Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

24.10.2020 14:54 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 118 от 24.10.2020 г.

Октябрь уж наступил

Автор: Наталья СТЕПАНОВА.

Чем сейчас живёт Ватинский краеведческий музей имени Т.В. Великородовой? О работе краеведов мы попросили рассказать и.о. директора музея Светлану ОКТЯБРЬ.

– Кто вы по профессии, Светлана Николаевна? Мы хотим представить вас нашим читателям.

– Вообще в этом музее я работаю больше десяти лет. Пришла сюда ещё при Тамаре Владимировне Великородовой. Моя должность здесь – главный хранитель фондов, а сейчас я ещё исполняю обязанности директора музея.

– Чем вы занимались с Тамарой Владимировной?

– Я попала к ней в период безработицы, меня направили в музей с испытательным сроком: смогу ли я здесь работать? Так что всё произошло совершенно случайно. Я не отказалась от предложения, к тому же мне здесь понравилось. Потом Тамара Владимировна закрепила меня за выставочным залом, но при условии: я должна получить специальное образование. И я его получила.

– Где учатся на музейщика?

– Это музееведение. Моя специальность – охрана памятников народной и природной культуры. Училась в Челябинском государственном университете культуры и искусств. Это известный вуз.

– На мой взгляд, музейная работа довольно скучная, потому что приходится иметь дело с глубокой стариной. С чем вы имеете дело в Вате?

– Я тоже думала, что это скука, что в музеях должны работать люди солидного возраста, но когда попала сюда, поняла, что скучать некогда, особенно с внедрением новых технологий. Здесь день пролетает очень быстро, а когда я заняла место главного хранителя, время вообще понеслось. В музее много старой документации. Из неё можно получить сведения о России, Югре и даже своей семье. Например, о том, когда происходило заселение наших северных районов. Знаете, работать стало куда интереснее. Мы храним не просто старину. Когда прилетел коронавирус, мы заявили о музее на всех платформах Интернета.

– Что вы здесь храните кроме кукол, которых я вижу в шкафах?

– Они у меня всегда будут стоять благодаря основательнице музея Тамаре Владимировне Великородовой. Она их «крутила», изучала, одевала в наряды разных российских областей. Однако у нас есть не только куклы, но и документы 50-х годов прошлого века, когда наши края заселялись переселенцами. Есть и фотодокументы, и русская изба, где, например, стоит стол без единого гвоздя, ткацкий станок, большая коллекция прялок, собранная Тамарой Владимировной, более сорока рушников с разными вышивками, коллекция самоваров, в том числе один начала XX века. Самовар в доме означал достаток семьи. Есть коллекция монет. В конце апреля мы рассказали о ней в Интернете. Эта выставка называлась «О чём молчат монеты».

– Откуда старые монеты? Вы нашли клад?

– Знаете, к нам старину часто приносят люди. Монеты не клад, а дар добрых людей. Например, кто-то услышал о нашем музее, приехал сюда, прошёл по залам, мы пообщались. И получили подарок. Вот был случай: нам привезли швейную машинку «Зингер», причём в рабочем состоянии, но видно, что довольно старую. Люди везли её, тащили сюда издалека, они могли бы передать её в музей Нижневартовска, но нет, захотели именно в Вату. И так пополняются наши коллекции, за что спасибо людям. Это бесценные дары.

– А вы, Светлана Николаевна, что-нибудь подарили музею?

– Лично я подарила фарфоровую статуэтку, кузовок, ухват и кочергу, часть семейных фотографий. Моя бабушка – труженица тыла. Все работники музея несут сюда вещи, имеющие ценность.

– У вас, по-моему, историческая фамилия?

– Эта фамилия досталась мне от мужа. Он рассказывал, что его прадеда нашли и определили в детский дом. Он нашёлся в октябре. Кому-то из детей давали фамилии Октябревский, Октябрьский, а ему – Октябрь. Так и пошли мужчины этого рода с «исторической» фамилией. Я же думаю, что она пошла от названия месяца. Отец мужа рассказывал, что с ним училась девочка с фамилией Апрель. Так можно целый год собрать, если поискать.

– Вы выбрали профессию музейщика несколько поздно. Можно было стать историком.

– Помимо музейного, у меня экономическое образование и связанное с нефтяной отраслью. Я бы не пошла снова учиться, если бы не поставленное Тамарой Владимировной условие. Конечно, можно было получить диплом историка, что тоже важно в нашей работе краеведов.

– Что представляет собой хранилище музея? Это сейф?

– Это помещение со стеллажами и архивами. Сейф – обязательно, он хранит важные архивные документы, это святыня музея. Мы выставляем для обозрения копии документов. Если оригиналы хранятся уже сто лет, то они у нас должны быть в приличном состоянии ещё сто лет, чтобы будущее поколение получило их в полном порядке. Посторонним вход в хранилище запрещён, но если у кого-то возникнет конкретный интерес к определённому историческому времени, мы примем заявку и сделаем копии с документов, и пусть человек творит историю.

– Давайте поговорим о выставочной деятельности вашего музея. Сюда приходят люди посмотреть на труды своих односельчан.

– Сейчас у нас размещена выставка новых работ Нины Григорьевны Кокшаровой. Это её традиционная осенняя выставка, но в этот раз она открылась не 1 сентября, а к Международному дню пожилых людей. Нина Григорьевна хороший мастер, она в течение года тщательно готовится к осени. Поскольку сейчас нельзя собраться людям в нашем малом зале, мы разместили эту выставку на многих платформах Интернета, как и работы других ватинских мастериц. Таким образом покажем и выставку прялок. Работа у нас идёт по плану, несмотря ни на что.

– Ватинцы в курсе ваших событий?

– Да, у нас бывает более ста просмотров – приветы от наших сельчан.

– Если сюда приедет человек со стороны, что вы ему покажете в первую очередь?

– Мы всё покажем! Обязательно поднимемся на второй этаж в русскую горницу, покажем краеведческий отдел, коллекцию монет. И обязательно угостим чаем.

– Расскажите о своих коллегах. Они тоже творческие люди?

– Я думаю, что в музей люди попадают не случайно. Вот Людмила Борисовна Иванова. Она всю жизнь работает в культуре, в музее она экскурсовод, а ещё ведёт мастер-классы для детей и взрослых. Ещё она кукольных дел мастер, сейчас увлечена войлоковалянием. Я считаю, что ручная работа несёт энергетику мастера, потому что человек всё делает с душой и добрым настроением.

Вот Кристина Байдельдинова, она занимается организацией и проведением выставок, а сейчас много работает с Интернетом, с сайтами, тестирует платформы и учится самостоятельно.

– У вас впереди выставка-продажа?

– Вы имеете в виду ту, что проходит у нас в декабре по случаю Дня рождения округа? Мы готовимся к ней ежегодно, но сейчас не знаем, что и как пройдёт. На ярмарке-продаже мы знакомили сельчан с мастерами и их творчеством, люди приобретали здесь подарки к Новому году, всем было очень интересно.

– Наверное, главный зимний праздник у нас не отнимет даже коронавирус, а подарки под ёлкой – это святое. Мне кажется, что в Югре справятся с ковидом к тому времени. С чего вы тогда начнёте свою работу? Откроете двери: «Заходи!»

– Даже не знаю, что сказать. Людей так напугали коронавирусом! Мы же мечтаем, чтобы работа вернулась в прежнее русло. Знаете, нам раньше звонили: «Можно приехать группой?» Мы всегда были готовы принять гостей. Да, хочется открыть двери и сказать: «Добро пожаловать!»

– Что касается коллекции монет. Вы в курсе, что в стране выпустили двадцатипятирублёвые монеты в честь врачей, которые борются с коронавирусом? Такая монета нужна музею?

– Обязательно! Она тоже войдёт в коллекцию, здесь она не состарится. В 2018 году один мужчина подарил музею монету, выпущенную к футбольному чемпионату. Тоже была ограниченная серия. Прекрасно, что монету посвятили врачам. Я бы им памятник поставила.

– Вот излечимся и будем благодарить медиков, а сейчас нужно не упустить монету.

– Мы тоже будем её искать. Этот год необычный, памятный, монета потом расскажет потомкам о том, что мы пережили.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

15