Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

28.03.2020 13:05 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 32 от 28.03.2020 г.

Мы найдем тебя, солдат

Автор: Михаил РУДАКОВ.

Говорят, что война не окончена, пока не будет похоронен последний её солдат. Сложнее всего узнать его имя, вернуть потомкам спустя многие десятилетия после того, как отгремели залпы сражений. Здесь нужна кропотливая работа, которая по силам историкам и краеведам.

В деревне Вата поисками занимаются сотрудники местного краеведческого музея. Они ищут сведения о земляках – участниках Великой Отечественной войны, пытаются проследить судьбы местных жителей деревни, на долю которых выпало военное время. Когда такая работа ведётся с участием историков, мы узнаём больше фактов, основанных на достоверных источниках. Но немало ещё осталось «белых пятен» о той далёкой поре. Об этом мы поговорили с директором музея Ириной Антиповой.

За плечами Ирины Алексеевны – исторический факультет Уральского государственного университета, носившего в годы её учебы имя Максима Горького, специализацию она проходила на кафедре источниковедения.

– Основательная работа по поиску имён наших земляков началась в год, когда мы отмечали семидесятую годовщину Великой Победы, – рассказывает Ирина Алексеевна, – организационными вопросами занимались в ту пору в районном управлении образования. Тогда мы получили сведения о 49 жителях Ваты, призванных на фронт, из них в живых остались только двое.

Эти сведения поступили, в свою очередь, из военного комиссариата Сургутского района: в годы войны Вата входила в его состав. Ничего не сообщалось о том, идёт ли речь только о жителях деревни. Эти имена, отмечает Ирина Антипова, оказались и в списке жителей села Покур. Получалось, что он включал в себя всех мужчин, призванных на фронт с территории Покурского сельского совета. Но опять же: в состав его, помимо Ваты, входило также село Локосово, которое и по сей день является частью Сургутского района. Три населённых пункта оказались разделены новыми административными границами, установленными в 1976 году между Нижневартовским и Сургутским районами, и эти изменения добавили путаницу в документы.

– За несколько лет наших поисков увеличился список земляков, ушедших на войну, мы постоянно уточняем с Валентиной Григорьевной Двиняниновой, их это солдат или наш, – продолжает Ирина Алексеевна. – Многие годы она возглавляла сельский совет в Покуре, знала односельчан, помнивших военное время, теперь ведёт краеведческую работу и много помогает нам.

Так благодаря совместным поискам узнали о судьбах ещё восемнадцати ватинцев. Их имена были также занесены на памятную Доску, открытую в прошлом году на деревенском обелиске землякам – участникам Великой Отечественной войны. Тогда памятную церемонию посвятили 150-летию деревни.

– Когда мы готовили к открытию эту памятную Доску, то подумали с главой нашего сельского поселения Марией Функ: пусть кто-то из перечисленных на ней людей и родился в другом крае, а в Вату переехал жить и работать после войны, однако это тоже были защитники Родины, – отмечает Ирина Антипова, – в деревне о них должны знать.

На сегодня местные краеведы говорят о двух новых именах. Пока их нет на памятной Доске, но очевидно, что будут внесены. Всего же в истории деревни было три памятных Доски. На первой из них, установленной в год 35-летия Великой Победы, было 16 имён земляков – участников войны. На Доске, установленной в год 70-летия Великой Победы, было 35 имён, в прошлом году было записано уже 53 имени.

В самой Вате не так много старожилов, которые помнят деревню хотя бы по послевоенным годам. Это примерно тридцать человек. Большая часть жителей переселилась в эти места тридцать-сорок лет назад и, как правило, не имеет корней в нашем округе. В Вате живут уже второе и третье поколения тех переселенцев с большой земли, и с местной историей они также мало знакомы.

– Но даже и те ватинцы, которые родились здесь более полувека назад и прожили в этих местах, в большинстве своём не знают о военной поре, – отмечает Ирина Антипова.

Тем не менее есть в деревне очевидцы того времени, на основе их воспоминаний проводились поиски, которые пролили свет на судьбы ватинцев, о которых в деревне многие даже и не знают.

– Недавно разговаривали с Валентиной Крыловой, сестрой главы нашего казачьего хутора Александра Крылова, – продолжает Ирина Алексеевна, – знакомилась с биографией их семьи, ведь в деревне живёт несколько поколений Крыловых. И вот моя собеседница рассказала о Петре Мохове.

Детские воспоминания сохранили такой его образ: был без ноги, ходил с протезом. В деревне знали, что Пётр Фёдорович воевал, но сведений о том никаких не было. Оказалось, что в Вате помнят, где находится могила земляка на старом деревенском кладбище.

Документы, которые имеют на руках сотрудники музея, датированы послевоенным временем. С ними работала Ирина Антипова, когда обращалась в районный архив. Так, на основе извещения о назначении пенсии матери братьев Тогушаковых появились новые сведения о них. Из деревни на фронт в 1941 году ушли сначала три брата: Исаак, Александр, Фёдор. А спустя год призвали ещё одного – Куприяна. Он единственный из них вернулся после войны, в 1946 году, в родную деревню. Дошёл же с боями до Австрии.

Один из братьев Тогушаковых – Исаак – пропал без вести. Ещё один – Александр – прошёл с боями Сталинград и Курскую дугу, был представлен к медали «За оборону Сталинграда», но не успел получить её: погиб. Известно, что, будучи сапёром, поставил в общей сложности более 800 противотанковых и противопехотных мин.

Немало ватинцев оказалось в числе защитников Лениграда, сражались с врагом в местах самых тяжёлых боев в районе Синявинских высот, где, как вспоминают очевидцы, шли в наступление по мёртвым телам своих же товарищей...

О месте гибели другого ватинца Петра Яковлевича Зайцева были сведения, что могила его находится в Польше. Однако в наши дни, когда направили новые запросы, выяснили: прах земляка покоится в братской могиле в Калининградской области. Школьники из местной школы прислали в Вату её фотоснимок, а также видеосюжет о том, как проходят у этого места памятные мероприятия.

Очевидцами военного лихолетья были и жители деревни, которые трудились в тылу. Сотрудники музея успели расспросить о том времени местного жителя Ивана Захарова, в 2014 году он ушёл из жизни. Когда началась война, ему исполнилось 12 лет, вместе со сверстниками, с женщинами трудился в совхозе.

Радио в деревне не было, а потому о войне узнали здесь не сразу. Было страшно: куда везут мужиков? Их посадили тогда в неводники и отправили на них вверх по течению до села Нижневартовское. Женщины с ребятишками бежали по берегу, провожая мужчин, и плакали.

По таким крупицам собирают сведения краеведы. И постоянно оказываются перед фактом: немногие из детей участников войны знают, где воевал их отец, какие награды имел. Те справки или извещения, которые сохранились в семьях, мало о чём могут поведать.

Помимо работы в архивах, поисков в Интернете, о земляках – участниках войны – можно узнать из старых газет. И пусть не всё в них рассказывалось, но какие-то сведения можно почерпнуть.

– В идеале хотелось бы проследить судьбу каждого солдата войны, каждого труженика тыла, – отмечает Ирина Антипова, – но мы имеем всё меньше возможности восстановить их биографию по тем документам, что дошли до наших дней. Печально, что не хранили такие документы и в семьях этих людей. Можно сказать, что для нас, историков и краеведов, та война до сих пор не окончена, потому что не всех её героев мы знаем. Поиски мы продолжаем.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17