Милый мальчик, ты не знаешь, что такое скрипка
Что имел в виду поэт Николай Гумилёв, написав эту строку? Хотел ли он предупредить его о невесомой тяжести инструмента?
Интересно, кто из учеников преподавателя Новоаганской ДШИ Галины СМИРНОВОЙ читал строки стихотворения – гимна музыке? Наверное, они всё равно выбрали бы самый красивый в мире инструмент – скрипку.
– Признаюсь в своей любви к скрипке, Галина Валентиновна. Вас она тоже очаровала?
– Естественно. Когда звучит скрипичная музыка, она вызывает настроение и, конечно, восторг.
– Где вы её увидели? В магазине?
– Нет, при поступлении в музыкальную школу. Тогда были очень серьёзные вступительные экзамены, к которым мы готовились целый год. Так просто в музыкальную школу не принимали, был большой конкурс. Мне при поступлении предложили учиться игре на скрипке, я с удовольствием согласилась.
– И ни разу не пожалели?
– Были всякие настроения. Учиться в скрипичном классе очень нелегко, инструмент требует концентрации ума, терпения, трудолюбия, усидчивости – целый комплекс человеческих качеств и навыков, которые помогают ученику удержаться в классе и в профессии.
– Ваши ученики продолжают образование после выпускного концерта?
– Да, конечно, но единицы. Естественно, все выпускники школы искусств не могут стать музыкантами и не будут. Моя ученица Юля Кашапова успешно окончила музыкальный колледж и филиал Гнесинского института в Ханты-Мансийске, получила музыкальное образование и сейчас работает в Санкт-Петербурге, играет в оркестре. Ей нравится именно играть, а не преподавать. Она сказала, что попробовав учительское дело, поняла, что не обладает терпением. Вообще, многим музыкантам нравится быть исполнителями.
– А вы почему не играли в оркестре?
– Я как-то объясняла, что приходится выбирать: или оркестр и бесконечные переезды, или семейная жизнь. Конечно, играть в коллективе легче, чем преподавать. Когда играет твой ученик, ты сильно переживаешь и думаешь о том, что гораздо легче сыграть самой. Стараюсь играть с детьми, чтобы они услышали, как должно звучать произведение, поддержать их в ансамбле. До сих пор с ними играю.
– Я даже не это имела в виду. Начинать первые уроки: что находится у скрипки, как её устроить на плече, как обхватить гриф и как держать смычок.
– Да, постановка очень сложна, это медленный процесс, он шлифуется годами. Ученику трудно, он устаёт. Здесь должно быть обоюдное терпение.
– Зачем вам это нужно?
– Хочу, чтобы в Новоаганске звучала скрипка, чтобы идея первого директора ДШИ Юрия Балахонцева иметь основные музыкальные классы воплотилась в жизнь. Он хотел, чтобы здесь звучала классическая музыка. Он в своё время пригласил меня в эту школу, возложил миссию педагога, которую несу уже многие годы. Да, скрипка в Новоаганске есть, она здесь звучит.
– Недавно была в Излучинской ДШИ, где царит в основном фортепиано, оно там главенствует. Кто идёт учиться игре на скрипке?
– Занимаюсь набором учеников в свой класс в течение года. Мы много выступаем с ансамблем «Виолино», нас слышат дети и приходят в школу. Кого-то приглашаю сама. Кстати, не все соглашаются.
– Сколько у вас учеников?
– Сейчас тринадцать человек в классе, но это не только учащиеся, которые играют в ансамбле, но и выпускники прежних лет, которые не расстаются с инструментом. Я им очень благодарна за любовь к музыке, за то, что они выступают вместе с нами в концертах. Сейчас мы готовим новый репертуар к 40-летию нашей школы – выступим сводным ансамблем.
– То есть ваши выпускники ходят на занятия?
– Да, и не один год, за что признательна им и их родителям.
– Как собираетесь отмечать 40-летие школы?
– Нашему «Виолино» двадцать три года, это уже довольно известный ансамбль, так что вполне «впишется» в юбилейный концерт. Для него мы выбрали джазовую пьесу, которая, надеюсь, украсит праздник и придаст ему настроение. Выступать будут и младшие ученики, так что для них это будет памятное событие.
– Галина Валентиновна, скрипка – инструмент для тонкой души?
– Для настроения. Дети, которые учатся играть на ней, очень меняются. Они же прикасаются к музыке, трудятся, становятся более спокойными и внимательными.
– Сколько лет вы их «мучаете»?
– С 1986 года. В данный момент скрипачи учатся по девятилетней программе, а была семилетка. Видите, как всё у нас долго и серьёзно.
– Откуда инструменты?
– За них нужно сказать большое спасибо администрации нашего района. В школе создана очень крепкая материальная база, у нас много музыкальных инструментов. Мы участвовали во многих конкурсах, а когда выступает целый коллектив скрипачей, все видят, что этот инструмент пользуется спросом. Значит, школа получала скрипки, смычки и струны. У нас всё есть.
– Помнится, раньше родители приобретали инструменты?
– Да, они их покупают, когда ребёнок подрастёт и начнёт стабильно посещать класс. Он с маленького инструмента добирается до «целой» скрипки, и я предлагаю родителям приобрести скрипку по возрасту ученика. В любом случае мы обходимся школьными инструментами.
– Мальчишки занимаются охотно?
– Да, в этом году у меня был выпуск – четыре ученика, что много для скрипичного класса. Причём все ребята окончили обучение – с первого класса, весь курс. Из них три мальчика!
– Скрипка – это мужской инструмент?
– Возможно, тем более что мы знаем выдающихся скрипачей, но думаю, что этих знаменитых музыкантов готовят всё-таки женщины в начальном образовании.
– Преподаватель тоже разучивает произведение?
– Да, учусь вместе с детьми, то есть не расстаюсь с инструментом, стараюсь показать, как должно звучать произведение. Мы вместе его разбираем, играю с ними. Можно сказать, не выпускаю инструмент из рук.
– И дома?
– Нет, дома семья, но когда нужно учить партию, учу, как дети. Ведь не могу же это делать на уроках.
– Галина Валентиновна, однажды, выходя из вашего класса, я чуть не ушибла дверью очень маленького мальчика. Он держал в руках скрипку. Помню его удивлённые глаза и галстук-бабочку. Где этот мальчик?
– Он в этом году окончил школу. Все мальчики доучились… Да, время летит, мы замечаем это только на выпускных экзаменах.
– Галина Валентиновна, вы уже на пенсии?
– Уже шесть лет числюсь в рядах «отдыхающих». Вы хотите спросить о смене? Пока одна преподаю в скрипичном классе, а наступит время – объявят конкурс, будет другой преподаватель. Я не «выращиваю» смену, потому что дети выбирают свой путь в жизни.
– Но ваши музыканты ходят по Новоаганску?
– Нет, все уехали, учатся в Москве, Тюмени, в больших городах. Вот Артур Пис окончил музыкальный колледж и поступил в консерваторию по классу альта – у него большие руки, что позволяет играть на мужском инструменте. Он успешно учится, я за него рада.
– Если бы вам пришлось вернуться в детство и вновь выбирать инструмент.
– Снова пошла бы к тем же преподавателям. У меня был замечательный педагог, о котором вспоминаю с теплотой. Даже помню запах её духов, когда брала скрипку из её рук. Она всегда приходила нарядно одетой на школьные концерты и экзамены. Нет, ничего не хочу менять, пусть всё будет как есть!
– Какое счастье, что Новоаганск имеет такую школу искусств!
– Да, здесь дети пользуются выбором занятий, здесь можно замечательно их растить. Здесь они получают представление о большом искусстве.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.