Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

17.04.2018 09:22 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 40 от 17.04.2018 г.

Мы – «Стерхи» – идём своим путём

Автор: Софья ЯРЫГИНА. Фото из архива Еламана Байменова и редакции.

Излучинский КДК «Арлекино» – одна из немногих в Югре концертных площадок, где можно услышать напевы местных коренных народов Севера в профессиональной рок-обработке. А постановка этого выступления и вовсе уникальна. Гитары, клавишные и ударные вынесены на техническую галерею над сценой. На привычном месте солистка и «национальный» состав инструментов: бубен со щипковыми.

Выглядит и звучит это настолько оригинально, что замирает даже наша привычная к этническому репертуару публика. Представьте: объявляют номер, звучат первые такты знакомого напева, ему вторит очаровательная исполнительница. Она пританцовывает, кружится. Дело доходит до проигрыша, и тут сквозь клубы сценического дыма откуда-то сверху неожиданно и ярко вступает соло-гитара… Осветители дают акцент на балкон, а там – брутальные музыканты классического ВИА: в пальцах ударника, крутясь, летает палочка, гитаристы с отрешёнными лицами выжимают из струн умопомрачительные аккорды… И как вишенка на торте – хантыйские национальные костюмы, в которые облачён весь коллектив.

Только хардкор, как говорит сегодня молодёжь.

Первыми это увидели и оценили члены жюри регионального конкурса народного творчества «Россыпи Югры», проходившего в Излучинске в 2016 году.

– У нас как раз был прогон перед выступлением, – вспоминает Еламан Байменов, руководитель вокально-инструментального ансамбля «Стерх» из КДК «Арлекино». – В зале обычно бывает несколько зрителей: приходят полюбопытствовать участники, иногда их преподаватели. Это нормально, и всё это знакомые, в общем, лица. А тут появились и встали в проходе незнакомые люди. Это, как выяснилось, были члены жюри. Их привлекла необычная аранжировка. А как дошло до проигрыша, удивились – где ударные, куда вы спрятали музыкантов? А мы и не изощрялись специально. Просто на сцене их размещать негде – здесь же танцоры, им нужно место, да и ударную установку в коротком перерыве между номерами мы не успеем выставить, к тому же её надо отстроить.

С этим номером мы заняли тогда первое место – очень понравилось искусствоведам из жюри наше выступление.

Музыканты из-за школьной парты

ВИА «Стерх» в тот момент едва исполнился год. Это было одно из первых выступлений его состава.

На самом деле ансамблю Байменова, как музыкальному институту, уже больше 15 лет. И это только в Нижневартовском районе. А свой первый вокально-инструментальный состав он собрал ещё в школе, из таких же увлечённых музыкой друзей-семиклассников. Дело было в Казахстане, на родине Еламана Жоламановича.

Он приехал сюда из Кустанайской области в 2000 году. Вскоре устроился на работу в «Арлекино», который тогда ещё располагался в подвале жилого дома. Тут организовал первую группу «Песочные часы».

– Мы играли рок. Или поп-рок: популярные тогда хиты Арии, ДДТ, ЧиЖа. Делали кавер-версии, воспроизводили оригиналы. Были на волне, – говорит он.

В 2002 году музыкант перешёл в Излучинский молодёжный центр «Спектр», где продолжил заниматься любимым делом, создавая один творческий коллектив за другим. Иногда их было до шести одновременно, один – «Смайл» – даже целиком состоял из девочек. В нём начинала и его дочь Шолпан – пела, играла на барабанах. Вокруг музыканта и педагога (а чтобы руководить подростковым ансамблем, мало одного собственного энтузиазма – нужны знания педагогики и хотя бы азы практической психологии) постоянно крутятся всё те же семиклассники. Ребят привлекает музыка, романтический ореол, окутывающий музыкантов и исполнителей. А самое главное – закулисье, всё, что остаётся за кадром: творческая работа, репетиции, своя особая атмосфера, субкультура. К этому хочется быть причастным.

– Я нигде не даю объявлений, дети приходят сами. Или звонят родители: дочь у меня внезапно захотела играть у вас. Обычно же подростки принимают решения спонтанно. Бывает, их присылают школьные психологи: в нашем посёлке – в администрации, в учебных заведениях знают, кто именно из мужчин занимается с подростками творческим развитием. У меня много таких ребят, что раньше состояли на учёте в КДН. Психологи рекомендуют для «трудных» детей погружение в какое-то дело. Музыкальная область для этого вполне подходит.

И вот наступает день, когда они появляются на пороге студии и говорят: я хочу играть на гитаре. Мы с неё и начинаем – это самый простой инструмент, им можно овладеть достаточно быстро. Приходят ведь вообще не подготовленные, никак не связанные с музыкой – просто захотелось ребёнку стать, как сосед Сашка или парни из музыкальных клипов. Я начинаю учить их игре на гитаре, затем, если интерес не пропал и ребёнок остался, подходит черёд синтезатора, барабанов – кому что ближе. Кто-то хочет сочинять музыку в компьютере, пробуем и это. Кто-то – петь. Так постепенно формируется вокально-инструментальный коллектив. Обычно на это уходит около года. При том, что из, условно, 40 новичков, к финалу может остаться человека три. Но ряды новичков постоянно пополняются: это же подростки, им нужна среда. А здесь как раз то, что они ищут и жаждут – субкультура, творчество, товарищество. Всё это им интересно.

«Куренька» в этно-рок версии

В 2015 году Еламан Байменов вернулся в «Арлекино», работа в котором больше подходит его музыкальному направлению. К этому времени руководитель коллективов испробовал уже основные жанры – и рок, и «попсу». Захотелось чего-то нового.

– Возникла идея попробовать себя в национальной музыке. Добавить в игру местного колорита, его музыкальных компонентов. Совместить это с тем, что я называю «музыкально-компьютерным многоборьем» – аранжировками. То есть аранжировать музыкальное произведение, синтезировать народные инструменты, сымитировать их, поскольку настоящих оригинальных у нас нет.

Дети поддержали идею с удовольствием. Им понравился такой вариант прочтения хантыйской музыки. Мы её переложили на звучание современного вокально-инструментального ансамбля. Что не только оригинально и интересно само по себе и для нас, но ещё и привлекает зрителя, таким образом популяризируя национальную музыку.

В качестве первоосновы я выбрал напев северных народов «Куренька». Нашёл в интернете запись, провёл её слуховой анализ. Мы слушали слова, консультировались с местными аборигенами – правильно ли произносим? Проделали целую этнографическую работу. В итоге оставили ту же мелодическую линию. Добавили вступительную и проигрышную части, включили в них всю северную музыкальную палитру. Хантыйский нарс-юх сымитировали игрой на гитаре и балалайке, подобрали звуки. Бубен заменили сидячим барабаном. Добавили синтезатор. Аранжировка получилась в стиле фольк-рок, этно-рок.

И бас-гитара, и нарс-юх

Кстати, члены жюри конкурса «Россыпи Югры» так очаровались стерховским прочтением «Куреньки», что пообещали поддержать коллектив, если он соберётся развивать эту тему и дальше. А такие планы у Еламана Байменова есть. Из Ханты-Мансийска уже прислали подборку национальных хантыйских напевов и песен, готовы дать текстовый материал, помочь с постановкой произношения.

– Мы сейчас хотим заказать хантыйские народные инструменты, чтобы при игре был уже настоящий, а не сымитированный звук. Уже ведутся переговоры, изыскиваются средства. Так что песни с национальным колоритом в нашем репертуаре появятся. Причём, не только с северным колоритом. Это могут быть и русские народные песни, переложенные и исполненные в стиле хард-рок. Больше к богатырскому размаху, ермаковскому – этакое сибирское раздольное пение.

Мы – «Стерхи» – идём своим путём, развиваемся и прокладываем путь в музыке так, как его видим. Ну а зрителям уже судить – получился он удачным, или нет.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

93