Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

30.04.2020 11:44 Четверг
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 30.04.2020 г.

Пусть чаще будут рукава сухими

Автор: Михаил РУДАКОВ.

30 апреля в стране отмечают День пожарной охраны. Сегодня мы расскажем о водителе Излучинской пожарной части, входящей в состав филиала КУ ХМАО – Югры «Центроспас-Югория» по Нижневартовскому району, Вадиме Бережном. О том, как пришёл в неё почти три десятилетия назад, какими делами и заботами живут он и его коллеги.

Считается, что царь Алексей Михайлович положил начало пожарной службе в Отечестве. Вот и профессиональный праздник огнеборцев отмечают теперь, ориентируясь на указ, датированный XVII веком.

Однако и эта дата условная, отмечает Вадим Бережной. Когда он учился в академии гражданской обороны в Санкт-Петербурге, то обращал внимание на такую деталь: о регулярной пожарной службе задумывались ещё в Киевской Руси. Но систему начал выстраивать Пётр I: первые шаги на этом пути были связаны с защитой от огня корабельных лесов и первых судоверфей.

Старшее поколение сотрудников пожарных частей, ветераны хорошо помнят о профессиональном празднике пожарных, отмечавшемся в середине апреля, но это было в советскую пору. Стали теперь говорить о красной дате, которая объединила бы всех огнеборцев планеты, и она появилась в календаре: 4 мая. На таком, всемирном, уровне отмечать её стали совсем недавно, даже договорились о том, какой святой будет отныне покровительствовать огнеборцам.

С такого экскурса в историю начался разговор с Вадимом Бережным, водителем пожарной части посёлка Излучинск. Сюда он пришёл в 2011 году, а прежде трудился в пожарных частях города. Пожарной службе он отдал двадцать семь лет, считает их лучшими в своей жизни.

С гордостью Вадим Иванович показывает машину, за руль которой садится с той самой поры, как пришёл в часть. За это время поступили новые образцы пожарной техники, однако и старые модели остаются в строю.

– Они надёжны, – рассказывает Вадим Бережной. – По крайней мере, мой родной КамАЗ ни разу не подвёл, хотя выезжали на нём на такие пожары, где не выдержала бы иная техника.

Экзаменом на прочность для техники и огнеборцев, работавших на ней, стали лесные пожары в 2012 году. Особенно сложной была ситуация в районе Зайцевой Речки, пламя тогда остановили в пяти километрах от посёлка. На этом участке боролись со стихией огнеборцы из разных уголков Югры, даже из соседних областей. Группа пожарных из Республики Марий Эл и вовсе продвигалась в ту пору из Томской области 59 дней, а местом встречи для всех огнеборцев стала как раз Зайцева Речка.

Но не этот пожар считает Вадим Иванович самым сложным за время своей службы. Памятным стал один из дней 1999 года, когда огонь буйствовал на территории нефтеперерабатывающего завода. Тогда на борьбу со стихией были брошены все силы.

За то время, что служил Вадим Иванович в городе, постоянными были выезды в так называемые «балочные» посёлки. Эти временные жилые постройки горели, как свечки: пламя одно за другим охватывало их. На одном из пожаров, произошедшем в районе УТТ-4, погибла целая семья.

В части, расположенной в районе памятника покорителям Самотлора, прошло боевое крещение Вадима Ивановича как огнеборца. Вспоминает, как в 1993 году, когда пришёл в пожарную часть, она только обустраивалась. Жили по соседству, здесь же росли дети. Неудивительно, что после школы сыновья многих коллег поступали в пожарные училища.

На Север Вадим Иванович приехал вслед за братьями. Оба служили в пожарных частях и подсказали: огнеборцам как раз нужны опытные водители.

На большой земле жили в Ростовской области. Там, в районе Волгодонска, находилась станица Романовская, с которой связана история казачьего рода Бережных. В ней когда-то родился будущий маршал Будённый.

– Дед любил говорить: с Семёном вместе росли, а теперь вон как высоко он взлетел: в Кремле! – делится Вадим Бережной.

В Донском крае Вадим Иванович окончил профессиональное училище. В Волгодонске работал сначала водителем троллейбуса, потом перешёл на грузовую машину.

Из Ростовской области через военный комиссариат призвали восстанавливать армянские города и посёлки, пережившие в 1988 году землетрясение.

– Мы с ребятами трудились с начала 1989 года, когда основные спасательные работы были завершены, – рассказывает Вадим Иванович. – Иностранцы, помогавшие в первую неделю после трагедии, уезжали. Наша задача была иная – разбирать и расчищать завалы. При этом ещё продолжались толчки на поверхности силой в два-три балла.

В Ленинакане, где работали тогда, общались с людьми, на глазах которых произошла трагедия. У многих в тот декабрьский день 1988 года погибли родные. Запомнилась фраза, сказанная одиннадцатилетним подростком: «Пришла беда – и я теперь не маленький».

О том, как жители большой страны помогли справиться с бедой, помнят ныне и в армянской диаспоре, которая постоянно приглашает Вадима Ивановича на свои мероприятия. Для них он как родной человек.

В пожарной службе недолго работала супруга Вадима Ивановича, она была диспетчером, сейчас трудится в нефтянке. По примеру отца героическую профессию выбрала старшая дочь, но только не в пожарной сфере: она фельдшер скорой помощи в Екатеринбурге. Младшая дочь, которой исполнилось четырнадцать, думает о том, что после школы непременно найдёт себя в силовой структуре среди смелых и решительных людей.

Молодёжь, по словам Вадима Ивановича, не спешит сейчас в пожарную службу, полагая, что в иной и менее хлопотной сфере намного больше заработает себе на жизнь. А вот общение с младшими школьниками радует всегда: для них человек в каске и пожарном обмундировании – это настоящий герой. У кого-то такое детское впечатление останется в душе и к окончанию школы. Из этих ребят как раз и вырастает новая смена, надёжная и настоящая.

За что особенно ценит свою профессию Вадим Бережной? За то, что держится она на людях, для которых главным в жизни является товарищество. Особенно важны эти качества во время пожара: там должны быть слаженные действия. Водителю в таких условиях бывает сложнее: он должен видеть обстановку, подавать пожарные рукава, следить за тем, чтобы машина не оказалась вблизи огня. По возвращении в часть надо ещё помыть и привести в порядок машину, заправить её топливом и огнетушащими веществами. Особенно непросто это в зимние месяцы, когда на холоде замерзают пожарные гидранты.

Вадим Иванович хотел бы пожелать коллегам в профессиональный праздник сухих пожарных рукавов, ведь если они сухие, значит не нужно выезжать на вызов.

– Пусть коллеги как можно чаще набираются опыта не на пожарах, а на учениях!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13