Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

18.05.2020 10:28 Понедельник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 50 от 16.05.2020 г.

Алло! Служба спасения слушает

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Наш рассказ о том, как работает Единая дежурно-диспетчерская служба Нижневартовского района. В каком режиме действуют пять её смен, что изменилось после того, как вся страна перешла на иной ритм жизни, связанный с введением чрезвычайных мер.

…По правде говоря, я несколько иначе представлял работу этой службы. Полагал, что диспетчеры её находятся на вершине обзорной башни, подобно той, какая есть в крупных аэропортах. Сидят за пультом и видят все окрестности.

– Нас часто представляют в образе, который сложился под влиянием американских боевиков, – улыбается заместитель начальника ЕДДС Лилия Валеева, – думают, что под рукой у нас есть вертолёты и даже танки-вездеходы. Поэтому требуют, когда к нам обращаются, срочно прислать машину. Спрашивают также: «Сейчас я за городом, в лесу, назовите мои координаты».

Нынешняя ситуация, связанная с опасностью распространения коронавируса, наложила отпечаток на работу диспетчеров. Перед началом смены у них проверяют температуру тела, сотрудники надевают защитные маски. Хотя эти требования для работников чрезвычайной службы излишни: диспетчеры и прежде соблюдали меры предосторожности, разве что к списку прежних правил прибавились новые. Вот и меня проверили по всем нормам допуска к работе. Не увидев ничего подозрительного, пропустили. Так с Лилией Валеевой мы оказались в небольшом зале с экранами на стене. На одном из них – панорама Излучинска, взятая в кадр с высотного дома на улице Строителей. При необходимости может появиться изображение другого населённого пункта, причём в режиме реального времени. На экране можно увидеть и подробную карту местности. Наш район виден, как на ладони.

– Когда по всей стране ввели режим повышенной готовности, не все граждане были к нему готовы, – рассказывает старший оперативный дежурный смены ЕДДС Юлия Попович. – Особенно переживали пожилые граждане: кто теперь принесёт продукты из магазина и как будет организована доставка пенсий? Мы их успокаивали и сразу же соединяли с социальными службами.

Следом за пенсионерами звонили работающие граждане. Спрашивали: можно ли общаться с соседями в период самоизоляции, ходить к ним в гости, как выехать на дачу или в другой город? У кого-то возникли проблемы с возвратом билетов, приобретённых задолго до всей этой ситуации.

– Мы сразу же выходили на службы Роспотребнадзора, транспортные организации, соединяли с ними людей, – продолжает Юлия Попович, – пытались сообща решить проблемы.

Именно сообща, потому что каждый звонок в ЕДДС не просто принимают и фиксируют, но и отрабатывают, то есть отслеживают, как на него отреагировали те или иные службы. Никто из них не может оставить человека без помощи.

Приходилось брать на себя ответственность и за более серьёзные случаи. Известно, что «подозрительная зараза» пришла в наш район от соседей из Томской области – заявила о себе в одном из вахтовых посёлков. Анализы, взятые у возможных носителей вируса, отправили в ближайшую лабораторию, действующую в Нижневартовске. Пробирки нужно было доставить в течение двух часов, но вот незадача: машина с ними застряла в пробке, образовавшейся у КПП на границе с Томской областью. Врачи-инфекционисты догадались тогда позвонить по телефону 112.

– Мы срочно связались с полицией, – вспоминает Юлия Попович, – а уже её сотрудники дали для этой машины «зелёный свет».

Если бы водители знали, какой груз везут по соседству с ними, то и без лишних напоминаний освободили дорогу.

Пять смен в ЕДДС района сформированы из опытных людей, практически все они приобретали навыки ещё в службе 01. Костяк оперативной службы – это диспетчеры, начинавшие свой профессиональный путь в пожарной охране. Все десять сотрудников ЕДДС – женщины.

– Звёзды сошлись в одно время и в одном месте, – подключается к разговору Лилия Валеева, – все наши диспетчеры ещё и по характеру подошли друг другу.

Психологическая совместимость просто необходима для работы в службе ЕДДС. На протяжении суток её диспетчеры пребывают в ограниченном пространстве одного помещения. На новое дежурство выходят спустя трое суток.

– В патовых ситуациях порой нет даже времени, чтобы выпить для бодрости чашку кофе, – рассказывает о специфике службы помощник оперативного дежурного смены Леся Иванова.

В течение суток дежурства сотрудники ЕДДС дважды выходят на видеосвязь с Центром антикризисных ситуаций, расположенным в Ханты-Мансийске, докладывают обстановку. Оперативная информация также готовится и для главы Нижневартовского района. Её нужно представить чётко и ёмко, потому что по ней будут приниматься оперативные решения.

Каждый звонок, поступивший в ЕДДС, записывается в журнал и фиксируется в электронной памяти. На её основе формируется, согласно заданной компьютерной программе, статистика случаев, характерных для того или иного времени года.

Сейчас, к примеру, под особым контролем находится информация о лесных пожарах и уровне воды в Оби. В эти недели, отмечают в ЕДДС, пока спокойно. Напоминают о себе рыбаки: заплывают на моторных лодках в протоки, не могут найти обратного пути и просят спасти. Несколько дней назад лодка одного такого незадачливого гражданина пошла ко дну. Надо было его вызволить из водного лабиринта. Направили спасательную службу, доставили рыбака целым и невредимым.

В августе – сентябре придёт черёд грибников и ягодников. Они частенько забредают в Сургутский район или Томскую область. Их ищут (и находят) совместно с коллегами из соседних территорий. Но такой нерадивостью отличаются, как правило, горожане. Жители района беспокоят меньше.

Сравнительно мало бывает звонков с просьбой о медицинской помощи. Дежурные смены перенаправляют их врачам или фельдшерам поселений района. Возможен и вызов вертолёта медицины катастроф. На памяти Юлии Попович и Леси Ивановой было несколько случаев, когда им приходилось давать по телефону срочные советы. Так они помогли родственникам человека, у которого начались приступы эпилепсии, машина с медиками только выехала тогда по вызову. С места аварии позвонили растерянные люди: можно ли вытаскивать человека из искорёженной машины? «Ни в коем случае, – ответили им, – только навредите, не трогайте пострадавшего до приезда спасательных служб и скорой помощи».

Был случай, когда сами пережили трагедию, произошедшую во время смены.

– В аварию тогда попал автобус с детьми, возвращавшимися в Нефтеюганск после соревнований, – рассказывает Юлия Попович. – Поступила сначала оперативная информация, мы выяснили, есть ли на месте происшествия дети из Нижневартовского района. Наших школьников не было в том автобусе. Понять же, что произошло, мы смогли после смены. Представили себя на месте родителей погибших детей. Было просто жутко…

Режим самоизоляции, введённый для граждан, вывел работу диспетчеров на ритм, знакомый им прежде по дежурствам в выходные или праздничные дни.

– Бывает так, что звонки с жалобами на пьющего соседа поступают один за другим, – отмечает Юлия Попович, – особенно много их в вечерние часы. Люди часто говорят на повышенных тонах! Приходится терпеливо их выслушивать, успокаивать, насколько это возможно, и при этом выходить на связь с полицией, контролировать, как её сотрудники отрабатывают вызов.

– Всегда держите себя в руках, в любой непредвиденной ситуации. Знайте и помните, что наша служба всегда рядом с вами. Звоните. Мы придём на помощь. Главное – берегите себя и своих близких! – пожелала Лилия Валеева.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

23