Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

16.03.2018 14:00 Пятница
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 27 от 16.03.2018 г.

Пифагор на вашу голову!

Автор: Беседовала Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива редакции.

Это интервью с преподавателем математики средней школы посёлка Зайцева Речка Марией ПЕТРЕНКО можно читать даже тем, кто не в ладу с точной наукой.

– Впервые слышу такое отчество: Деонизиевна.

– В греческой мифологии Деонизий – бог, кажется, виноделия. Это можно уточнить. Где бы я ни была, моё отчество вызывает такую же реакцию, как у вас.

– Вот вы мне сказали, что жизнь – это круг?

– Наверное, потому что она – вечный круг проблем.

– Сколько в нём секторов?

– Их много, если начать делить, но идеальное число 360, которое можно разделить на секторы.

– И сколько может быть счастливых?

– Счастье каждого человека измеряется по-своему, у всех своё количество счастливых дней. Кому-то каждый день кажется проблемным. Кстати, у меня по этому поводу есть хорошая притча. Однажды три человека везли тачку с тяжёлыми камнями. Когда их спросили, что они делают, каждый ответил по-своему. Первый сказал: «Везу эту проклятую тяжесть». Второй: «Зарабатываю себе на жизнь». А третий: «Строю прекрасный храм!» Так что у каждого человека свои запросы в жизни и своё количество счастливых секторов.

– Почему детям легче даётся математика, нежели родной язык?

– И здесь по-разному. А что, русский язык труднее?

– У вас откуда математика?

– Мне повезло с учительницей начальных классов и математики в средних и старших классах. В советской школе главными предметами числились математика и русский язык, а я училась ещё и украинскому, поскольку жила в Западной Украине. Вне школы у меня не было других занятий, не было музыки… Окончила школу с серебряной медалью, так что был большой выбор: хотелось стать либо учителем английского языка, либо химии, либо математики. Выбрала математику.

– Из вас бы врач получился…

– Почему?

– У вас улыбка и взгляд – то, чего не хватает врачам. Они не смотрят на пациентов и не улыбаются.

– Я всегда боялась крови. Даже сейчас, увидев у своего ребёнка маленькую ранку, не могу посмотреть, что и как. Да, поступила в Драгобычский пединститут, это рядом со Львовской областью, которую все знают, а маленький провинциальный городок известен в литературе благодаря знаменитому поэту Ивану Франко. Он из нашего района.

– Мы учим арифметику – всё идёт нормально, но с переходом к алгебре в нас вселяется ступор. Что происходит с нашими головами?

– Из своего опыта знаю: если есть хороший фундамент начальной школы, то алгебра пойдёт легко, а вот с геометрией сложнее, потому что у ребёнка должно быть развито логическое мышление. В старших классах – пространственное. Так что труднее геометрия, нежели алгебра.

– Но всё заканчивается тем, что в жизни эти знания не пригодятся…

– Я говорю своим ученикам: «Если бы мы размышляли таким образом, мы бы в Зайцевой Речке бегали, как папуасы, то есть ничего не поняли бы в гаджетах и другой технике. Кто-то же это придумал, в их изобретениях лежит математика!» Пусть даже на земле будет незначительный процент людей с удивительным складом ума, но они дадут толчок техническому прогрессу. Эти чудаки тоже начинали с простой арифметики. Если бы мы думали как обыватели, которым сегодня не нужно даже считать в магазине, то были бы только потребителями.

– За это математику называют «царицей наук»?

– Нет, моя учительница называла её «служанкой всех наук»: она применяется в химии, физике и даже в филологии.

– Вы окончили институт и вернулись домой?

– Да, в свой район, но началась перестройка. Потом приехали с Севера наши родственники, сказали, что здесь довольно устойчивая жизнь. И я поехала сюда за работой. Здесь, в отличие от родных мест, всегда платили зарплату. Приехала в Зайцеву Речку в 1996 году. Дома работала всего три года, в больших классах, поэтому здесь мне были в диковинку малокомплектные классы. Так непривычно!

– Это ведь здорово?

– Как сказать, есть свои плюсы и минусы. Если в городской школе учитель берёт одну параллель, допустим, седьмые классы, то у него лишь одна подготовка к урокам. У меня проходят четыре или пять уроков в день –

в 6-м, 7-м, 9-м и 10-м классах, а значит, нужно готовиться ко всем урокам. Плюс – тетрадей меньше, но урок есть урок что для тридцати учеников, что для пяти.

Когда говорят, что в сельской школе легко работать учителю из-за малокомплектных классов, я не соглашаюсь с таким утверждением. Это детям хорошо: к каждому загляну в тетрадь, тут же укажу на ошибку, но если у ученика нет желания понимать то, о чём говорит учитель, то с каждым годом будет труднее и ему, и учителю.

Можно, как говорят в народе, добиться «не мытьём, так катаньем» внимания на уроке, но здесь нужен и постоянный родительский контроль.

– У вас есть умные ученики?

– Сейчас в девятом классе довольна успехами троих ребят, а раньше… Два года тому назад наша золотая медалистка Алёна Коновалова набрала максимальное количество баллов по ЕГЭ. Сейчас она учится в Новосибирском университете, выбрала технический факультет, сдаёт математику на «отлично».

– Да, ещё у вас была ученица, за подготовку которой институт прислал школе благодарственное письмо?

– Да, это Вера Семененко, тоже «золотая» девочка, была студенткой аэрокосмического факультета Санкт-Петербургского университета, сейчас живёт в Австралии. Ещё одна ученица работает в Санкт-Петербурге, тоже умница. Я интересовалась их первыми годами учёбы в вузах, потому что считала себя ответственной за их подготовку в школе, при случае они связывались со мной. Мы ведь здесь работаем в маленьком кругу, стараемся относиться к ученикам объективно, но когда они выходят в большой мир, мы, учителя, за них переживаем. Дальше они осваиваются, становятся самостоятельными, а у нас растут новые ученики.

– Они любят математику?

– В математике, как в живописи или поэзии, есть своя красота. Кому-то нравится писать стихи, а кому-то считать и вычислять. Для него это тоже красота. Мы, математики, говорим чётко и коротко, каким должно быть решение задачи. Всё чётко и по формулам.

Это в истории можно размышлять, соглашаться с чужим мнением или нет, историю пишут, как могут, а в математике всё с истоков, там нет сослагательного наклонения «если бы». У нас так: если – то. Так звучат все теоремы. Это в жизни бывает всякое, но в математике – только конкретно.

– Скажите, зачем нам теорема Пифагора?

– Она с древних времён применяется в строительстве, это основная теорема в геометрии. Дети её понимают, но часто забывают, потому что у людей есть привычка отсеивать то, что им не нравится.

– Вам в жизни пригодилась математика?

– Практическая? Да, могу проверить коммунальные платежи или начисление зарплаты. Когда перехожу в классе к новой теме, пытаюсь объяснить ученикам, где, например, та же теорема может пригодиться в жизни. Например, мы почти везде встречаемся с симметрией.

– Ваша любимая фигура – круг? Или красивый треугольник?

– Они все красивые, в том числе и парабола, о которой тоже говорим на уроках.

– Ваши ученики успешно сдают экзамены?

– Как учитель, я всегда за них волнуюсь. У экзаменов тоже есть свои плюсы и минусы. Раньше мы ориентировались на успеваемость ученика в течение учебного года. Понимаете, на экзамене он может проявить себя не с лучшей стороны от волнения.

Сейчас выставляется только объективная оценка, хотя ученик, возможно, испытывал стресс и допустил ошибку, которая повлияет на результат экзамена. Плюс состоит в том, что наши выпускники сельской школы могут поступать в лучшие вузы страны. В этом есть и заслуга учителей, которые прививают детям интерес к предмету.

– Если бы вы, Мария Деонизиевна, не поступили на математический факультет, то?..

– Мне нравится английский язык. Нет, я ни на что не претендую, у нас в школе прекрасные учителя.

– И ни о чём не жалеете?

– В любом случае, математика бы в моей жизни осталась, я бы снова пришла в школу.

– Как дети справляются с вашим трудным отчеством?

– Нормально, есть отчества и потруднее. Знаете, хочется быть ближе к своим родным, чаще видеть родителей. Они ещё в добром здравии, мама бывала у меня, папа даже работал на Севере пятнадцать лет. Хочется быть вместе…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24