Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.06.2019 12:01 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 64 от 18.06.2019 г.

Мы разные, но мы вместе!

Автор: Софья ЯРЫГИНА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Стойбище оленеводов и славянское подворье – самая большая и яркая фестивальная площадка.

В этом году она не такая масштабная, все понимают, что желания ограничены труднодоступностью Ларьяка, помноженной на его отдалённость, и возможностями принимающей стороны. По этой причине ещё в апреле глава района Борис Саломатин предложил организаторам внимательно просмотреть программу, в каждом разделе выбрать только важное и наиболее интересное. Другими словами, сделать её насыщенной, но мобильной.

Поэтому на площадке оленеводов высятся всего три чума. Один гостевой, для фотосессий и отдыха у символического очага. Остальные два представляют убранства жилищ ваховских и аганских ханты. «Принципиально они не отличаются, – говорит Марина Айпина, исполняющий обязанности директора Межпоселенческого центра национальных промыслов и ремёсел п. Аган. – Может быть, узорами на вещах и одежде – у нас это геометрический рисунок, а на Вахе прижились плавные линии, вязь. Разные настилы на землю – мы обычно в летнем чуме укладываем ветки кедра либо пихтовый лапник. Соседи же, смотрю, устелили пол соломой. Но, думаю, просто оттого, что здесь это было удобнее».

Познавательная часть программы – знакомство с орудиями труда и ловли рыбаков и охотников. Хозяйки чумов показывают капканы, чеканы, самострелы и самоловы, различные петли, объясняя предназначение каждого предмета. Например, «специализация» самоловов – добыча выдр. Пушнина зверька славится особой прочностью и идёт на изготовление верхней одежды. «На нарты обычно садятся с разбегу, поэтому для того, чтобы подол не рвался, его обшивают мехом выдры», – поясняет Марина Айпина.

Самая любознательная и благодарная публика – детвора. Подростки охотно слушают про ножи, которых у каждого охотника или рыбака должно быть не менее пяти разновидностей, под отдельные задачи. Но нетерпеливо поглядывают в сторону полянки, где расположились мастера национальных промыслов. К фестивалю те подготовили серию интересных практических уроков. Дети уже с утра крутились поблизости в ожидании их начала.

– Сегодня мы с гордостью представляем начинающего молодого мастера, резчика по дереву Дениса Кельмина, – рассказывает руководитель межпоселенческого центра. – Он работает всего полгода, но в марте занял первое место во Всероссийском конкурсе «Туристический сувенир–2019». А для Ларьякского дома-музея купца Кайдалова изготовил резное кресло.

Денис показывал мастер-класс основ своего ремесла. Другие умельцы, его коллеги, делились секретами изготовления кукол-оберегов, берестяных куженек, плетения невода, аркана и нитяного «пояска счастья».

zСвои обережные куклы были и на стороне славянского подворья. Впрочем, здесь взгляды и внимание гостей привлекала выставка самоваров. Один или два этих крутобоких братьев чайника – пожалуй, тот максимум, с которым в течение жизни сталкивается современный обыватель. Особенно теперь, когда почти утрачен вкус к неспешному её ритму, с которым рука об руку шли и традиции русского чаепития. Поэтому целая гвардия блестящих металлических красавцев оказала на зрителей просто гипнотический эффект. Все невольно шли сюда – рассмотреть, потрогать, подивиться. Прикоснуться к полузабытому элементу своей истории.

– Само словосочетание «русский самовар» будит у людей положительные эмоции, – говорит Ирина Антипова, директор Ватинского краеведческого музея, предоставившего вместе с Покуром экспонаты для этой выставки. – Это не только атрибут семейного быта, но ещё и добрые воспоминания о тепле душевного застолья, когда все члены семьи собираются за чашкой чая и не торопясь обсуждают какие-то вопросы.

История самовара насчитывает около двух сотен лет, рассказывает директор музея. Прототипом ему послужил сбитенник – сосуд, в котором грели традиционный русский напиток сбитень. Тот был похож на чайник, но тоже с трубой для углей внутри. Первые самовары в России стали изготавливать на оружейных заводах Урала и Тулы. Довольно скоро этот промысел выделили в отдельное производство. А там появились и первые именитые фабриканты. В коллекции Ватинского музея есть образец выпуска одной из таких фабрик – промышленника Баташова.

– Чем интересна эта фабрика? В 1870 году их самовары на Петербургской ярмарке заслужили серебряную медаль, в 1873-м – в Вене – бронзовую, а в 1882 году на Московской ярмарке – золотую, – пояснила Ирина Алексеевна. – Заслугами Баташова заинтересовался царский двор, после чего фабрикант получил звание поставщика императорского двора.

«Удивительно, но выделяли изделия поставщика за вполне современное сочетание качества и доступной цены», – завершила рассказ Ирина Антипова.

Неожиданной современностью поразил казацкий курень. Вернее, его хозяева – представители хутора «Ларьяк». Сергей Стоянов, их атаман, потомственный казак, придерживающийся и в жизни правил и обычаев своих предков. Поэтому ни мундир его, ни окружение не казались наигранными. А описания и ныне существующих традиций вызывали неподдельный интерес и желание, пусть ненадолго, окунуться в эту культуру.

Собственно, в какой-то степени это получилось на всех трёх площадках – хантыйской, славянской и казацкой. За что гости фестиваля поблагодарили их участников.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13