Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

22.06.2019 10:21 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 66 от 24.06.2019 г.

Помните, какой ценой досталось счастье

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото автора и Михаила ПЛЕЦКОГО.

С Ольгой и Владимиром Ковальковскими из Излучинска мы вместе шли 9 Мая в колонне участников «Бессмертного полка», а позже пообщались в кругу ветеранов посёлка. Вспоминали о людях военного поколения, о цене Великой Победы.

– Я помню военную пору, – рассказывает Ольга Ивановна, – мне было три или четыре года. Места на моей родной Житомирщине с трудом ещё залечивали раны, оставленные войной. Многие люди не имели собственной крыши над головой. Да и мы сами жили в таком подвале, вырытом в земле. Мне мама рассказывала, что места наши с первых дней войны бомбили гитлеровцы, ведь наша область оказалась на пути врага, который рвался к Киеву. Мама взяла за руку маленькую сестру, а брата, который родился перед самой войной, привязала к спине. Так и побежала с ними через поле. Но наткнулась на тело нашего убитого соседа. И в этот момент подумала: куда я с такими маленькими детьми пойду, мы ведь и сами погибнем! Вернулась назад.

Их дом немцы разбомбили. Приютила бабушка.

Родилась я уже в сорок третьем году, мама рассказывала, что как-то зашли к нам немцы и я сильно закричала. Мама прячет меня у печки, а я ещё сильнее кричу. Немцы тогда говорят: будет ещё кричать – всех убьём.

И послевоенные годы помню, голодно было, чтобы как-то прокормиться, принесли большой камень, приспособили его под жернов, растирали на нём жёлуди, лебеду, пробовали и мёрзлый картофель растереть. Пытались испечь что-то из такого месива. Такая пища не лезла в рот, зубы сводило.

Отец, по словам Ольги Ивановны, вернулся домой уже после войны. Очень добрый был, честный человек, коммунист, как говорится, до мозга костей. В памяти осталось, как красиво он пел.

– В первый класс я пошла в 1950 году, – продолжает рассказ Ольга Ковальковская, – босая была поначалу, нечего даже было на ноги обуть. Ходила за три километра в школу. Но так хотелось учиться, выбиться в люди.

Та пора осталась в памяти эпизодом: у школы внучку ждёт бабушка. Принесла корочки.

– И я бегу с этими корочками домой, прижимаю их, – рассказывает Ольга Ковальковская, – так и порываюсь хоть немного откусить. Но думаю, что надо маме эти корочки принести, сёстрам, брату, они ведь тоже хотят есть.

Вырваться в город в ту пору было сложно: деревенским не давали паспорта, а чтобы дальше учиться, нужно было взять справку из колхоза. Некуда была деваться поначалу – пришлось идти в доярки.

– Я выбирала для себя такую специальность, чтобы можно было хоть немного ещё поесть, – рассказывает наша собеседница, – так выбор пал на техникум советской торговли.

Но и здесь не давали поначалу паспорт, хорошо, что директор техникума вызвался помочь: не расстраивайся, говорит, год полежат твои бумаги в паспортном столе, а там непременно дадут документ. Так в 17 лет я уехала из колхоза и стала жить самостоятельно.

Владимир Ковальковский – ровесник супруги, они земляки.

– Из детских воспоминаний осталось то, как хотели всё время есть, – включается в разговор Владимир Максимович, – ели жёлуди в те первые послевоенные годы, это то, что запомнил. Нечего было одеть: одежонку перешивали из шинели или рваной старой курточки.

Школьниками собирали лён в колхозе, ставили в копны. А тракторы цепляли эти копны и тащили их.

– Помню, как руку один раз мне чуть не оторвало прицепом от трактора, – делится Владимир Ковальковский. – Недалеко от нас была старая кузница, во дворе её стояли разбитые американские автомобили «студебеккеры», мы мальчишками всё время там пропадали.

Отец, по словам Владимира Максимовича, тоже вернулся домой после войны. Не узнал его: что, думаю, за дядька такой с бородой? Дома он мало рассказывал о том, где воевал. Был сначала миномётчиком. Заднее колесо его гаубицы наехало на противотанковую мину, от взрыва отца контузило, попал в госпиталь. А поскольку недалеко был от родных мест, то дали ему увольнительную домой. Потом отец ушёл в партизаны, наверное, сражался в армии легендарного Ковпака.

В памяти ещё остались первые послевоенные годы: как над селом в День Победы пролетали советские самолёты. Направлялись к нашим аэродромам.

В Излучинске Ольга и Владимир Ковальковские живут с начала 1980-х. Приехали сюда строить Нижневартовскую ГРЭС. Да так и остались, здесь и корни уже пустили. Дети рядом живут, внуки.

Отмечают, что в местных школах хорошо поставлена работа по патриотическому воспитанию. Педагоги много рассказывают о подвигах советских солдат. У самих школьников есть интерес к теме Великой Победы. Вот и в детском саду отмечают праздник Победы. В этом году были у дошколят в гостях, там маленькие излучинцы проходили в своей колонне «Бессмертного полка». Такая их переполняла гордость за своих прапрадедушек и бабушек!

Печалятся Ольга Ивановна и Владимир Максимович о том, что происходит сегодня в родной для них Украине, что историю Великой Отечественной войны там пытаются переписать, а подвиги советского солдата – освободителя – замолчать.

Память о Великой Победе надо беречь как зеницу ока, в один голос говорят Ольга и Владимир Ковальковские. Ради тех, кто выдержал эту войну, кто выстоял в ней, кто пронёс веру в наше будущее и сохранил его для нас, кто погиб, защищая Родину.

– Вот и внучке я рассказываю: мы победили, чтобы были вы свободными людьми, – делится Ольга Ивановна, – чтобы сытыми были, одетыми, чтобы учились. Знайте и помните, какой ценой досталось вам такое счастье – жить под мирным небом!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

29