Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

24.09.2019 16:02 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 106 от 24.09.2019 г.

Ольга Панина: А у нас Ба-а-ах!

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Директор Новоаганской ДШИ любит рассказывать о рождении музыки вообще и в школе в частности. Вот и сегодня её рассказ превратился в музыкальный трактат, но Ольга ПАНИНА не забывает и об успехах учащихся других отделений школы искусств.

– Начался новый учебный год. Будет ли он отличаться от предыдущего? Что интересного будет в этом году?

– Для музыкантов, я думаю, нынешний год знаменателен тем, что они отметят юбилей великого композитора Иоганна Себастьяна Баха. А вообще для всех музыкантов не существует ни одного года без Баха. В моём понимании профессия музыканта начинается с Баха. Конечно, до него тоже были музыканты и композиторы, но именно Бах сумел обобщить их опыт и возвести его на высоту. Композитор создал платформу, от которой и сегодня развивается музыка во всём мире. Без его творчества не обходится ни один профессиональный музыкант, начиная с «Тетради», прелюдий, фуг и сюит. Многие музыканты знают произведения Баха в разных обработках, в том числе рок-музыканты, джазмены. Простые люди иногда слушают: да, что-то красивое трогает душу, но не догадываются, что это Бах. Поэтому – да, у нас год Баха. Мы будем проводить свои мероприятия гораздо шире и назовём их «Искусство эпохи барокко». Художники сделают барочную композицию: песочные часы, череп…

– Детям не будет странно или страшно?

– Песочные часы – это непрозрачный намёк на текучесть времени, а череп – символ бренности всего земного. Видимо, в эпоху барокко человек впервые ощутил окружающую безмерность…

– Музыка – это безмерность? Вы представляете, Ольга Михайловна, куда зайдёт наш разговор? Давайте от Баха перейдём к вашим выпускникам.

– У нас выпустились учащиеся художественного отделения, некоторые из них поступают в специальные заведения культуры и искусств.

Представляете, учащиеся настолько заражаются художественным творчеством, что выбирают его своей профессией.

– А музыканты – люди ленивые?

– Нет, не ленивые. Может быть, их не очень прельщает музыка? Музыка – временной вид искусства, то есть они прекрасно понимают, что сегодня музыка есть, а завтра она отзвучала, ты даже не можешь вспомнить тему, которую напевал, идя с концерта. Всё, она пропала! Окружающая человека безмерность может зримо присутствовать только в художественном творчестве. Вот мы видим в школе прекрасные картины нашего педагога Валентина Ливна, написанные им в 1967 году. Картины живут, а они уже история. Музыканты же иначе относятся к своему творчеству: оно бренно. Для примера: сегодня я играла этюд Машковского, а завтра – всё, ушло мастерство, нет беглости пальцев. Я ли это была вчера? Музыканты это знают. Наши дети оканчивают ДШИ раньше, чем среднюю школу. Сейчас все стремятся заниматься информационной безопасностью. И если они разочаруются в своём выборе, увидев, что коллеги слева и справа занимаются тем же, то хотя бы один из них вспомнит, что, допустим, занимался игрой на скрипке: «А вот скрипач – я один», и начнёт думать о ней, но мастерство-то ушло.

Так что поступать «в музыку» нужно вовремя, здесь и сейчас, под руководством наших высококвалифицированных преподавателей.

– Как приходят дети в первый класс?

– Мы без труда набрали первоклассников и даже несколько перевыполнили план. Их в этом году 50, а выпускников было 37 человек – музыкантов, художников и танцоров. Одна выпускница фортепианного класса Маша Еговцева поступила в вуз на отделение сольного народного пения. Три выпускника избрали профессию художника.

– Какому инструменту отдают предпочтение первоклассники?

– У нас в основном идут в класс фортепиано, скрипки и духовых инструментов, чуть меньшей популярностью пользуются народные инструменты, хотя в школе довольно сильное отделение, и есть свой оркестр. Что меня сегодня тревожит, так это робкое отношение ребятишек к прекрасной виолончели. Для меня это загадка. Виолончель была моей детской мечтой, я знаю, что преподаватели этого класса довольно редкие специалисты, и в ДШИ оканчивали класс сильные ученики, лауреаты музыкальных конкурсов.

– Чем же завлекаете учащихся в класс фортепиано?

– Мы их завлекаем приёмными экзаменами, довольно серьёзными. У нас конкурс в этот класс, так что учащиеся сами идут в школу. В ДШИ есть отделение общего эстетического развития, где дети занимаются танцами, рисованием и музыкой. Здесь они делают выбор, чем станут заниматься в ДШИ.

– Ольга Михайловна, меня интересует, как первоклашек учат нотной грамоте. С чего начинается музыка?

– Она начинается с того же, с чего начинается жизнь – с биения пульса. Одного врача спросили, почему бьётся сердце человека. Он ответил, что сам не может этого понять. И в музыке существует пульс, пульсация. На этом фоне она и рождается, а потом – звуки разной высоты. Чтобы их можно было понять, люди расставили их по порядку, как спектр радуги. Этот спектр не может меняться. И в музыке семь нот – магическое число. Сравните: семеро одного не ждут, семь раз отмерь, Белоснежка и семь гномов. Звуков семь, а между собой – двенадцать. Но двенадцать тоже магическое число: двенадцать апостолов, двенадцать месяцев. Так вот, что касается музыки: у нас семь белых клавиш на фортепиано и семь чёрных, они различны между собой по звучанию, остальные – их октавное повторение. И эту гениальную мысль открыл Бах, он доказал это, сочинив 24 прелюдии и фуги, целых два тома!

– И это должен знать первоклассник?!

– Чего проще – гамма до мажор. Я так и наговариваю. Дети не знают, что это сложно. Это вы можете сказать, что трудно, а что легко, а дети этого не понимают. Ребёнок не подлежит никакой ответственности, он повторяет за преподавателем, верит, что так нужно, так должно быть. Кого мамы привели в школу, тех детей мы и учим, но через вступительные экзамены. Правда, они у нас не драконовские в сравнении с теми, что я испытала в своём детстве. Я целый год ходила в частном порядке к учительнице и занималась музыкой, играла простейшие пьесы на фортепиано, даже по слуху, а приёмная комиссия решала, принять ли меня в класс. Сейчас есть возможность учить музыке всех, кто обладает музыкальным слухом, даже бесплатно, за что родители должны быть благодарны администрации нашего района. Вот пример: одна наша ученица переехала в один из районов Югры, позвонила своей бывшей учительнице в ДШИ и сказала, что теперь придётся платить за обучение в фортепианном классе. А у нас в районе созданы все условия для всеобщего дополнительного образования детей.

– Я знаю, что в Центральной России эстетическое обучение платное.

– Да, это дополнительное образование, о котором в Конституции ничего не сказано. Мы же говорим спасибо главе Нижневартовского района Борису Александровичу Саломатину за то, что он сохранил право на бесплатное образование детей. Вот сейчас мы с вашим фотокорреспондентом прошли по нашей школе, и я посмотрела на наши классы как бы со стороны. И увидела хорошо оборудованные помещения для занятий, инструменты, выставочный зал, студию звукозаписи, швейную мастерскую, методический фонд художественного отделения, кабинет керамики. У нас для обучения детей есть практически всё.

– Итак, жизнь продолжается?

– Да, конечно. В школе сегодня учатся 304 человека, мы сохранили весь педагогический коллектив, так что все на месте, всё хорошо. И вот новость: преподаватель Юрий Смирнов взялся за образование нового творческого коллектива – эстрадного ансамбля, который будет состоять из выпускников ДШИ. У них немузыкальные профессии и заботы, но они изъявили желание научиться чему-то новому. Например, флейтист Семён Денисов взял в руки электрогитару, кто-то хочет освоить игру на духовом инструменте. Понимаете, выпускники не прощаются со школой. Что же, пусть учатся ансамблевому музицированию. Это говорит о том, что выпускники школы не прощаются с музыкой, что они благодарны педагогам за годы терпения и дружбы.

Теперь о важном. Руководители местных общеобразовательных школ прониклись вниманием к учащимся ДШИ. Например, директор СШ № 1 Ольга Дубровко предоставляет нам для занятий класс с музыкальным инструментом – для удобства детей и преподавателей, поскольку эта школа находится в отдалении от ДШИ, а значит, учащимся будет удобнее ходить на занятия в среднюю школу. Но ещё в большем удалении от ДШИ находится Варьёганская средняя школа, с которой подписан двухсторонний договор о сетевом взаимодействии. Там выделен учебный класс, в котором будут заниматься художественным творчеством варьёганские ребятишки. Им ведь очень неудобно ездить в Новоаганск на рейсовом автобусе, а наши преподаватели приезжают в село и занимаются с детьми в школе. Да, жизнь продолжается.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

8