Дорогами веры
В год 90-летия района митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел удостоен звания «Почётный гражданин Нижневартовского района».
Это правило и уже традиция для митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла – совершать дальние пастырские поездки. Владыка часто бывает в Нижневартовском районе. Здесь царит особая духовная атмосфера, отмечает он, и всегда чувствуется поддержка со стороны местной власти любому начинанию людей, для которых близка православная вера.
В этом году владыку Павла удостоили звания «Почётный гражданин Нижневартовского района». Награду ему вручили на фестивале «Моё сердце – Нижневартовский район». Знаковой оказалась и недавняя поездка митрополита в старинное село Ларьяк: там он освятил купола на церкви в честь иконы Божией Матери «Знамение». Он стал третьим владыкой, посетившим ваховский край за те три века, что известна в наших местах православная молитва. В начале XVIII века здесь крестил ваховских остяков митрополит Тобольский Филофей (Лещинский), а в конце XIX подтвердил и укрепил православную веру митрополит Тобольский Агафангел (Преображенский). В начале XXI столетия к новой жизни православие в нашем районе возродил уже митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел. Это духовное преемство трёх владык символично.
Откуда корни у митрополита Павла, когда он выбрал для себя стезю священника и как связал судьбу с Югрой – наш рассказ.
В начале духовного пути
Павел Семёнович Фокин, а именно так зовут в миру нашего владыку, родился в 1956 году в Сумской области на Украине. Детство, проведённое в деревне, он часто и с теплотой вспоминает, когда общается с жителями глубинки. Дорого и близко оно его душе. «Родители, хранившие в сердце своём веру православную, воспитали и меня в вере, – отмечал владыка в речи, произнесённой при наречении во епископа, – приобщили к молитве, научили не быть самоуверенным, а полагаться на волю Божию, на предстательство и заступничество Пресвятой Богородицы».
Окончив школу, Павел пошёл служить в армию, а после, вернувшись в родные места, поступил на дирижёрско-хоровое отделение Сумского культурно-просветительского училища. На мирском поприще начинал как руководитель детского хора и хора учителей средней школы. Своих занятий музыкой он не оставил и пребывая уже в духовном сане.
Первое благословение на поступление в духовную семинарию Павел Фокин получил в Свято-Троицкой Сергиевой лавре у известного своей прозорливостью старца Зосимы. В день памяти основателя обители, преподобного Сергия Радонежского, спустя десятилетие Павел был пострижен в монахи, а тогда, в начале 80-х, он переезжает в Ленинград, где несёт послушание в Спасо-Преображенском соборе в качестве чтеца и псаломщика. По рекомендации настоятеля этого собора Николая Гундяева, старшего брата нынешнего Патриарха Кирилла, Павел поступил в Ленинградскую духовную семинарию, по окончании её стал учиться дальше в духовной академии. Написание диссертации на соискание учёного звания кандидата богословия – одно из условий успешного завершения этого учебного заведения. Тема научной работы была посвящена Мальтийскому ордену и его историческому развитию.
Монашеский постриг
В 1996 году Павел Фокин был пострижен в монахи. Подобный шаг открывал возможности для духовной карьеры, но очевидно, что всё здесь зависело от Божьей воли. Будущий митрополит был наречён в честь преподобного Павла, Обнорского и Комельского Чудотворца. В тот же год отец Павел был утверждён в должности наместника Свято-Троицкого Ипатьевского мужского монастыря в Костроме. Обитель известна всем нам ещё со школьных уроков истории: она считалась родовой для дома Годуновых, а в 1613 году отсюда призвали на царство Михаила Фёдоровича Романова.
В Костроме отец Павел возглавлял ещё храм святого апостола Иоанна Богослова и руководил достройкой церкви пророка Илии в Костромском районе. В 2002-2003 годах он был назначен помощником начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме, всё так же оставаясь настоятелем костромской обители. Управлять монастырём пришлось по Интернету и телефону, вспоминал будущий митрополит, а в Костроме текущими вопросами занимался благочинный.
В Сан-Франциско и Риме
В 2003 году отца Павла назначают настоятелем Николаевского собора в Сан-Франциско.
«Приход был очень маленький, – рассказывал владыка в одном из своих интервью, – пришлось столкнуться с серьёзными сложностями, в том числе и материального порядка: всего по списку в приходе было девятнадцать человек. Содержать приход было сложно. Среди прихожан были как представители первой волны эмиграции, так и наши соотечественники, приехавшие в США в девяностых годах. Между прихожанами, относящимися к «белой» и «постсоветской» эмиграции, очевидно было недоверие друг к другу, и моей задачей было объединить их в приходскую семью».
Через четыре года прихожан было уже 85 человек, при храме работала общественная столовая для верующих и малоимущих, действовало сестричество.
Пребывание в Сан-Франциско стало замечательным поводом, чтобы сблизиться и найти общий язык с клириками и прихожанами эмигрантской Русской православной церкви заграницей, тогда она не объединилась ещё с Русской православной церковью, православными общинами иных поместных церквей, действовавших в США: американской, греческой, сербской, болгарской.
На долю отца Павла выпала ещё одна миссия: вернуть из небытия имена первых настоятелей Николаевской церкви в Сан-Франциско. Благодаря отцу Павлу прихожане открыли для себя имя архиепископа Вашингтонского и Аляскинского Антонина (Покровского). На основе архивов прихода и русской эмигрантской печати будущий митрополит написал потом книгу об архиепископе. Ещё один святой, который стал для него дорог после служения в Америке, – это Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский, епископ Русской православной церкви заграницей. Мощи его покоятся за океаном и почитаются православным миром, имя этого подвижника известно и у нас с той поры, как владыка Павел возглавил Ханты-Мансийскую и Сургутскую кафедру.
Николаевский приход в Риме стал следующим в жизни отца Павла. Община считалась старейшей в Италии и была основана ещё в начале XIX века. В ХХ столетии приход окормлялся Русской зарубежной церковью и Константинопольским Патриархатом. Чтобы вдохнуть новую жизнь в общину, пришлось немало выдержать судебных тяжб с общественной организацией, считавшей храм своим. «Опыт, какой я получил в Риме, – рассказывал владыка Павел, – это школа мужества и юридической практики. Я нигде столько не занимался юридическими вопросами, как в Италии».
Но самое главное достижение этого периода служения – это то, что и в Риме стало больше прихожан, чем поначалу, по приезде в итальянскую столицу. «На богослужение стало приходить так много людей, – делился владыка Павел, – что нам пришлось сделать приставной престол и служить по воскресным дням две литургии – раннюю и позднюю».
Во главе православной
общины Югры
Епископом новообразованной Ханты-Мансийской и Сургутской епархии отец Павел был наречён и хиротонисан в июне 2011 года.
«Честно говоря, даже не представлял, куда я еду, – вспоминал владыка Павел об этом периоде жизни, – полагал, что всё надо будет начинать с нуля». И обрадовался, когда узнал, что есть уже храмы в Югре. Тогда было всего 56 священников на весь округ.
В 2015 году епископ Павел был возведён Патриархом Московским и всея Руси в сан митрополита. Этот статус даёт ему право быть постоянным членом Священного синода Русской православной церкви, регулярно принимать участие в решении ключевых вопросов, касающихся жизни церкви и её большой православной общины.
Сегодня Ханты-Мансийская митрополия включает в себя Югорскую епархию (с кафедрой в Югорске) и четыре благочиния. Во всех этих пределах владыка бывает постоянно.
«Я в Ханты-Мансийске не бываю больше недели, – рассказал митрополит Павел в одном из недавних интервью. – Всё время в разъездах, с паствой, где-то служу, кого-то рукополагаю, встречаюсь с администрацией муниципальных образований, общественностью». И поделился ещё самым сокровенным: чем дальше приезжает в глубинку, тем более чистый там православный люд.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.