Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

02.02.2019 09:01 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 11 от 02.02.2019 г.

Его долг – помогать людям

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото автора и из семейного архива Дмитрия Горбунова.

В прошлом году Дмитрий Горбунов был признан одним из лучших инспекторов ГИМС России. В зоне ответственности Нижневартовского инспекторского отделения ГИМС – огромная территория восточной части Югры: за обстановкой на реках и озёрах, расположенных вблизи населённых пунктов, инспекторы следят круглогодично. Опасность может напомнить о себе в любое время года, главное – предотвратить её и предупредить о ней людей. Наш рассказ – об этой стороне деятельности Дмитрия и его коллег.

Дмитрий получил награду из рук министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Евгения Зиничева. За дипломом Дмитрий в начале декабря даже ездил в Москву. Была хорошая возможность пообщаться с коллегами из других регионов России, узнать, как у них идёт служба. И отметить одну важную деталь: много молодёжи идёт в оперативные службы «чрезвычайного министерства». Что касается современных технических средств, то молодёжь подчас бывает лучше подкована, чем «старики». Однако и у старшего поколения есть своё бесспорное преимущество – опыт.

– В те декабрьские дни много общались с коллегой из Керчи, – делится впечатлениями Дмитрий. – Своё становление в «чрезвычайной» профессии коллега ещё только начинает, мечтает сдать экзамен на более высокий разряд в водолазной службе.

Водолазная спасательная служба

С этих первых шагов в системе МЧС когда-то начинал и Дмитрий.

– Профессия водолаза дала мне путёвку в жизнь, – рассказывает Дмитрий Горбунов. – Начинал осваивать её, когда находился на срочной службе на Черноморском флоте. В ту пору – а это было начало девяностых – водолазная школа в Севастополе, где осваивал азы профессии, отмечала своё столетие.

Знания, полученные в водолазной школе, понадобились потом на Северном флоте, куда перевели позднее. Отряд водолазов специального назначения размещался в Североморске. Службу на флоте Дмитрий заканчивал уже в Северодвинске.

– Тогда была возможность остаться на флоте, перейдя на контрактную службу, – вспоминает Дмитрий, – однако сильно тянуло домой, в Нижневартовск.

О том, что на местной спасательной станции нужен водолаз, сообщил приятель:

– Есть интересное место службы по твоей флотской специальности.

Начальнику спасательной станции Дмитрий рассказал, что на флоте его готовили к боевым условиям в качестве водолаза с лёгким снаряжением.

– Значит, освоишь и профессию водолаза с тяжёлым снаряжением, – таким был ответ директора. Спустя две недели, в июле 1996 года, Дмитрий приступил к своим новым обязанностям. Круг задач, которые ставятся перед водолазами – это изучение придонной обстановки в акватории города и его окрестностей, что особенно важно перед началом купального сезона. Водолазы привлекаются к работе портов и пристаней, водное прибрежное пространство они также обходят по дну. Приходится осматривать днища тех судов и барж, что стоят в акватории, а днище приходится подчас прощупывать, что называется, вручную. «Язык металла» может указать на характер повреждения, а понять этот язык может только человек. Такой вот парадокс в наш технологический век: не везде техника может распознать проблему, таящуюся у дна водоёма.

Водолазы видят водоём изнутри. От того, насколько тщательно они проведут осмотр в толще воды, зависит безопасность людей, живущих и работающих по берегам водоёмов.

– Ближе к лету я регулярно изучал ситуацию у причальной стенки в городе, – делится Дмитрий. – Могу с закрытыми глазами рассказать о её особенностях на разных участках. За годы, отданные водолазной службе, накопились знания о придонной обстановке вблизи всех населённых пунктов восточного региона Югры.

Водолазов привлекают к работам, связанным с обследованием затонувшего транспорта. Часто им приходится подключаться к поискам утонувших людей.

– Помню, как отыскал у берега первого в моей практике утонувшего человека. Испытал стресс. А тело нужно было ещё поднять на поверхность, доставить к берегу. На флоте учили тактике диверсионной работы, здесь же, в Нижневартовске, пришлось искать утонувших людей. Первое время вёл им счёт, а потом, привыкнув к этой стороне службы, перестал акцентировать на этом внимание. Пришло понимание: тела погибших нужны их родным, чтобы те могли предать их земле.

Но тело утонувшего человека не всегда можно отыскать сразу. Дмитрий Горбунов вспоминает, как в первые годы службы на водолазной спасательной станции искал зимой пропавших людей. Ехал по обскому льду егерь со стороны деревни Сосниной, и у старого Вартовска его машина заскочила в полынью. Жена егеря успела выпрыгнуть из автомобиля. А вот её муж не смог спастись. Когда осматривали машину на дне реки, тело пропавшего егеря не нашли, река прибила его к берегу лишь год спустя.

В водолазы идут люди, имеющие представление о том, насколько сложна эта профессия. Каждое погружение таит опасность даже для профессионала. В любой момент может накрениться затонувшее судно, которое осматривает водолаз, могут захлопнуться переборки внутри судна, куда водолаз проникает. Как результат такой непредвиденной ситуации – может быть передавлен шланг, по которому поступает к водолазу воздух. И тогда трагедии не миновать. Любая сложная операция, связанная с исследованием судна, проводится при участии нескольких водолазов, они страхуют своего коллегу и у донной поверхности, и у водоёма. Однако невозможно рассчитать наперёд все нюансы.

Может и при обычном, казалось бы, исследовании дна сломаться аппарат, подающий воздух для дыхания. Может быть неправильно заправлен акваланг, могут смешаться с водой реактивы, из которых вырабатывается кислород, и водолаз тогда погибнет от образовавшегося газа. Не зря поэтому бытует среди водолазов такое пожелание: чтобы каждый спуск завершался самостоятельным подъёмом.

Инспекция

по маломерным судам

Восемь лет назад Дмитрий перешёл в Государственную инспекцию по маломерным судам. Признаётся: по прежней работе водолаза немного скучает, привык к ней за многие годы. На новом поприще его заботы тоже не назовёшь простыми и лёгкими.

Государственная инспекция по маломерным судам – это как ГИБДД для «наземного» транспорта. В ГИМСе ведут учёт катеров, безмоторных лодок длиной не более 20 метров и весом не более 200 кг с количеством посадочных мест – не более 12-ти. В зимнюю пору инспекторы осматривают ледовые переправы: те, что ближе к городу – каждые две недели, те, что дальше – каждый месяц. И это притом, что организации, занимающиеся переправой, также изучают толщину льда, характер воды, находящейся под поверхностью льда или на незамёрзшем участке.

Ключевая задача сотрудников ГИМС – предупредить людей о безопасном поведении у водоёма и на воде. Немало людей игнорирует советы инспекторов. За это они потом и расплачиваются собственной жизнью. Так, в зимнюю и особенно в весеннюю пору безалаберностью отличаются те рыбаки, что только пробуют свои силы в подлёдном лове. Полагают, что рыбы больше водится как раз у наледи, у поверхности реки или озера, освободившихся ото льда. И становятся, в конечном счёте, жертвами своего пренебрежения правилами безопасности: оказываются в воде в зимней одежде, которая намокает и становится тяжелее. Человек в такой ситуации быстро теряет силы и тонет.

К чести же подрастающего поколения надо сказать, что к советам инспекторов дети внимательно прислушиваются, даже приводят примеры, услышанные от взрослых или увиденные ими самими в жизни.

Близкие люди

О работе в системе чрезвычайных служб мечтала старшая дочь Дмитрия. Перед глазами был папин пример и его непростая профессия. Но к тому времени, когда заканчивала школу, приём девушек в академию МЧС был прекращён. Выбрала мирную и спокойную специальность. Младшая не так давно пошла в школу, хочет стать актрисой. Очень повезло с женой.

– За те 20 лет, что прожили вместе, она привыкла к моему «чрезвычайному» ритму жизни. Не спрашивает, когда вернусь с работы. Главное – чтобы приехал домой.

Что хотел бы пожелать Дмитрий коллегам из всех служб спасения? Конечно же – успехов. Конечно же – здоровья. Чтобы ценили своих родных и близких. А те, в свою очередь, понимали их службу. И чтобы меньше было выездов по реальным срочным вызовам, а чрезвычайные ситуации отрабатывались бы на тренировках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

49