. Ваня участвовал в интеллектуальном конкурсе, даже играл там на баяне, танцевал и сочинял стихи. И занял ведущее место.

– Сейчас у вас какие классы?

– Есть и первоклассники, очень способные, с некоторыми из них мы занимаемся с опережением программы, даже выступали недавно в «Ночи искусств» в Центральной библиотеке.

– А сами играете?

– Конечно. Аккомпанирую ансамблю ветеранов при культурно-досуговом комплексе «Арлекино».

– Поёте советские песни?

– Это очень непросто. Люди в ансамбле пожилые, не совсем ритмичные, поэтому нужно уметь их слушать, чтобы они не «разошлись» в мелодии. Это тонкая концертмейстерская работа. И дома не обхожусь без баяна.

– Что сейчас поют люди?

– Народные произведения, которые помнит поколение.

– Вам не кажется, что народная музыка, а с ней и баян уходят в прошлое?

– Вот мы играли в сентябре во время выборов, так люди останавливались, слушали нас, потому что соскучились по душевной песне. Вся нынешняя суета на эстраде, попса, барабаны, шум – всё это приелось, давно надоело людям. Главное в музыке – это гармония и красота. Кстати, занимаюсь работой, которая «прогремит» почище моих изобретений. Там будет раздел, в котором критикую наших теоретиков...

– Это учебник или книга?

– Книга. О музыке, гармонии, но не только. Пишу о нравственности: всё идёт от сердца…

– Вы сами не пишете музыку?

– Нет, делаю обработки, потому что вижу в нотах недоработки многих композиторов, ошибки в переложении произведений. У меня был такой случай: переложил «Времена года» Чайковского для баяна. Вообще этот альбом Петра Ильича играют все музыканты, но мой ученик так представил «Жаворонка» и «Подснежник» на конкурсе, что аплодировало даже жюри. Потом задал ему сложную «Жатву», которую он исполнил во Франции. Конечно, нужно было слушать симфонические обработки – трактовки дирижёров Мравинского и Светланова, сравнить и понять.

В том конкурсе было восемьдесят пять участников, многие из них стремились продемонстрировать виртуозную игру, а мы исполнили душевное произведение так, как никто не смог бы сыграть.

Дело было в Ульяновске. После выступления спускались по лестнице. И вдруг наступила тишина среди общего шума. Все смотрели на нас, и я понял, что до всех дошло то, о чём мы с учеником хотели сказать: в музыке важна не виртуозность, а душа.

– Куда уходят ваши ученики?

– Разъехались по стране, но помнят и пишут хорошие слова. Хочу сказать, что моя старшая дочь Юлия играет в Королевском оркестре Испании. Она скрипачка, потому что мы в детстве вручили ей скрипку. Потому что баян больше подходит мальчику.

– Да неужели?

– Когда девочка играет для себя – это другое дело. Девочки могут работать в школах, им не нужно носить с собой инструмент, а для профессии нужна скрипка. Юлия – лауреат международных конкурсов, с оркестром объехала весь мир.

– А вы почему не в оркестре имени Осипова?

– Потому что жил в Кишинёве, где началась война. Приехал сюда. И прижился, мне здесь тепло и хорошо. И я учу, жду хороших учеников. И они появились…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17