Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

04.08.2018 09:28 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 04.08.2018 г.

Близка мне прежняя деревня

Автор: Записала Софья ЯРЫГИНА. Фото из архива Ольги КАЗАКОВОЙ.

Ольга Казакова много лет была художественным руководителем сельского клуба (сейчас это КДЦ «Респект») в Большетархово. Нынче она на пенсии, трудится в местном жилищно-коммунальном хозяйстве. Бодрая, позитивная, лёгкая на подъём женщина, из которой слова льются, как песня – неторопливая, зыкинская, завораживающая. С Ольгой Александровной хорошо сидеть летним вечером в тени её двухэтажного дома, пить чай и беседовать о жизни.

– Вы коренная жительница Большетархово?

– Можно сказать, да. Я из Тюменской области, есть такое прекрасное село Уват – оттуда родом. А здесь живу более 35 лет.

– Что вас сюда привело?

– Романтика. Учёба. Замужество. Счастливый брак. Дети. Семья. Всё.

– Вышли замуж за большетарховца и пошли за ним в Сибирь?

– Сперва была учёба. По её окончании – замужество. Семейная жизнь, счастье семейное. Воспитание детей.

– Вы где учились?

– В 1980-м году где можно было в Нижневартовске учиться? В 44-м училище.

– Во всей Тюменской области не нашлось для этого другого города?

– Как же, есть Тобольск, Тюмень, там очень много учебных заведений. Но интереснее было познать Север, Сибирь. Потому что я с ранних лет думала и писала о них. Интересовала нехоженая тайга. В то время тут как раз шла геологоразведка, поэтому я и поступила на «нефтяное» отделение, у меня первая специальность – химик.

– Девочка из глухой деревни…

– Не деревни, а прекрасного села. Древнего села.

– … древнего села интересуется не вышивкой и рукоделием, а тем, как в соседней провинции бурят недра и добывают из них нефть.

– Да. Интересуется историей своей страны. Я с детства любила историю, обожала увлекательные рассказы. У нас в школе очень хорошие преподаватели были. Кстати, наш историк сейчас возглавляет в Увате краеведческий музей. Большое ей спасибо – вот она мне всё это привила.

– Поехали вы, значит, в Нижневартовск, в самое сердце нефтедобычи. Получили нефтяную специальность. А работать в клубе стали! Отчего ж в «нефтянку» не пошли?

– Замуж вышла и в село переехала. А здесь по специальности работы не было. Поэтому пошла туда, где было место, где было комфортно и хорошо душе.

– Расскажите эту романтическую историю знакомства. Кто тот человек, который свернул вас с намеченного пути?

– На втором курсе мы с девчонками-одногруппницами приехали на выходные в село Большетархово, про которое не то что не знала, даже и думать не думала, что есть такое. Познакомилась здесь с молодым человеком. Два года повстречались, а по окончании училища и защиты диплома вышла за него замуж.

– Чем увлёк? Стихи читал?

– Я ему читала. А он умел слушать.

– Кого читали?

– Что нравится молодым? Лириков. Есенина и Пушкина. И свои.

– Ого! Можно для примера несколько строк из того, что вы ему цитировали?

– Ну, такое близкое не буду. А из того, что было написано в то время, пожалуйста.

Самотлор – это гордость Сибири, долгожданное чудо людей.

Самотлор мы уже покорили своим духом и силой своей.

Покоряем все топи, болота. Недра запада стали родней.

Самотлор всё становится шире и прекрасней от вышек огней.

Воспевать красоту его надо. И успехи. И доблестный труд.

Ведь в труде и почёт, и награда. Человека в труде познают.

– Вы на месторождениях-то были? Самотлор видели?

– Конечно. На КСП-1, на КСП-2, 3 и на КСП-9 я проходила практику.

– Получается, стихосложением вы начали заниматься ещё в юности?

– Я и в школе писала стихи. Это для меня естественно. Когда вдохновение приходит, только успевай записывать, была бы под рукой ручка да бумага. Вот едешь куда-то, видишь красивую природу, пейзаж, само рождается четверостишие, и от него уже мысль идёт дальше.

– Вы думаете рифмами?

– Наверняка, да.

– Откуда это у вас? В семье был кто-то с поэтическим мироощущением?

– Мама Галина Георгиевна Слинкина. С детства помню, как она не то что говорила рифмами, а могла просто видеть что-то и напевать под нос, и это складывалось в песню. Сейчас, через столько лет, когда её уже нет в живых, я начинаю понимать, что так бывает, когда душа и сердце ликуют и поют. Это всё идёт изнутри.

– Вы так поёте?

– Да, тоже бывает. Дома, конечно, не на людях, потому что неправильно поймут. Раньше, когда спина не болела, бывает, пойду собирать ягоды, посмотрю на небо, и вот она песенка родилась: «Голубое небо с белой дымкою над землёй сибирской нависало, голубое небо с белой дымкою северную землю охраняло». Из ничего – небо голубое, дымка красивая, а сердце радуется, и слова сами льются.

– Перебрались вы сюда. И как вам эти «края деревянных тротуаров»?

– Поженились мы в 1984 году. Здесь действительно были тогда деревянные тротуары. Теперь уже нет. Но кстати, мне больше нравился прежний облик Большетархово. Не этот уже современный сельский стиль, более поселковый, а именно деревенский. Раньше улица Набережная была очень красивая: цветущая черёмуха, акации, рябина, крашеные палисадники. Вот тот быт, та жизнь, её налаженность, спокойствие. Уравновешенность. Никто никому не завидовал, не пытался перещеголять. Каждый жил своей жизнью. И мы жили так же, как и все.

– Поселились и кур завели, коровку?

– В первую очередь детей. Потом всё остальное. И утки были, и куры, и индюки, и лошадь. Коровушка была. Вот только два года, как свела со двора. Руки стали болеть.

– Муж вам справный попался?

– Да. До сих пор мой дедушка работает – веранду сейчас у дома делает.

– Его вам выделили или самим пришлось возводить?

– Выделили. Очень хороший дом. Но чтобы содержать в порядке его и подворье, надо постоянно этот порядок поддерживать: что-то ремонтировать, облагораживать. Облагораживать – это по моей части. Ремонт – по мужской. А я помогаю.

– Цветочки посадить, красоту навести?

– Да. Всю жизнь мечтаю.

– Что же, так и не посадили?

– А я сажаю и мечтаю. Всё у меня враз делается, сообща. И душа, и тело работают.

– Вы довольны своей жизнью?

– Да. Четверо детей: два сыночка, две дочки – папе и маме поровну. Дети уже взрослые, выучились. У каждого своя семья. Правда, никто не живёт в деревне, все разъехались. У меня уже девять внуков. Вот недавно самый младший родился.

– И всю эту ватагу, наверное, летом отправляют на родину, к бабушке с дедушкой?

– Бывает и такое. Или собираемся вместе на Новый год – нас человек по двадцать и более. Уже и гостей не надо, самим бы места хватило.

– Помещаетесь?

– Да. У меня же двухэтажный дом, большой. И в нём места хватает, и в сердце, чтобы каждого по-своему любить, оберегать, уважать. Ведь ребёнка нужно не только любить, но и уважать. У них у всех своё мнение, своя жизнь, своя судьба. Все дети разные.

– Они вас чем-то изумляли?

– Они всегда чем-нибудь да удивляют. У меня же четверо своих, а сейчас и внуки добавились. Я вижу, что дети прогрессируют в развитии. Если раньше в три месяца он ещё в пелёнках был, то теперь родился, а у него взгляд уже осмысленный. Вроде грудной ребёнок, а смотрит на тебя, словно думает о чём-то, допытывается ответа.

– Вы раньше просто этого не замечали.

– Да нет, дети меняются, и сильно. В лучшую сторону меняются.

– Говорят, первый ребёнок – это последняя кукла, а первый внук – это первый ребёнок.

– Это точно. Потому что молодой, ещё учишься, работаешь, куда-то хочется сходить. Бывало, что и оставить малыша не на кого. И это время – родительская пора – пролетает, как одно мгновение. Понимать её прелесть начинаешь уже когда появляются внуки. И их почему-то действительно больше любишь. То ли потому, что больше времени, то ли больше опыта. Или то и другое.

– Ольга Александровна, вы какая бабушка – пироги печёте, сказки рассказываете?

– Всё бывает. Часто даже не сказки, а просто ложишься вечером, собираешь их вокруг себя и начинаешь что-то рассказывать из жизни. А они потом: «Бабушка, расскажи сказочку, как раньше жила». Для них это сказка.

– Что вы им рассказываете?

– То же, что и бабушки мои в своё время: как прежде в деревнях жили, как хлеб сажали, за скотиной ухаживали, как здесь, на Севере, в дома её приносили в сильные холода. У меня бабушка так рассказывала. Да и я помню из своего детства. Я им начинаю говорить, что вот так-то и так-то было. Сейчас у нас дома ванная, туалет. А раньше такого не было. Они даже не верят! Считают, что это сказка. И с интересом слушают. Так что все сказки из нашей жизни. Всё правильно: сказка – быль, да в ней намёк.

– О чем вы сейчас пишете?

– Обо всём. О жизни, красоте, о родном крае. О своей деревне. Вон у нас какое чудо – дорога появилась! Всю жизнь мы ждали её и наконец получили.

Долгое время вообще лодками добирались. Представляете, что это такое – рекой? Приехал кто-то на лодке – ты уедешь. Нет – значит останешься дома… А теперь дорога, переправа. Это очень удобно. Прогресс.

– Вы сейчас на пенсии и работаете?

– Да, работаю завскладом в цехе жилищно-коммунального хозяйства. И в этом году я окончила наш Нижневартовский госуниверситет. Я теперь менеджер социально-культурной деятельности. Пошла в 47 лет и отучилась. Полная программа, пять лет.

– Зачем?

– Учёба? Я работала в «Респекте», для моей должности обязательно нужно было высшее образование по специализации. Первое – химическое – не подходит. Решила: пойду, всё равно не поступлю – столько лет прошло, провалю экзамены. Сходила на сдачу, заглядываю в Интернет – а у меня сто с лишним баллов. Поступила. Набор коммерческий, на этом факультете вообще не было бюджетных мест. Группа пробная, в университете впервые запустили это направление. Так что мы были единственные и неповторимые.

– Что такое социально-культурная деятельность? Обучают организаторов мероприятий?

– В большей степени это культурология и социология. Обучают руководить различными проектами, связанными с этими сферами.

– Вы прожили в Большетархово почти всю жизнь. Не было желания уехать, допустим, на юг или в другие края, где потеплее?

– Дочери живут на побережье Чёрного моря. Конечно, зовут к себе. Мы ездим туда каждый год отдыхать. И внуков проведывать. А сыновья здесь остались – один в Излучинске, другой в Нижневартовске.

– Прочитайте напоследок что-нибудь из своего – о жизни, например.

– Давайте о дороге, о красоте.

Дорога, словно лента, стелется среди озёр, лесов и рек.

В село родное путь проложенный – стремительный грядущий век.

Всё мне до боли здесь знакомое. Повсюду здесь своя краса.

Земля сибирская могучая. Стеной кедровые леса.

Бежит дорожка и торопится, зовёт скорее за собой.

В село родное, сердцу милое, где отчий дом, где край родной.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21