Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

10.05.2018 08:49 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 47 от  10.05.2018 г.

Беги, Любка!

Автор: Юлия ВОРОНИНА. Фото автора.

Любовь Андреевна Ильина (в девичестве Южакова)

Каждый год в преддверии Дня Победы администрация, организации и волонтёры городского поселения Излучинск поздравляют ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла. Среди них жительница посёлка энергетиков Любовь Андреевна Ильина, в девичестве Южакова. 2 апреля этого года она отметила свой девяностолетний юбилей.

Как бы ни складывалась её жизнь, больше всего она помнит тяжёлые военные годы, когда 14-летней девчонкой пошла на работу, а теперь её называют труженицей тыла. Война прошла по судьбе семьи Южаковых грохотом взрывающихся снарядов и тяжёлым стуком колёс железнодорожных составов, в которых везли оружие, раненых солдат в пассажирских вагонах, боеприпасы.

1941 год семья Южаковых встретила на станции Варгаши Курганской области. Отец Любы Андрей Кандратьевич Южаков тогда был призван в армию уже в пожилом возрасте. На Ленинградском фронте он подвозил снаряды к артиллерийским орудиям, а спустя полтора года вернулся раненым и лечился в госпиталях. Сестра Мария на Ленинградском фронте работала на восстановительных работах: разбирала обломки обрушенных после бомбёжек зданий.

Когда на Советский Союз напали фашисты, брат Степан уже работал на железной дороге, а в 1942 году, когда Любови Андреевне исполнилось четырнадцать лет, устроил на работу и её. Работать тогда было некому, поэтому принимали всех. Работающие хоть как-то могли питаться: 600 граммов серого хлеба в день, продуктовые карточки и мало-мальская зарплата. А неработающие и дети получали 150 граммов хлеба.

Трудное время пережила тогда наша героиня: работая на станции, выполняла тяжёлую черновую работу, её приняли во время войны путевым обходчиком, и так сложилось, что свою жизнь она связала с железной дорогой – 38 лет трудового стажа.

«Пути лежали на песке, на нём шпалы, а сверху рельсы-маломерки. А поезда – военные тяжеловесы. От таких составов железнодорожное полотно лопалась часто, и ремонт нужен был постоянно», – вспоминает о своей работе Любовь Ильина – одна из многих девчонок военного времени, работавших на железной дороге.

На станциях не было телефонов, и она хорошо помнит, как брат Степан, который работал бригадиром, посылал сообщить ночью на другой конец станции о том, что привезли рельсы для неотложного ремонта. Он всегда говорил: «Беги, Любка!».

И Любка бежала! Задыхаясь от быстрого бега, страха, слёз и стука в висках. А вокруг в лесу волки, которые выходили на железную дорогу, садились на рельсы, поднимали к небу морды и выли взахлёб. Она бежала так, что, казалось, ноги не касались земли, а на девчонке валенки не по размеру, большая телогрейка, которая то и дело сваливалась с плеч, да самотканая тёплая юбка, а бежать надо, ведь вот-вот пойдёт состав с танками и артиллерийскими установками, а путей нет, нужно срочно восстанавливать участок.

Бывало так, что кусок лопнувшего рельса заменить не успевали, и он выпадал. Тогда рельс «бинтовали», а сверху брат накладывал лопату, держал её, и поезда пропускали по таким участкам со скоростью 5 км/час.

– Любовь Андреевна, а в военное время вы мечтали о любви?

– Да какая там любовь! Мы же одеты-то были кое-как, красоваться не в чем, да и мы совсем молоденькие тогда были, хотя, как и все девчонки, мечтали о чистой и светлой любви.

Помню, как после войны с фронта возвращались эшелоны с солдатами, а мы стояли на станции и смотрели, а из окон по пояс высовывались солдаты и выбрасывали на платформу станции письма-треугольнички с вложенной фотографией и адресом, чтобы девчонки писали им после войны.

Ну, тут я тоже отличилась, одному, имени которого даже и не помню, ответила. Послала свою фотографию, где пририсовала морщины, жуткие брови и написала в письме белиберду! Что с нас тогда было взять – мы взрослели позднее, чем современная молодёжь.

А настоящую любовь я встретила, как говорится, в 9 часов вечера после войны.

Будущий муж Николай Дмитриевич Ильин служил в Закарпатье, а на обратном пути с фронта мы встретились и больше не расставались. Прожили душа в душу большую счастливую жизнь. Построили дом из шпал в Щучьем под Челябинском, там родились сын Сергей и дочь Галина, а в 1969 переехали на Север – станция Кумнинская, недалеко от Тавды.

...Теперь Любовь Андреевна живёт с дочерью Галиной в Излучинске, у неё четверо внуков, пятеро правнуков, а совсем скоро появится праправнук.

В девяносто лет она сохраняет бодрость и с огромной благодарностью говорит о работниках администрации поселения, районной больницы и социальной службы, ведь они никогда о ней не забывают и помогают во всём.

Такая большая, трудная, но вместе с тем счастливая жизнь, ведь все в этой семье вернулись с войны, а это главное! Но память о том времени останется с Ильиными навсегда!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

0