Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.03.2019 09:10 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 31 от 23.03.2019 г.

Счастье – видеть, как растут внуки

Автор: Айсылу ЯЛАЕВА. Фото автора.

С Имраном Абасовым мы договорились встретиться 20 марта. Рассудила так: во Всемирный день счастья кому как не человеку, прошедшему войну, рассуждать об этом. Он же только обрадовался, ведь в это время его народ отмечает большой праздник – Новруз Байрам.

Но как восточный человек, любящий щедрое застолье и чтящий традиции гостеприимства, настоял: встреча должна пройти вечером, когда за столом соберутся все домочадцы.

Как Излучинск стал судьбой

Родом Имран Алиабас-оглы Абасов из солнечного, с богатой историей и уникальным культурным наследием Азербайджана. Но вот уже 30 с лишним лет живёт в посёлке Излучинск. Приехал в гости к старшему брату Пунхану, в посёлок Савкино, сразу после демобилизации и остался.

В начале августа он, нагруженный гостинцами от родителей (четыре сумки), прибыл на самолёте в Нижневартовск. Одетый в летнюю одежду. И замёрз так, что зуб на зуб не попадал. Теплолюбивые южане вообще тяжело переносили тогдашние зимы с морозами в минус 50 и ниже. И брата он поначалу звал назад из этого ужаса. Однако со временем человек привыкает ко всему.

Добирался до Савкино долго, с несколькими пересадками. С благодарностью вспоминает всех отзывчивых людей, которые ему помогли.

Сюда, на Север, вскоре привёз жену Эльмиру. Невесту пришлось украсть из отцовского дома. Её отец с матерью считали, что хватит одной дочери, которую они отдали за брата Имрана. На Савкино отгуляли комсомольскую свадьбу. Потом съездили домой, тоже устроили пир. Вместе Имран и Эльмира с 1989 года. В Излучинске родились их дети, теперь подрастают внуки…

Дети – это услада сердца

Пока жена и дочери Авсана (имя в переводе означает «легенда») и Айгун («солнце») хлопотали, накрывая на стол, Имран знакомил меня с младшим поколением. Гордость и надежда отца – сын Ильхам, который учится в шестом классе. Парнишка растёт разносторонне одарённым. Окончил музыкальную школу по классу фортепиано. До недавнего времени замечательно пел, особенно репертуар знаменитого азербайджанца Муслима Магомаева «О, море, море…» и «Я встретил девушку». Сейчас Ильхаму нужно беречься: начался период мутации голоса. Также весьма успешно младший Абасов занимается греко-римской борьбой и шахматами. Папа шутит: «Я-то штангистом был, поэтому не сильно вырос, а он борец, будет большим».

Про внука, третьеклассника Юсифа, Имран говорит просто и ёмко: «Это моя копия. Здорово похож на меня внешне, да и характером тоже. Таким же шустрым и весёлым хулиганом растёт». Ещё у четы Абасовых две прелестные внучки. Четырёхлетняя Лейла выглядит и ведёт себя как принцесса в нарядном платьице, с длинными смоляными локонами и большими выразительными глазами. Что и говорить, все женщины в семье Абасовых настоящие красавицы. Даже крошечная двухлетняя Мелек («ангелочек») обещает ею вырасти. Пока же это просто всеобщая любимица и большая проказница с мелкими кудряшками.

Как празднуют Новруз Байрам

Встречаются всей семьёй Абасовы часто, так у них принято. Если пришёл в гости, тут же накрывается богатый стол. По праздникам за ним собирается вся многочисленная родня. Сейчас в Излучинске живут семьи пяти из семи братьев Имрана.

Новруз сейчас в основном отмечается в мусульманских странах. Но это не религиозное торжество, скорее празднование весеннего равноденствия, символизирующего обновление природы.

У него есть свои символы. Так, на Новруз на стол ставят свечи и крашеные яйца. Свеча символизирует огонь, защищающий человека от злых сил, яйцо – завершение старого и наступление нового года. Одним из главных символов считаются и проросшие ростки пшеницы, которыми украшают дом, сад и праздничный стол.

Всё это, конечно, было и дома у Имрана и Эльмиры. Для азербайджанцев Новруз Байрам наряду с Новым годом и религиозным Рамазан Байрамом – один из главных и любимых праздников.

С древнейших времён в это время (шесть дней) не работали, даже крестьяне не проводили никаких полевых работ. Сегодня в Азербайджане официально празднуют Новруз пять дней, и они тоже нерабочие. С 20 на 21 марта всё семейство собирается дома. В народе говорят: «Если в первый день Новруза не будешь дома, то семь лет не видать тебе его». Много внимания уделяется подготовке праздничного стола. Он в этот день – особенный, со сладостями: шекербурой, пахлавой, бадамбурой, гогалом и другими. Конечно же, не обходится и без плова, которого в азербайджанской кухне насчитывается более ста видов.

Немного об Афгане

В Афганистане, близком по менталитету и традициям, но отброшенном долгой и беспощадной войной в дикое средневековье, Имрану Абасову довелось служить в середине нашего почти десятилетнего присутствия там. Там было всё, о чём не хочется вспоминать и рассказывать, особенно близким людям: смерть командира на твоих руках, гибель, увечья и ранения боевых товарищей, ежедневный риск для собственной жизни. Там начинал водителем БТР, потом служил в батальоне охраны: на блокпосту под Кандагаром, возле аэродрома. Там зародилась дружба с Юрием Марченко, начавшаяся с небольшого конфликта. Много лет спустя судьба вновь свела их в Излучинске. Теперь оба убелённых сединами ветерана Афгана живут в одном подъезде и запросто заглядывают друг к другу в гости. Обязательно присутствуют на семейных и национальных торжествах.

На каждый праздник Имран записывает видео с поздравлениями всем друзьям, сослуживцам и знакомым. Обязательно благодарит главу района Бориса Саломатина за уважительное отношение к воинам-афганцам, за помощь в решении серьёзных проблем. Вспоминает Юрия Марченко, Игоря Бурматова, Василия Гулого, Владимира Чурина и многих других воинов-афганцев с судьбами, похожими на его. А когда через несколько десятков лет Имран разыскал сослуживцев, те были удивлены, что он до сих пор помнит их имена.

Сын, заметивший увлечение отца, давно предлагает: «Тебе надо стать блогером. Уверен, подписчиков будет много!»

Сослуживцы о сержанте запаса Абасове

Самое главное, чем Имран Абасов восхищает всех, – неунывающим характером, добротой и чувством юмора. Вот как отзывается о нём сослуживец Александр Коркин из Екатеринбурга: «Имран очень энергичный. Каким был в Афгане, таким и остался. Шустрый, живой, юморной, поэтому всем нам запомнился. Я вот половину ребят уже и не вспомню, а ведь тогда держались дружка за дружку. Имран – молодец, почти всех нас нашёл в соцсетях и теперь поддерживает связь. Мы же призывались со всего СССР, были разных национальностей, а стали, можно сказать, братьями. И никто не смотрел, русский ты, азербайджанец¸ армянин или татарин»…

В далёкой Беларуси живёт Тахсин Мустафаев. Он тоже праздновал в тот вечер Новруз Байрам и не мог не выйти на связь: «Для меня Имран не просто друг, это мой брат, герой, человек, который всегда будет в моём сердце. Почти два года мы служили вместе. Был в Афгане такой момент, когда оба могли погибнуть. Он остался тогда со мной рядом, не бросил, сказав: «Если что, я вместе с тобой умру». Мы сейчас хоть и далеко друг от друга, но связь поддерживаем. В праздники поздравляем друг друга, знаем, кто как живёт. Когда-нибудь обязательно и семьями встретимся, я очень на это надеюсь!»

Счастье – жить!

О службе в Афганистане Имран рассказывает сыну и внуку немного, подбирая слова, чтобы не ранить ненужными страшными подробностями. И учит главному: каким должен быть хороший воин. Дисциплинированным, исполнительным, умным, думающим головой, но не проявляющим лишнюю, а на войне порой и преступную, инициативу. Именно это помогало выжить ему самому. Напоминанием об Афгане ему служат две вещи, привезённые оттуда, – шапка пуштунка и шемаг (шарф). Их Имран Абасов бережно хранит и надевает только на памятные мероприятия, приуроченные к выводу войск из Афганистана.

Когда Ильхам и Юсиф, засобиравшись на улицу, вдруг стали просить дать им шапки, я удивлённо посмотрела на взрослых. Головные уборы уже были на мальчишках.

Как выяснилось, это ещё одна традиция Новруза. В дни праздника входные двери в азербайджанских семьях не запираются. Это значит, что семья дома и рада встретить гостей. А мальчики и девочки, посещая знакомых и родственников, бросают в их двери шапки для угощений: конфет, выпечки, орехов. К слову, в праздник никто не скупится: сын и внук Имрана и Эльмиры вернулись с щедрыми дарами. Хотя встречаются и шутники, которые ради потехи могут положить в шапку сырое яйцо. Но порой делают и долгожданные подарки. Младшая дочка Абасовых Айгун рассказала, что, выйдя замуж, пять лет не могла забеременеть, а потом случилось чудо: «В очередной Новруз папа пошёл к соседям и кинул внутрь их квартиры не шапку, а сумку. А они туда положили свою маленькую девочку и вынесли с пожеланием, чтобы на следующий Новруз у меня была такая же. Как видите, это Мелешка».

Старшая дочь Авсана вспомнила детство: «Когда мы жили на Савкино, тоже на Новруз кидали шапки в двери всем знакомым и родственникам. Это как колядование у славян, смысл такой же. Все желают друг другу добра и благополучия».

И ещё одна добрая традиция сохранилась в семье Абасовых. В праздники вся огромная семья обязательно собирается у старейшего в роду. В Излучинске это дом брата Пунхана. Туда после общения со мной и посиделок за столом отправилась и семья Имрана и Эльмиры. Иначе нельзя, старший брат может обидеться, а у них не принято проявлять неуважение к старшим.

Великий классик Лев Толстой писал, что все счастливые семьи похожи. Возможно, он прав. Но ведь пути к этому у них разные…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

46