Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

22.10.2019 10:23 Вторник
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 118 от 22.10.2019 г.

Профессия ваша – основа всех добрых начал на земле

Автор: Беседовала Дарья МАКЕЕВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО и из архива Ваховской ОСШ.

Альберт Эйнштейн говорил, что целью школы всегда должно быть воспитание гармоничной личности, а не специалиста. Пожалуй, именно этого правила в своей работе придерживается директор Ваховской общеобразовательной средней школы Людмила Щеблыкина, имя которой в этом году занесено на Доску почёта Нижневартовского района.

Людмила Владимировна работает в сфере образования более 40 лет, из них 31 – в Ваховской школе. С самого начала нашего знакомства она произвела впечатление строгого, но справедливого руководителя, для которого главным принципом работы является любовь к детям, неравнодушное отношение к их будущему и простая человечность.

– Людмила Владимировна, как вы выбрали профессию педагога? Были уверены в ней или всё же возникали сомнения?

– Сомнений не было. Знаете, я отношусь к категории активных людей с чёткой жизненной позицией: так меня воспитывали в семье, в школе, в комсомоле. Поэтому не удивительно, что сложился такой выбор – только школа, и другие профессии даже не рассматривала. После окончания 10 класса поступила в Абаканский государственный педагогический институт на физмат, после – 10 лет проработала учителем математики в средней школе № 16 города Черногорска.

– Как родители отнеслись к вашей профессии?

– Я из демократичной семьи, где выбор специальности даже не обговаривался: хочешь быть педагогом – пожалуйста, но потом ты сам отвечаешь за любые последствия своего выбора.

– Как оказались в Нижневартовском районе?

– Родом я из Черногорска – это город, в котором в Советском Союзе готовили работников для буровых, их тогда было ещё не так много, но с началом освоения Самотлора спрос на эти специальности возрос, и появилось техническое училище № 4. Кстати, в Ваховске проживает много моих земляков и выпускников этого училища. В марте 1988-го, 31 год назад, я приехала в Ваховск познакомиться с будущим местом работы и пройти собеседование в районо. Только после него я получила приглашение и приехала преподавать.

– Как вы стали директором школы?

– Сначала работала учителем физики и математики, через три месяца стала завучем. После назначили директором, на тот момент мне было 33 года. Но, если честно, не считаю это карьерным ростом. Директор школы – это ответственность и обязанности, а не долгожданное повышение.

– Стать директором в таком молодом возрасте весьма почётно...

– Знаете, тогда было очень интересное время: школы возглавляли молодые директора, у которых было много энергии, горящие глаза, желание менять и творить.

– Какие задачи стояли перед вами после назначения?

– Нужно было сделать всё. В первую очередь укомплектовать штат хорошими педагогами: школа находилась в посёлке геологов, и требования начальника геологической экспедиции были очень высоки к тем, кто приезжал.

– Когда вы только начинали руководить, какой был преподавательский состав?

– Коллектив был действительно хороший, уже, так сказать, сбитый. В школе работало много лидеров, людей, знающих свою профессию. В один год по путёвкам приехало около восьми человек, потому что мы переходили к средней школе и направления были чёткие: литература, русский язык, математика. Больше не было земских учителей, которые вели все предметы. Год спустя, в 89-м, начались первые выпуски и первые поступления в институты.

– А сколько учеников было в школе тогда и сейчас?

– Классы в то время были большие, в школе училось около 290 человек, а сейчас – 118 школьников.

Все приезжали сюда по путёвкам, направлениям. Молодые ребята привозили своих жён, строили семьи, поэтому-то и крепчал посёлок: появился детский сад, построили школу. А потом, когда в 2003 году закрылась геологоразведочная экспедиция, всё затихло. И только три года спустя, когда район возглавил Борис Александрович Саломатин, мы поверили, что Ваховск будет жить.

– Как за эти годы изменилась школа? Ведь не в каждой есть такое техническое оснащение, материальная база и возможности для интерактивного обучения.

– Да, программа информатизации идёт планово. Уже происходит замена устаревшего оборудования: проекторы есть в каждом классе, работает и 3D-принтер, также есть интерактивные доски, большая часть которых уже освоена. Это всё и правда интересно, но я человек старой формации, математик, поэтому для меня лучше куска мела и обычной доски ничего нет. Но и интерактивное обучение даёт ребёнку большой толчок в развитии. Нельзя изобрести лучше того, что придумали древние люди, но и от нового нельзя отказываться – это интересно и увлекательно. В школе невозможно без обновлений, когда начал что-то менять, то процесс уже не остановить.

– Заметно, что здесь о школе и правда заботятся…

– Знаете, мы много лет назад научились не портить добро: не писать на стенах, партах, соблюдать чистоту и ценить то, что есть.

– Быть директором школы, безусловно, ответственная работа. С какими именно трудностями людям вашей профессии приходится сталкиваться?

– Зашлакованность отчётами, тем более что с развитием информационных систем появляется много ненужных бумаг. Иногда просто хочется закричать: дайте школе жить! Ведь если отсечь всё лишнее, то это лучшее место на земле, где можно себя реализовать. Работа с детьми вдохновляет, они талантливы, умны и полны энтузиазма. Порой говорят о невысокой успеваемости, но эти цифры ничего не значат: развивать нужно талант.

– Кстати, о талантах. Существует стереотип, что школа ограничивает и загоняет в рамки сознание и мышление детей, делает из них посредственностей. Что вы думаете на этот счёт?

– Я считаю, что ограничить сознание или мышление невозможно. Как можно ограничить то, что тебе дано природой? Это можно только развивать. Учитель же должен учить, учить учиться. Но есть много факторов, которые затрудняют процесс. Например, сейчас даже из обычных домашних заданий делают трагедию. Контролировать подготовку к урокам, сидя рядом с ребёнком, уже стало традицией для родителей. Не нужно стоять у детей над душой. Написал криво? Ну и ладно, в следующий раз будет лучше, ведь ребёнок учится. Не нужно наседать на детей, пускай они совершенствуются через ошибки и неточности.

– Было бы странно спрашивать, любите ли вы свою работу – и без того понятно, что да. Но хочется узнать, за что именно?

– Это моя жизнь, а за что любят жизнь? За радости, за горести. Ты просто живёшь этой работой вечером, утром, ночью – всегда. Тебя могут поднять в любое время, потому что ребёнок вовремя не пришёл домой, опоздал на занятия или не справляется с уроками. Здесь ты и учитель, и начальник, и социальный работник. Но какие обязанности бы мы ни выполняли, единственное, что остаётся неизменным – это отношение к детям. Учитель всегда будет на стороне своего ученика, что бы ни случилось, всегда его оправдает и найдёт виноватых, будь то он сам, родители, общество или Интернет. Я уверена, что любовь учеников нужно заслужить. Пускай это избитая фраза, но это так. Чтобы стать для ребёнка человеком, нужно быть человеком.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13