Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

04.08.2018 09:47 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 84 от 04.08.2018 г.

Главная станция на жизненном пути

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото автора.

Если верить спутниковой карте, линии этой железной дороги проходят по территории Нижневартовской ГРЭС и заканчиваются у берега Ваха. Река, как оказалось, дала название конечной станции. От станции Вах железная дорога идёт к станции Савкино, в пределах города у линии ещё две станции – Северная и 10-й километр. И есть у этой дороги ещё одна станция, которая называется Второй маневровый район, она находится в посёлке Высоком, за Мегионом.

Купить билет до этих станций невозможно. К ним идут только товарные поезда. Самые крупные предприятия города и Нижневартовского района прежде располагали на этой линии собственными железнодорожными тупиками, но теперь эти склады и пути, к ним подведённые, принадлежат частным лицам. Деловым людям, а также крупным акционерным обществам принадлежит теперь и большая часть товарных вагонов. А вот техника у дороги своя: четыре тепловоза, локомобиль, робот для чистовой обработки рельса и многофункциональный трактор, передвигающийся по рельсам. Обновляли её не так давно.

Эта железная дорога строилась вместе с Нижневартовской ГРЭС, для электрической станции поначалу и предназначался этот отрезок пути от города протяжённостью в двадцать километров. У ГРЭС были когда-то свои локомотивы и свои товарные вагоны. В 90-е годы всё это большое и хлопотное хозяйство перешло под начало ООО «Железнодорожное управление». Линия оказалась в ведении нижневартовского филиала.

Её главную станцию – Северную – видно всем, кто подъезжает к городу со стороны посёлка энергетиков: трёхэтажное здание под серой металлической крышей, а рядом с ним, за деревьями, цистерны и товарные вагоны. Здесь бьётся сердце этой небольшой железной дороги. И руку на её пульсе держит начальник маневрового района Фёдор Кречун.

На станции он трудится с того времени, как в 1997 году был организован филиал ООО «Железнодорожное управление». Работал здесь и прежде. На Север он приехал в 1982 году.

– Должен был демобилизоваться тогда из железнодорожных войск, – вспоминает Фёдор Васильевич, – да товарищ взбаламутил: поехали на Север, деньги большие заработаем! Так из Тюмени, где была расквартирована наша часть, сюда и приехал.

Экзамен на прочность

Видимо, судьбой стала железная дорога. Вот и на новом месте Фёдор Кречун не задумывался долго, где приложить свои силы. Первым местом его работы в городе была станция, принадлежавшая предприятию «Нижневартовскнефтегаз». На линию, которая ведёт к Излучинску, он пришёл в середине 80-х.

Начинал работать составителем поездов. Очень сложная и опасная эта работа, признаётся Фёдор Васильевич. Нужно иметь цепкий ум, чтобы понять, как формируется железнодорожный состав, и нужно иметь осторожность, чтобы при формировании вагонов не попасть под их колёса или под колёса встречного поезда. Этому учили и наставники: никогда не стой вблизи эстакады или пандусов, рядом с которыми близко проходит железнодорожный путь. Всегда осматривайся на месте, где проходит железнодорожный состав, не доверяй привычке, что знаешь этот участок как свои пять пальцев и опасности по этой причине можешь будто бы избежать.

Составы приходилось формировать на улице при любой погоде. Надо было сигналы подавать маневровому тепловозу, сцеплять и расцеплять вагоны. Их надо было так выстроить друг за другом, чтобы не искать потом в начале или середине состава, а сразу отцепить при подаче на тот или иной путь.

Послаблений не делалось и в актированные дни, отмечает Фёдор Кречун, даже когда столбик термометра опускался ниже отметки в пятьдесят градусов по Цельсию. Железная дорога даже при таких условиях не может прервать свою работу, ритм её должен быть чёток и слажен, как часы.

Работа составителя поездов сродни боевому крещению в профессии. Ухватил её суть – значит выдержал экзамен на прочность. С этого шага можно начинать и профессиональную карьеру. Фёдор Васильевич пробовал себя потом и диспетчером, и начальником станции. И на этих должностях тоже получалось. Когда окончил в Алапаевске техникум по железнодорожной специальности, перешёл на маневровую работу по станции. Была в своё время возможность продолжить образование в институте путей сообщения. Однако, отмечает, так втянулся в работу, что не до этого было.

В профессиональных буднях

За смену нужно принять со станции «Нижневартовск 1» грузовые составы, расформировать их на месте и распределить вагоны по железнодорожным тупикам. Вагоны важно подать вовремя, согласно условиям контракта, промедление или ошибка чреваты финансовыми издержками. Связь в течение смены приходится держать с диспетчерами, с депо. Нужно всё знать о состоянии железной дороги, потому начальник маневрового района взаимодействует с монтёрами железнодорожного пути.

Сейчас все данные заносятся в память компьютера и с его помощью обрабатываются. Но Фёдор Васильевич помнит те времена, когда графики движения составлялись от руки. Расстановку движения поездов можно сравнить с тактикой игры в шахматы. Впрочем, и сейчас, когда сложные операции доверены умной машине, в памяти нужно держать всю обстановку на основных и подъездных путях.

Работа на железной дороге требует от её сотрудников собранности и жёсткой дисциплины. Но даже в такой слаженной обстановке никто не застрахован от нештатных ситуаций. Случалось, что молодые специалисты перепутали вагон в товарном составе и отправили его не на тот железнодорожный тупик. Бывает, что башмак не положили под вагонные колёса, и вагон, как в известной песне, тронулся с места сам. Каждую такую ситуацию разбирают на оперативной летучке, сразу же решают, как подобных ошибок избежать в дальнейшем.

– В практике моей работы был случай, когда треснула на пятидесятиградусном морозе автосцепка у вагонов, – продолжает Фёдор Кречун, – исправили её за полдня. Мы выдерживали в тех условиях, а вот техника порой сдавалась.

Доволен ли Фёдор Кречун теми молодыми специалистами, которые приходят на работу сейчас? Не всегда. Молодёжь чаще смотрит на профессию с меркантильной точки зрения, нет у молодых и начинающих сотрудников той веры в своё дело, какая была у старшего поколения, да и ответственности они чаще всего боятся. Но бывает и так, что живой интерес к профессии молодые сотрудники проявляют, освоившись в ней и выдержав первые испытания. Из их числа могут потом вырасти настоящие профессионалы.

О самом близком и родном

На железной дороге трудилась и супруга Фёдора Васильевича, была мастером на железнодорожном тупике, принадлежавшем УКС Нижневартовского района. Несколько лет назад ушла она из жизни...

Вместе вырастили сына. Он выучился поначалу на нефтяника, а потом получил юридическое образование, нашёл себя в правовой сфере.

– В детстве я часто водил его на работу, – рассказывает Фёдор Кречун, – сын видел, как много значит для меня железная дорога. Повзрослев же, он сказал мне: сложная у тебя профессия, тяжёлая. Не буду путейцем.

У Фёдора Васильевича растёт внук, которому шесть лет, и внучка, которой уже двенадцать. Вот она любит бывать на железной дороге. Радуется, едва завидев тепловоз с вагонами, проходящий мимо «дедушкиной» станции, да ещё подающий гудок.

Немного печалится Фёдор Кречун, что не научил сына родной молдавской речи. Но связи он никогда не терял с родными для него городами – Резиной и Кишинёвом, там прошло детство, там окончил школу, оттуда его призвали в армию.

За то время, что отдал железной дороге, немало накопилось ведомственных наград – званий и почётных грамот. Их вручали и от ведомства промышленных железных дорог, и от ведомства «большой» железной дороги – МПС и РАО «Российские железные дороги». Рассказывая о своей «малой» дороге, Фёдор Васильевич отмечает: вот увидите, наш участок пути от станции «Нижневартовск 1» до станции «Вах» ещё станет магистральным. Уже сейчас есть планы строительства железной дороги от города в сторону Енисея и Ангары. Придёт время, и эти планы воплотятся в жизнь. У нашей дороги будет новая жизнь, по ней ещё пойдут скорые поезда.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

39