Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

19.03.2019 08:59 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 29 от 19.03.2019 г.

Как поедем: за 50 или 65?

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото из архива редакции.

С 1 января 2019 года стоимость проезда на сто третьем маршруте стала определяться по так называемым регулируемым и нерегулируемым тарифам. Теперь из Излучинска в город и обратно можно доехать и за 50 рублей, и за 65. В чём же разница?

Для многих жителей посёлка энергетиков автобус № 103 является единственным транспортным средством, с его помощью они могут доехать до Нижневартовска. Немало излучинцев ездят в город на работу, за покупками в крупные торговые центры и на рынки, в выходные они спешат с детьми в нижневартовские киноцентры... Жизнь излучинцев связана с городом. А потому любые финансовые перемены на этом маршруте бьют по карману жителей посёлка.

Именно посёлка, потому что горожан эти перемены в оплате меньше всего волнуют. По городу на сто третьем маршруте та же, по сути, стоимость проезда, что и на других муниципальных автобусах, остановки у дачных обществ, расположенных на излучинской дороге, ненамного дороже. Как правило, на этих отрезках пути вартовчане садятся на сто третий маршрут и, соответственно, выходят на остановках. Другое дело – излучинцы. Им ехать из города, что называется, до самого конца. Они и забеспокоились.

Вот уже на протяжении трёх месяцев излучинцы направляют свои обращения в прокуратуру, администрацию района и даже на имя губернатора округа. Составляют жалобы как в письменном, так и электронном виде, обращаются с вопросами устно. Винят во всём, как правило, Нижневартовское ПАТП № 1, которое обслуживает сто третий маршрут. Вот туда я и отправился.

– Мы скоро заведём отдельную папку по поводу обращений излучинцев и ответов на их жалобы, – начала наш разговор заместитель директора ПАТП-1 по экономике Елена Швецова, – по поводу же введения двух тарифов, регулируемого и нерегулируемого, мы, похоже, собрали ещё один небольшой архив.

Само разделение тарифов, по словам Елены Павловны, было введено ещё в 2015 году на основании Федерального закона № 220 «Об организации регулярных пассажирских перевозок и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации...». Согласно ему маршруты по регулируемым тарифам финансируются из бюджета, и стоимость проезда на них устанавливает региональная служба по тарифам, а по нерегулируемым – из бюджета денег не получают, и стоимость проезда на них устанавливает перевозчик, в нашем случае – ПАТП-1.

В случае с излучинским маршрутом могут применяться две тарифные сетки, закон такую норму предусматривает. Сложность заключается в том, что стоимость проезда на этом маршруте зависит от расстояния: в городе одна цена, на пригородных остановках и конечных пунктах – другая. У этого маршрута, к слову, три конечных пункта: большинство рейсов следуют до поселковой автостанции, однако в течение дня несколько автобусов доезжают до Нижневартовской ГРЭС и до Савкинской улицы, расположенной на восточной окраине Излучинска. Стоимость проезда в этом случае тоже другая. В таком виде сто третий маршрут действует с 2004 года.

Особенность его заключается ещё и в том, что он считается межмуниципальным, а потому какие-либо субсидии на его обслуживание могут поступать только из окружного бюджета. Район, для которого сто третий маршрут важен, не может выделять для его обслуживания дотации из бюджета. Такими автобусами, как сто третий, занимается департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, он внесён в окружной реестр межмуниципальных маршрутов. Департамент составляет расписание для них. Какие из тарифов могут быть регулируемыми, а какие нерегулируемыми – это тоже компетенция департамента. В департаменте исходят из того, что нерегулируемые тарифы лучше применять в так называемые «часы пик», когда автобусы перевозят большее число пассажиров. Так, по мнению транспортников, маршрут хоть как-то «обеспечивает» себя.

Две тарифные сетки по оплате проезда были введены чуть больше трёх лет назад. Часть рейсов сто третьего маршрута были записаны в окружной реестр под одним номером, а часть рейсов – под другим. В первом случае выход автобусов регулировался государственными контрактными обязательствами. Во втором – обслуживание велось на основании свидетельства, дававшего право на ведение коммерческих перевозок. Разница в цене вплоть до нынешнего года покрывалась за счёт транспортного предприятия, потому излучинцы ни о чём таком и не догадывались. У транспортного предприятия была возможность перенаправлять средства, поступавшие с выручки на коммерческих маршрутах, на те рейсы, которые считались дотационными, или, проще говоря, убыточными.

Есть цифры статистики, касающиеся работы сто третьего маршрута. Так, за весь 2017 год на излучинском направлении были выполнены 21 510 рейсов, только на половину из них была получена субсидия из окружного бюджета, а если быть точным – на 11 063 рейса. Тогда же перевезены более 600 тысяч пассажиров.

– Всё это время мы неоднократно обращались в адрес департамента дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, – продолжает Елена Швецова, – спрашивали: как поступить? С одной стороны, нам не хотелось давать повод для недовольства наших пассажиров, поскольку понимали, что повышение цены на проезд будет воспринято негативно. С другой стороны, мы не могли работать себе в убыток. Терпели до тех пор, пока в 2018 году не повысились резко цены на топливо. Вот тут ситуация стала критической: надо было искать выход и принимать решение. И мы решили: вводим два тарифа.

В 2018 году департамент объявил торги на пассажирские перевозки по излучинском маршруту. О своём желании работать на этом направлении могли заявить предприниматели, работающие в сфере пассажирских перевозок. Однако таких смельчаков не нашлось.

– Именно смельчаков, – пояснила Светлана Павловна, – потому что выдержать такой объём работы мог только предприниматель, который бы владел собственным автобусным парком. Такого не оказалось. В итоге в электронных торгах участвовало ПАТП № 1. Оно и выиграло.

Об изменениях в оплате проезда, по словам нашей собеседницы, пассажирам сообщали: вывешивали объявления в автобусах и на автостанции Излучинска.

– Люди, которые звонят нам, часто возмущаются, что не новые у нас автобусы, что не всегда в них удобно ездить, – отмечает Елена Швецова. – Мы отвечаем: для развития производства нужны средства, откуда же им быть, если многие маршруты не окупают себя и существуют благодаря дотациям?

Большой проблемы с введением нерегулируемых тарифов нет, полагают в ПАТП-1. В конце концов, на каждом автобусе, следующем в Излучинск и обратно, установлены терминалы для автоматизированной оплаты проезда. В этом случае действует одна цена – 50 рублей. Жителям посёлка надо разве что приобрети транспортную карту. Пока же число пользователей транспортной карты составляет чуть больше двадцати процентов от числа всех пассажиров сто третьего автобуса. Большая их часть предпочитает проезд оплачивать «живыми» деньгами. Прежде такую оплату принимали кондукторы, с октября же прошлого года, когда их сократили, эти функции взяли на себя водители.

– У пассажиров сто третьего маршрута есть выбор, – подвела итог разговора Елена Швецова, – они могут оплачивать поездку по двум тарифам в зависимости от времени выхода автобуса или оплачивать проезд на этом маршруте транспортной картой, при этом его стоимость не зависит от того, какой он: субсидируемый или коммерческий.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

48