Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

01.10.2019 11:23 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 109 от 01.10.2019 г.

У меня в душе нет седого волоса

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Ещё не так давно – это в памяти многих читателей нашей газеты – кино являлось важнейшим из искусств, властителем дум, оно учило образу жизни, учило, что нам носить и как вести себя в обществе. Теперь кинематограф далеко не тот, он полинял и утратил своё величие, уступив телевидению. Всё так, но в нашей памяти и фильмотеке сохранились ленты замечательных актёров.

Один из кумиров на все времена – Олег Басилашвили, которому на днях исполнилось 85 лет. С большим юбилеем его поздравил Президент РФ, отметив поистине значительный вклад актёра в театр и кино. Если многие киношники перестали быть кумирами толпы, то Олег Валерианович сохранил за собой право называться народным артистом как СССР, так и России.

Басилашвили – украшение эпохи, но, к сожалению, уходящей эпохи замечательных актёров. Его мы любим в любом образе. Телепередачи-встречи с ним прошли на всех основных каналах, в том числе и на «Культуре». Как сказал мастер сцены, «народ никогда не позволит уничтожить свою культуру» и «культура есть то, чем мы с вами дышим».

Олег Басилашвили сыграл более ста ролей в кино, но Большой драматический театр в Петербурге остался для него главным храмом культуры, хотя актёр «казнит» себя за страсть к сцене. Он уверен в том, что в возрасте 50-60 лет нужно заканчивать работу в профессии, потому что стыдно старику выходить к людям сутулым, с невнятной дикцией и болячками. Но Басилашвили очень красивый старик, пусть и сутулый, а сейчас – особенно роскошный. Он ничего не растерял по дороге жизни, он знает, что такое счастье и был не однажды счастлив, у него всё получилось. В юбилейный вечер Олег Валерианович сыграл в спектакле «Палачи», который был поставлен для него.

Помните молодого Басилашвили в «Осеннем марафоне»? Режиссёр Данелия долго искал своего Бузыкина, но никак не Басилашвили после его «Служебного романа». Актёр пришёл сам, чтобы сыграть в фильме самого режиссёра. Как сказал Олег Табаков, получилась честная картина, «про себя», то есть жизненная история режиссёра.

А вот фильм «О бедном гусаре замолвите слово» режиссёра Рязанова. Здесь, напротив, Басилашвили не хотел сниматься в роли гламурного мерзавца, умного и коварного, и «в чём-то тайного советника» графа Мерзляева.

У Рязанова актёр должен был сыграть роль Ипполита в «Иронии судьбы», но в жизни Олега Валериановича сложились печальные обстоятельства. Эту роль с блеском исполнил Юрий Яковлев, так что замена была равнозначной, зато Басилашвили украсил «Служебный роман» в роли современного карьериста, очень красивого и ироничного. Это был образ благоденствующего советского мерзавца и честолюбца, узнаваемого зрителями. В том, как он держится, как ведёт себя с начальством, с друзьями – всё верно, всё жизненная правда, всё без фальши, на высочайшем уровне.

Дальше у Рязанова был фильм «Вокзал для двоих». Это не городская сказка с утешительным финалом, там горькая интонация, без комедийных обстоятельств, там герои – нормальные люди. И всё же в фильме существовал юмор, присущий трагикомедии.

Герой Басилашвили – человек мягкий и добрый, он не врёт никому и прежде всего себе, он принял горький жребий. Человеку с такими качествами нелегко жить, но он не поступается совестью.

Я не люблю фильм Рязанова «Небеса обетованные», но дело не во вкусах, а в Олеге Басилашвили, который сыграл Федю – старика-сластолюбца, бывшего музыканта, ныне бомжа, обитающего зимой на дачах. Персонаж получился в чём-то жалкий и нелепый, но актёр сыграл свою роль легко и вдохновенно. В этом фильме мне нравится романс на стихи режиссёра. Как его прекрасно спел Басилашвили: «Господи, ни охнуть, ни вздохнуть!..»

А ещё есть «Мастер и Маргарита» режиссёра Бортко, где актёр сыграл Воланда. Дьявольский образ получился очень человечным: он страдает от омерзительных людей, где масса приспособленцев. Да, обыкновенные люди, сказал он, напоминают прежних. Воланд-Басилашвили получился в фильме, как в романе Булгакова, старым и мудрым.

Басилашвили продолжает играть в БДТ, будто навёрстывая упущенное время, когда его никто не знал. Известность к нему пришла позже, чем ко многим его коллегам, так что пусть актёр чаще выходит к зрителям.

На днях на ТК «Наше новое кино» прошёл фильм Павла Лунгина «Братство». На Первом его показали не 9-го, а 10 мая, чтобы, видите ли, не вызывать у «афганцев» споров по поводу прошедших событий – вывода ограниченного контингента с территории Афганистана. Противники показа ленты утверждали, что в ней туфта, другие бывшие бойцы благодарили за правду. Действительно, фильм основан на реальных событиях, а что касается споров, то так и должно быть, потому что у каждого солдата любой войны есть своя правда, хотя, как писал Виктор Астафьев, «всю правду о войне знает только Господь Бог».

… Лётчик и единственный сын генерала сбит «духами» и попал в плен. Генерал приказал найти его и спасти, и разведгруппа пошла на поиски. Конечно, лучше не видеть, как наши бойцы разгромили кишлак, как советские солдаты отоваривались на рынке, чтобы хоть что-то привезти «на память» домой. А до дембеля ещё две недели – дни, дурные предчувствия, гибель сына генерала от пули одиннадцатилетнего афганского пацана-мстителя. Никто не хотел умирать по пути на Родину, но туда ещё нужно было найти свободный путь. Как сказал один из героев ленты: «Мы все умерли на афганской войне, даже те, кто остался жить». И им предстояло учиться жить заново.

Я пишу этот телеобзор под голоса Штирлица и Кобзона. Идут бесконечные «Семнадцать мгновений весны» на ТК «Мир» – вечная классика. Пишу телеобзор и боюсь перейти к печальной вести: не стало бессменного (с 1973 года) художественного руководителя и прославленного режиссёра театра «Ленком» Марка Захарова. Он был уверен, что театр – изобретение природы. Этот театр всегда вызывал пристальный интерес как театралов, так и кинозрителей, поскольку у «Ленкома» был не временный и не случайный успех, иначе бы в театре не сформировалась любимая всеми труппа, где каждый актёр – мастер. Актёр, по словам Захарова, должен быть правдивым и искренним, потому что зрители ходят в «Ленком» не за идеями, а удивляться сиюминутной правде. «Ленком» боится скуки, когда все уже понимают, что происходит на сцене и, главное, что должно произойти. Такой была позиция режиссёра, поставившего спектакли «В списках не значился», «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва». Это самые известные его работы, сюда же следует отнести его фильмы «Обыкновенное чудо», «Тот самый Мюнхгаузен», «Формула любви», «Убить дракона» и другие. В память о режиссёре на телевидении 27 и 28 сентября прошли в записи его встречи в телестудиях, а также фильмы с участием актёров его театра. Он старался снимать своих «ленкомовцев», с которыми привык работать и которые его слышали и понимали: с Татьяной Пельтцер, Олегом Янковским, Александром Абдуловым, Леонидом Броневым, Евгением Леоновым. У него «гремел» Николай Караченцов, в театре играет Инна Чурикова.

Что теперь будет с театром – большой вопрос. Захаров казался вечным, хотя имел в виду преемника и, кажется, выбрал его.

Сентябрь закончился, но новый сезон на ТВ так и не наступил. А может быть, оно и к лучшему. Видимо, это понимают на ТВ, поэтому мы в прошедшие выходные в очередной раз посмотрели «Вокзал для двоих», сериал «Противостояние», дважды «О бедном гусаре замолвите слово», романтичные «Алые паруса», «Табор уходит в небо» и «Большую перемену» накануне Дня учителя. Это уже классика, лекарство от суеты и ностальгии по прошлому. Если на телеканалах не придумают новых шоу и не покажут очередную сагу о спасении мира со стрелялками, то мы сможем спокойно пережить осеннюю непогоду с той же «Формулой любви».

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

19