Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

26.05.2018 14:18 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 55 от 26.05.2018 г.

Два Николая

Автор: Сергей ВЕЛИКОПОЛЬСКИЙ, президент Тюменского общественного фонда имени В.И. Муравленко, в 1970-1978 гг. – секретарь, второй и первый секретарь Нижневартовского райкома (горкома) КПСС. Фото из книги «Се

Николай Устьянцев

За период работы в Нижневартовском районе пришлось общаться с четырьмя председателями Нижневартовского рай(гор)исполкома: Н.Я. Устьянцевым, Н.Ф. Фоменко, Н.Г. Салиховым и Н.А. Москаленко. Каждый из них, несомненно, оставил свой след, вложил немало физических сил и профессиональных знаний в социально-экономическое развитие района и близлежащих городов. О первых двух – мои воспоминания.

Николай УСТЬЯНЦЕВ

Знакомство с будущими «владениями» Устьянцева начал со старой части посёлка. Меня сопровождал бывший председатель Нижневартовского райисполкома Василий Фёдорович Артюхин. Заехали в райисполком, здесь же располагался ЗАГС. Был удивлён тем, что партийная власть находилась в новой застройке, а местная власть – в старой части Нижневартовска. Это сказывалось в оперативности решения текущих жизненных вопросов. Транспортное сообщение зимой было проще, а в период осенней и весенней распутицы неудобства усложнялись. Дело в том, что между двумя частями посёлка протекало несколько ручьёв и была большая заболоченность. Аэропорт находился в старой части, поэтому для приезжих и населения было невероятным испытанием добраться до нужных предприятий и организаций.

Мне было интересно посмотреть, в каких условиях трудятся работники и их председатель Николай Яковлевич Устьянцев. Зайти в кабинет председателя Василий Фёдорович отказался. Кабинет был довольно просторный, мебель старомодная. Напротив входной двери располагался рабочий стол. За спиной председателя висел портрет В.И. Ленина, на правой стене – карта Ханты-Мансийского национального округа с очертанием границ Ларьякского района. Новой карты Нижневартовского района ещё не было. От входной двери посередине – ковровая дорожка.

Николай Яковлевич вышел мне навстречу. Крепко пожал руку. Это был высокий, стройный, симпатичный мужчина. Он участник Великой Отечественной войны, об этом свидетельствовала орденская колодка в шесть рядов боевых наград, расположенная на левой стороне костюма. Только одно это вызывало к нему особое уважение.

Позднее узнал, что Н.Я. Устьянцев добровольцем ушёл на фронт, служил в войсках «бога войны» – артиллерии. Победу встретил на подступах к Берлину. Война прошла по его малой родине – Украине, оставила в одиночестве, уничтожив всю его семью: родителей, жену и детей. В Нижневартовский район, приехал без «призыва». Выбор диктовался одним: начать заново жизнь, найти своё счастье в сибирской глубинке. Ему повезло. Во время учёбы в Омской партийной школе он нашёл вторую половину, ею стала Нора Викторовна Горевских, работавшая секретарём Нижневартовского райкома по идеологии. Она тоже заочно училась в ВПШ и привезла Н.Я. Устьянцева – будущего мужа – в Нижневартовск. Он был трудоустроен председателем комитета народного контроля. Избрание его председателем райисполкома было одобрено первым секретарём райкома М.П. Страховым.

Беседа с Н.Я. Устьянцевым была непродолжительной. Меня как секретаря райкома партии по идеологии интересовали вопросы работы органов народного образования, дошкольного воспитания детей, медицины, культуры, быта, связи и спорта, то есть тех направлений, которые буду курировать. Поинтересовался работой сельских поселковых советов народных депутатов с местным населением и, особенно, с коренными жителями района – ханты и манси. В общем-то, Н.Я. Устьянцев владел ситуацией, но глубины и продуманности, системы и плановости в развитии подотчётных районной власти вышеперечисленных органов в его ответах я не услышал. А предъявить претензии, а тем более высказать предложения, естественно, не мог, ибо ещё не был избран секретарём райкома КПСС. В то же время и сам Николай Яковлевич работал председателем всего лишь полгода. И всё же я был удовлетворён тем, что получил нужную информацию и мог как-то определиться в предстоящей работе после моего избрания.

На этом встреча закончилась. Уходя, подумал, что ему не придётся долго поработать в роли председателя. Время было уже другое. Нижневартовский нефтяной район нуждался в системном современном подходе к работе с кадрами местных органов власти. Обстановка требовала повышенного профессионального руководства, и требования к руководящим кадрам района были уже другими. В районе и в округе разворачивалась гигантская эпопея по освоению открытых месторождений, создавалась нефтегазовая промышленность, небывалым был размах строительно-монтажных работ, начиналось строительство современного города нефтяников – Нижневартовска, а на территории района строились новые вахтовые поселения.

Выйдя от Н.Я. Устьянцева, в коридоре увидел Василия Фёдоровича в окружении бывших сотрудников. По громкому разговору, настроению и смеху было видно, что они ему были рады.

Николай ФОМЕНКО

После ухода Н.Я. Устьянцева по собственному желанию председателем райисполкома был избран нефтяник Николай Фёдорович Фоменко. В этой роли ему пришлось поработать около двух лет. Именно в этот период Нижневартовск получил статус города. Радость Николая Фёдоровича не передать словами, когда об этом ему сообщил первый секретарь райкома КПСС В.В. Бахилов. Последовали поздравления от руководства Тюменского облисполкома, Ханты-Мансийского окрисполкома и Сургутского района. Я был свидетелем этого исторического момента.

По указанию В.В. Бахилова всех работников райкома КПСС, райисполкома, райкомов профсоюза и комсомола, штаба ударных комсомольских строек, журналистов районной газеты «Ленинское знамя» собрали в актовом зале. Василий Васильевич в парадном костюме, с боевыми и трудовыми наградами, со Звездой Героя Социалистического Труда зашёл за стол президиума и обратился с речью к присутствующим: «Дорогие товарищи, друзья, сегодня у нас исторический день – рабочему посёлку Нижневартовский присвоен статус города». Зачитал тексты телеграмм, полученных от областных и окружных властей. Затем продолжил: «Теперь на карте страны, области и округа появился новый город, в этом есть и наша заслуга».

Но эта радость вскоре разочарует нас, партийных работников и работников бывшего райисполкома, после того, как 9 марта в центральных газетах «Правда» и «Известия» и в областной газете «Тюменская правда», которые будут доставлены 10 марта в город, прочтём подлинный текст Указа Верховного Совета РСФСР. Он был следующим:

«Преобразовать в город окружного подчинения рабочий посёлок Нижневартовский Нижневартовского района Ханты-Мансийского национального округа, присвоив ему наименование – город Нижневартовск.

Возложить на Нижневартовский городской Совет депутатов трудящихся и его исполнительный комитет решение на территории одноимённого района всех вопросов, входивших в компетенцию районного Совета депутатов трудящихся и его исполнительного комитета.

Подчинить Мегионский поселковый и сельские Советы депутатов трудящихся Нижневартовского района соответственно Нижневартовскому городскому Совету депутатов трудящихся».

Собрались в кабинете В.В. Бахилова, уже в узком составе, Н.Я. Токарев, Н.Ф. Фоменко, В.Д. Салмин, В.С. Корчёмкин и я. Василий Васильевич обратился к нам, но уже со словами другой тональности: «Что касается нас, то каждому и горкому в целом следует в корне поменять свой стиль работы. Почему? Горисполком в той численности работников не сумеет в равной мере решать житейские вопросы наших поселений и особенно национальных посёлков. Сегодняшние проблемы со строительством города и нормальным функционированием городских структур потребуют повышенной ответственности исполнительной власти, горисполкома. Это значит, что люди, проживающие на территории района, будут наверняка ущемлены во внимании со стороны горисполкома, а это может привести к негативным явлениям. Этот фактор надо учесть в нашей работе».

Получилось – просто поменяли вывеску. Надежды сельского населения на более быстрое решение вопросов социально-культурного и бытового значения, накопившихся за восемь лет, после высадки первого десанта нефтяников, рухнули. На смену радости и ликованию пришли тревога и озабоченность. Теперь на плечи горкома КПСС легли заботы не только города, но и района.

В один из рабочих приездов первого секретаря Тюменского обкома КПСС Б.Е. Щербины, председателя Тюменского облисполкома Л.Н. Кузнецова и начальника «Главтюменнефтегаза» В.И. Муравленко, которые были депутатами Верховного Совета СССР, к ним присоединилась председатель Ханты-Мансийского окрисполкома, депутат Верховного Совета РСФСР А.Г. Григорьева. Провели совещание.

Первым слово взял Б.Е. Щербина: «Товарищи, получилось как в том анекдоте: «Думали как лучше, а получилось, как получилось»… Ситуация здесь складывается чрезвычайно трудная, придётся подождать. Обращаться в ЦК КПСС, Верховный Совет СССР и РСФСР с просьбой исправить допущенную оплошность никто в настоящее время не возьмётся». Выступления Л.Н. Кузнецова и А.Г. Григорьевой были просто утешающими. Они, как и другие, понимали, что такая огромная территория Нижневартовского района, где свободно могли разместиться три европейские страны – Швеция, Финляндия и Бельгия – практически лишились управляющего органа – райисполкома. Состояние застройки рабочего посёлка Мегион, вахтовых – Варьёгана, Радужного, Лангепаса, Покачей, развитие и состояние жизни национального населения, проживающего в Ларьяке, Чехломее, Большом Ларьяке, Корликах, Ваховске, Охтеурье, Усть-Колекъёгане, Большетархово, Новоаганске, станет ещё хуже. Ждали выступления В.И. Муравленко, который сказал следующее: «Положение горисполкома не из лёгких. Надо изыскать возможности, усилить контроль за работой всех ведомств, занятых на строительстве города Нижневартовска. За городом я закрепил своих заместителей – М.М. Крола и А.С. Парасюка и обязал директора института «Гипротюменнефтегаз» Я.М. Когана взять под личный контроль проектирование гражданских и промышленных объектов, особое внимание уделить ускоренному строительству жилья, объектов образования, здравоохранения, быта и культуры». На этом совещание закончилось. В действительности так и произошло. Проблемы Нижневартовска полностью поглотили горисполком, а поссоветы и сельсоветы остались наедине со своими нерешёнными проблемами. Выезды работников горисполкома и его отделов давали лишь временный эффект.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36