Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

24.03.2018 09:11 Суббота
Категории (2):
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 30 от 24.03.2018 г.

Желаю, чтоб твоя любовь пережила меня

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

…Мол, дотерпим до зимы…

Проползли её метели.

Так до лета неужели

Как-то не дотерпим мы?

А потом до той зимы…

А. Володин.

Кажется, наступает весна, но первые её дни напомнили о вечном: от нас ушёл великий русский артист и режиссёр Олег Павлович Табаков. На ТК «Культура» показали «Театральную повесть в пяти вечерах» – большое интервью с ним на фоне прощальных речей, слёз расставания и фильмов с участием теперь уже незабвенного актёра, с которым ушла целая эпоха русского театра.

Олег Табаков около тридцати лет руководил МХТ имени Чехова и театральной школой для талантливых детей. Наверное, найдутся преемники, кто-то решится продолжить его дело, но разве можно заменить человека, которого оплакивала вся Россия и который говорил: «Надо делать дело, господа»? Эти чеховские слова он повторил в интервью на «Культуре» и добавил: «Ничего другого не придумать».

Двадцать лет Табаков был ведущим актёром «Современника», поставил около сорока спектаклей в МХТ и не только, сыграл больше ста ролей в кино, а за роль Вальтера Шелленберга в «Семнадцати мгновениях весны» был удостоен ордена Трудового Красного Знамени.

В новой России он стал полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством». У него было чутьё на талант, он воспитал много блестящих учеников.

Прощаясь с Табаковым, актёры говорили: он любил людей и эту любовь нёс в искусство вслед за Станиславским и своим учителем Олегом Ефремовым. Повторим его слова: «Мысль у меня такая: надо делать дело, господа!»

В те же дни прошла скандальная информация о «выступлении» в Самаре Михаила Ефремова в составе «Современника», созданного его отцом. Актёр-наследник обматерил зрителя со сцены: а пусть не просит говорить текст роли погромче! Ефремов «пригласил» театрала выйти к сцене и повторить замечание перед залом. Ну и далее по собственному тексту, поскольку с авторского сбивался.

Кажется, приехали. Я этого наследника отцовской славы видела на кинофестивале «Дух огня», но лучше бы не смотрела в его сторону. Вообще, на фестивале у меня изменилось отношение к «звёздам» театра и экрана. Они нас, зрителей и поклонников их большого таланта, не стесняются, как, впрочем, и «звёзды» эстрады, признанные фанерщики. Ну устали они от внимания и дутой славы. А я только что упомянула «Современник» Олега Табакова, Олега Ефремова. Как переживёт самарский позор руководитель театра Галина Волчек? Вырастили, называется, смену, воспитали, называется, преемников и славных учеников!

Понимаю, что эта новость давно не новость для телезрителей и читателей газеты. В качестве утешительной расскажу о сенсации: российские учёные изобрели эликсир долголетия, то есть от старости, и года через два он должен появиться в аптеках. Ага? Интересно, сколько будет стоить этот препаратик и как его станем принимать: в таблетках по часам или будут «вштыривать» как вакцину против гриппа?

И это ещё не все новости от отечественной медицины: в Самаре делают уникальные онкологические операции и успешно излечивают людей от рака, особенно на ранней стадии болезни. Онкологи предлагают всем 40-50-летним гражданам страны проходить ежегодное обследование в клиниках и не жалеть своего времени во имя здоровья, потому что многие несознательные граждане предпочитают заниматься самолечением или ждать, когда опухоль сама рассосётся.

Видите, сколько полезного можно услышать из «ящика» в новостях, в то время как многие из вас увлекаются сериалами.

Вот и я не хотела смотреть фильм о Сергее Михалкове «Что такое счастье» 15 марта на «Культуре». Оказывается, так называется его книга. Не читала и не видела в библиотеке. В названии нет вопросительного знака, потому что поэт знал ответ, потому что действительно считал себя счастливым человеком.

Меня в этом фильме интересовала его жена – Наталья Кончаловская, писательница, внучка великого художника Сурикова. Не менее известным был и автор «Дяди Стёпы», родившийся в Российской империи 13 марта 1913 года. Его могли арестовать как выходца из дворянского гнезда и за отца, написавшего книгу «Почему в Америке куры хорошо несутся», но ветер репрессий пронёсся над головой дважды лауреата Сталинской премии и автора текста гимна СССР. В последующие годы он обновил гимн ещё дважды. Мало кто знает, что на могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены выбиты слова Михалкова – «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен». А ещё он мудро написал: «При всём старании природу не обманешь: и твой настанет срок…».

Поэт писал стихи для детей, которых очень не любил. Сын Никита Сергеевич, знаменитый режиссёр, как-то рассказывал: «Отец, у тебя правнук родился!» – «Чёрт с ним, ты лучше скажи, каков курс доллара!» Сыновья не подвели родителей: Андрей Кончаловский и Никита Михалков вошли в мировое кино и продолжили славную династию.

Рассказывая о своём отце, Никита Сергеевич упомянул о большом внимании поэта к людям, о том, что он много помогал им в трудные дни, что будучи уже старым и больным, «с трудом вставал и, матюкаясь, шёл делать то, что предстояло». Он верил в счастье: «Почему я не летаю, вроде этих облаков, я, Серёжа Михалков?»

Не хотела смотреть фильм о советском поэте и большом чиновнике потому, что читала воспоминания Александра Солженицына, где он рассказал об отношении к нему обладателя всевозможных наград: очень недетская была та поэзия. Мне интересно узнать, о чём был разговор Никиты Михалкова с Александром Солженицыным во время их встречи. Ведь речь шла об отце?

Целых три российских телеканала посвятили свои фильмы 80-летию танцовщика Рудольфа Нуриева. Его называют русским артистом. Для заграницы, где он жил 30 лет, это вполне понятно: там все выходцы из России числятся русскими, а между тем в Нуриеве не было ни капли русской крови по рождению. Он прожил в СССР до 23 лет, почти три года учился в хореографическом училище и три сезона танцевал на ленинградской сцене. Потом совершил «прыжок к свободе» во время гастрольной поездки в Париже.

Я недавно читала в «Огоньке» переписку КГБ с партийными органами по этому поводу: глупость и ерунда, история танцовщика не стоила выеденного яйца, а её раздули до государственной измены и заочно артиста приговорили к семи годам тюрьмы. Только за то, что гулял по Парижу с французскими друзьями и старался увидеть всё, что можно в городе, куда стремился за мировой славой.

Его называли гениальным танцовщиком. Нет, таковым он не был, если сравнивать с Владимиром Васильевым или Марисом Лиепой, которых не раз соблазняли за границей деньгами и славой. Как сказал балетмейстер Юрий Григорович, Нуриев попал в нужное место и в нужное время. Так иногда случается, а артистом он был очень талантливым. Гениальным Нуриева называли фанаты, что грелись в лучах его известности и славили на каждом углу. И танцовщик поверил им, даже не стеснялся так себя величать. Скромным он никогда не был, даже более того, о его скандальных историях известно всем, кто интересуется историей балета, как и о СПИДе, от которого ушёл из жизни в 54 года.

У нас всё через край: 30 лет был предателем, невозвращенцем, теперь – гениальный артист, слава русского балета. Так было с Нижинским, Павловой, Дягилевым и всеми, кто прославил русское искусство за рубежами Отечества и не смог по разным причинам возвратиться на Родину. Так было с Шаляпиным, Рахманиновым, Буниным, Куприным и Горьким. Правда, двое последних вернулись в СССР на свою голову. И ещё – Сергей Прокофьев. Что касается Нуриева, то он действительно выбрал свободу, иначе бы топтался на ленинградской сцене все советские годы в одном репертуаре. Он сам придумал свою жизнь и прожил её, как хотел. Из всех людей на свете Рудольф любил только себя и свою мать, для него не существовало никакой морали, а свободу он воспринимал как вседозволенность.

Не очень весёлая выдалась неделя, верно? На её фоне мне показался утешением фильм Никиты Михалкова «Пять вечеров» по пьесе Александра Володина. Её много играли в советских театрах, она стала классикой, а через 20 лет пьесу увековечил Михалков. За три съёмочных недели получился фильм на все времена – о судьбе, любви и верности, лирическая и светлая история людей, переживших войну и молодость вдали друг от друга. И встретившихся. Этот светлый финал володинской пьесы и михалковский отклик позволили встряхнуться, чтобы повторить слова Чехова и Табакова: «Надо делать дело, господа!» Делать дело, пока требует весна, пока рядом смеются дети, пока держат ноги, в конце концов. И ничего другого не придумать.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17