Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

07.07.2018 10:18 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 72 от 07.07.2018 г.

Так держать, капитан!

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Юлии ВОРОНИНОЙ.

На причале Александр и Александра Кузьменко

Под началом у Александра Петровича – целая флотилия. Один из двух буксиров работает в навигацию на северном завозе в сторону Корликов, второй – ведёт паром на Вампугол от Шовдинского причала. В этом году на линию ещё вышел пассажирский теплоход типа «Садко», теперь и пригородный маршрут в село Былино обслуживает команда Александра Кузьменко.

Свой бизнес на реке Александр Петрович организовал ещё в 1995 году. Два десятилетия активно работает с администрацией Нижневартовского района. Но всё это – день сегодняшний в его биографии. А с чего начинал он свой путь в капитаны?

С чего начинается путь по реке?

Первое знакомство с городом и Обью, по словам Александра Кузьменко, произошло в начале 1970-х. Сюда приехали родители: нужны были деньги, чтобы достроить дом под Киевом. Помнит школу № 2 в Нижневартовске, в которой учился в седьмом и восьмом классах. На Оби и её притоках трудился в ту пору дальний родственник, на лето он брал юношу к себе на катер. Первый опыт работы в корабельной команде – это проводка плотов с брёвнами для лежнёвок к месторождениям.

Когда Александр окончил девятый класс, то поступил в родном Киеве в речное училище. Мог бы остаться по его окончании на родине, ходить по Днепру. Однако такая перспектива казалась слишком заурядной, на Севере же она виделась с романтикой и некоторой долей авантюризма.

– Ребята в моё время думали о том, как заработать себе на «Жигули», – рассказывает Александр Кузьменко, – а на Севере можно было быстро на машину накопить.

В 1976 году, когда вернулся сюда, жизнь в Нижневартовске кипела, город рос на глазах, открывались и разрабатывались новые месторождения, – продолжает наш собеседник. – Автомобильных дорог было мало, железнодорожную линию ещё тянули из Сургута, в основном грузовые перевозки велись по воде. По Оби тогда ходили танкеры, сухогрузы, по Вартовской протоке курсировали катера и буксиры. Весь флот на Средней Оби работал на нефтяную отрасль: на месторождения нужно было доставлять оборудование, а навигация в наших краях недолгая. Мы сутками в ту пору не глушили дизеля на наших «костромичах» и «ярославцах», тащивших баржи по реке, – продолжает он, – главное, ребята, – это выполнение плана перевозок, говорили нам начальники.

Первые годы, когда начинал работать на реке, ориентировались только на судоходные карты, береговую и плавучую обстановку, – продолжает наш герой. – Связь по радио появилась несколько позднее. Сегодня капитан ориентируется на данные со спутника, однако и ныне не заменят они опыт и интуицию судоводителя.

Это и правило, и даже традиция, когда выпускник речного училища идёт на срочную службу в Военно-морской флот. Александр не стал исключением. Его часть располагалась на острове Русский, у самого Владивостока. В личном деле новобранца не сразу прочитали, что за плечами у него две навигации штурманом и диплом судоводителя. Мичман даже недоволен был, что будущий матрос ничего не говорил о том по прибытии на Тихоокеанский флот. Когда же после специального испытания Александра Кузьменко назначили на военно-морской катер старшиной, то выяснилось: в экипаже он только один «молодой», а боцман и моторист – «годки», поэтому и нехотя подчиняются его приказам. Но опыт и практика, и, главное, индивидуальные методы убеждения сделали своё дело: признали-таки старшиной.

Как стать капитаном?

Никто и никогда не становится сразу за штурвал на мостике, даже имея за плечами «капитанский» диплом. Вчерашний выпускник речного техникума или академии начинает самостоятельную практику с должности штурмана. Надо проявить себя в работе, и первый такой опыт длится два-три года. У Александра Петровича опыт ещё прибавился во время службы в ВМФ. Так или иначе, но главным на своём корабле он стал в начале 1980-х.

– Хорошо помню Василия Александровича Байгушкина, в Нижневартовске он был главным судоходным инспектором, – делится Александр Кузьмено, – это он дал мне путёвку в жизнь в качестве капитана.

Отбор на эту должность всегда был жёстким: командир экипажа должен обладать знаниями и опытом. Он права не имеет растеряться в экстремальной ситуации и не может во время рейса проявить беспечность.

– Обь иногда отличается непредсказуемостью, – приводит пример наш герой, – может ветер усилиться внезапно, а может и туман накрыть. Бывали случаи, когда молодые и начинающие судоводители делали круги в этом «молоке», пытаясь выйти к берегу. Хороший был для них экзамен на прочность.

Ключи от капитанской науки

– У капитана должна быть уверенность в себе, – продолжает Александр Кузьменко. – Он обязан находить общий язык с экипажем, с которым идёт иногда на несколько недель в рейс. При общении с командой не обойтись порой и без крепкого словца.

В Нижневартовск Александр Кузьменко в начале 1980-х вернулся уже с супругой. Александра Михайловна всегда ходила с мужем на его корабле в качестве рулевого и моториста. Инспектора даже отмечали: у них – семейный подряд, супруга капитана и на борту за порядком проследит, и позаботится, чтобы экипаж был вовремя накормлен.

К сюрпризам на реке нужно быть готовым всегда. И особенно когда навигация только началась или близится к завершению.

– Помню, как в 1980-е годы доставляли по Ваху оборудование для ЛЭП к Ершовскому месторождению, это чуть выше по реке от села Большетархово, – рассказывает капитан, – буксировали в октябре баржу «по салу», как говорят речники, когда мелкий лёд покрывает водную поверхность. Вечером сделали остановку. А когда сели ужинать с экипажем, услышали шорохи по бортам нашего буксира. Стало ясно: лёд начал сковывать реку. Чтобы не застрять в этом месте, сразу же, с наступлением утра, пошли вверх по реке. Пятнадцать километров до месторождения преодолели за четыре часа, оборудование доставили нефтяникам, они за два часа разгрузили его вручную.

Пустую баржу пришлось оставить и почти две суток пробиваться во льдах к устью Ваха. Дух перевели лишь тогда, когда выскочили к трубной базе у строящейся тогда Нижневартовской ГРЭС, от работы курсирующих близ неё буксиров и катеров вода в реке была в белом крошеве, по нему и дошли до Оби.

Но не только осень или весна готовят для речников испытания. Особенно непредсказуемы боковые реки, по словам нашего героя, ушки на макушке приходится здесь держать: какой корабль идёт навстречу, где самим приблизиться или даже пристать к берегу, чтобы пропустить судно.

На Вахе двухсоткилометровый участок от Ларьяка до Корликов всегда считался условно судоходным (и в межень мелководным). Здесь никогда не ставились бакены или специальные знаки по берегам, проходишь, что называется, наощупь: делаешь остановки у перекатов, измеряешь глубину и ставишь свои знаки, сделанные из подручных средств. Особенно сложным является Нинканъёганский перекат, где сравнительно легко можно наскочить на мель.

В Корлики команда Александра Петровича совершает четыре рейса за навигацию. Самым сложным считается осенний, в октябре. Путь в одну строну занимает почти неделю и столько же примерно длится возвращение в «порт приписки», в Нижневартовск. За штурвал в этом рейсе, который считается особенно сложным, становится сам капитан.

Но напряжение от каждого рейса к верховью Ваха компенсируется общением с природой. Нигде более, утверждает Александр Кузьменко, нет таких дивных мест, они ведь здесь не тронуты цивилизацией. Нигде более нет и такой чудесной рыбалки.

Спешит ли молодёжь

в профессию?

Говорят, что боится молодёжь ответственности, всё чаще ищет для себя лёгкой, но высокооплачиваемой работы. Вот и в капитаны она не спешит сегодня. Так ли это на самом деле? Вопрос немного озадачивает Александра Кузьменко. Но потом он приводит свой пример: сын Максим в этом году заканчивает обучение в Академии водного транспорта в Киеве. Пока был на практике в пору прошлых навигаций, отец не делал ему поблажек на корабле. А сейчас Максим совершит свои первые шаги в капитанской должности.

Сын окончил в Нижневартовске школу с углублённым изучением иностранных языков, неплохо говорит по-английски, старшеклассником всё думал о карьере банкира, хотел стать автогонщиком. А с годами вот потянулся к профессии, которой отец посвятил лучшие годы.

– В нём, помимо тяги к знаниям, есть и юношеская бесшабашность в хорошем смысле слова, и упорство, – делится Александр Петрович, – а как жить и трудиться на реке, не будучи упорным? Только тогда можно быть готовым ко всему, не спасовать перед первыми трудностями.

Ну а чтобы «гладенькой дорога» была на реке, нужно ещё многому научиться на практике. И, думаю, что свою капитанскую науку Максим освоит.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

52