Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

03.02.2018 08:57 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 03.02.2018 г.

Гроссмейстеры подрастают!

Автор: Алсу ТАЛИПОВА. Фото автора.

А-ртисту Б-иму ц-иркуль д-аш, е-го ф-амилия Ж-е А-ш: эту считалку-подсказку о «шахматных буквах» первоклашки знают наизусть и произносят её как скороговорку. Этому их научила учитель начальных классов Ватинской школы Роза Камалетдинова.

В качестве дополнительного занятия во внеурочное время она преподаёт шахматы. В этом году изучение шахмат в обязательном порядке ввели во всех классах, но ученики начальной школы стали приобщаться к этой игре намного раньше, лет 5 назад. Нынешние четвероклассники, к примеру, умело владеют игрой, знают сложные позиции и ходы.

Роза Талхатовна преподаёт шахматы только второй год; с этого учебного года – у всей начальной параллели, с 1 по 4 классы. «Когда мне в прошлом году предложили вести занятие по шахматам, я согласилась. Потому что умела играть, в детстве нас с братом этому научил отец. Раньше ведь компьютеров не было и семейными играми являлись шахматы, шашки, лото. Вечерами мы садились и с удовольствием погружались в этот увлекательный игровой мир. Поэтому шахматы – это моя любовь с детства», – признаётся учительница.

Теперь эту любовь она передаёт детям. «На самом деле правильно сделали, что ввели этот предмет в школе. Интеллектуальная игра, выдержавшая испытание веками, по сей день не утратила своей завораживающей силы, несмотря на появление компьютера, Интернета. В наше время дети знакомятся с компьютером в раннем возрасте, его изучение и знакомство с шахматами дополняют друг друга. Однако никакие компьютерные технологии не могут заменить живого общения с учителем, с одноклассниками. Шахматы, на мой взгляд, развивают мышление, логику, интеллект, делают детей более дисциплинированными и внимательными», – рассуждает Роза Талхатовна.

На изучение этого сложного и одновременно интересного предмета в школьной программе отводится 1 час в неделю. Судя по заинтересованности и азарту, ребятам очень нравится новый предмет. «Они бегут ко мне на занятия. Для них трагедия, если вдруг по какой-то причине они его пропускают», – отмечает она.

В школе имеется всё необходимое для изучения этого непростого предмета: учебники, рабочие тетради и, конечно, самый главный инвентарь – шахматные доски. Есть традиционные – деревянные, и усовершенствованные – электронные. Когда только появилась электронная доска, дети больше просились играть на ней. Она не требует партнёра, а может заменять его, проговаривая при этом последовательность ходов. Таким образом, электронная доска – отличный помощник для начинающих шахматистов. Но она гораздо меньше, и фигурками вручную не подвигать, а детям всё-таки важен тактильный контакт. Поэтому сейчас ребята в основном предпочитают играть на обычной доске в паре. Но если на всех не хватает, пользуются электронной. «Игра глаза в глаза, на мой взгляд, намного полезней, особенно в том случае, если партнёр сильнее, соперник старается тянуться за ним, быстрее учится. Первоклашки только изучают основы игры, а второклассники уже знают некоторые шахматные партии. Поэтому иногда я ставлю их в пару, так растёт мастерство», – говорит учитель.

Все первоклассники – начинающие, стали знакомиться с шахматами в школе. Никто из них прежде в эту интеллектуальную игру играть не пробовал, но тем не менее имелось большое желание научиться. По словам Розы Камалетдиновой, она настолько их захватила, что многие ребята установили шахматы в свои телефоны, играют дома с родителями.

В качестве наглядного пособия имеется большая магнитная доска, на которой учитель всё показывает и объясняет. «Изучать теорию по учебнику детям не особо не нравится, им сразу нужно окунуться в игровой процесс, потрогать фигуры. Малыши же по своей сути нетерпеливые и любознательные. Но без теории сложно освоить практику, поэтому изучаем её обязательно. Чтобы это быстро не наскучило, стараюсь разбавлять урок игровыми упражнениями-пятиминутками, например, кто быстро расставит шахматы правильно, рисуем фигуры. Это детей отвлекает, и они не так сильно устают от учебника», – замечает Роза Талхатовна. Активно используются в учебном процессе аудио-и видеоматериалы. К примеру, есть программа для начинающих, где динозавры учат шахматы. Эта компьютерная игра привлекает внимание детей.

В сентябре она проходила в Мегионе курсы по обучению детей игре в шахматы. Помимо неё в них принимали участие педагоги из других образовательных учреждений района. «Это был очень полезный опыт для меня. Занятия проводил международный мастер и тренер-преподаватель с большим педагогическим стажем Сергей Позин из Радужного. Он автор двух книг «25 уроков шахмат» и «Тетрадь юного шахматиста», которые были растиражированы по всему округу и которыми активно пользуются педагоги для обучения новичков. Одна книжка есть и у меня, и я ей активно пользуюсь, – отмечает Роза Талхатовна.

В школе также имеется отдельный шахматный кабинет, но он предназначен для обучения детей старших классов, – с 5 по 11. С ними работают другие педагоги. Всего в Ватинской школе шахматы преподают три педагога, включая Розу Талхатовну. Она молодой учитель, работает в Ватинской школе с 2009 года. До этого успела поработать в Новоаганском детском саду «Солнышко» и даже в Сосновом бору. Но Вата её покорила. Ей очень нравится работать с маленькими детьми, обучать их чтению, правописанию, а сейчас ещё и игре в шахматы. Кто знает, может, её стараниями и в стенах Ватинской школы появится новый гроссмейстер. Почему бы нет…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

4