Беги по волнам, обласок
Лёгкая долблёная лодка – облас на языке ханты звучит как «ай рыт», это основное средство передвижения по рекам и притокам, озёрам и болотам. Она очень неустойчива, при малейшей потере равновесия переворачивается. Чтобы управлять обласом, требуется сноровка. На таких лодках-долблёнках люди могли перемещаться на значительные расстояния, за один день нередко проплывали 50-70 километров. Лодка из цельного дерева, или облас – вторая ценность у северян после оленей на стойбище.
Главное – правильно держаться в лодке, чтобы не перевернуться. Иногда в обласе ездят на коленях, это характерно для жителей бассейна реки Вах, на Агане ездят сидя, вытянув ноги вперёд. Женскими лодками никогда не пользуются мужчины, также считается, что не будет удачи в предстоящем промысле, если в лодку сядет чужой человек.
Облас для малышей
Навыкам езды на лодке детей обучают с раннего возраста. Сначала они наблюдают за отцом или старшим братом, примечают, как садятся в лодку, гребут веслом, как ставят сети, причаливают к берегу.
С четырёх-шести лет детей начинают брать с собой в лодку, чтобы ребёнок ощутил равновесие и увидел весь процесс управления лодкой, а также понимал способы постановки и вытаскивания сети. Когда ребёнок усваивал самые важные моменты, ему разрешали грести веслом.
Самостоятельное управление лодкой в основном начинается с 7-10 лет у мальчиков и 8-12 – у девочек. Сначала детей обучают удерживать лодку в состоянии равновесия у берега, упираясь в дно водоёма веслом, затем плыть вдоль берега, чтобы сбалансировать равновесие, то есть, говоря простым языком, – приноровиться к лодке. Гребли однолопастным веслом, причём женские вёсла были несколько меньших размеров, чем мужские. В фольклоре упоминаются вёсла богатырей «с глухариную шею толщиной», «с лебединую шею толщиной», «с пальцеобразной перекладиной».
У ханты существовал обряд посвящения мальчиков в процесс самостоятельного управления лодкой. В первое весеннее половодье мать смачивает на берегу реки макушку семилетнего мальчугана. Обряд совершён, и теперь вода не должна накрыть его с головой в течение всей жизни.
Этот обычай существует и по сей день. Когда человек садится в лодку, моторную или самодельную, старший из присутствующих членов семьи обязательно напоминает всем, что нужно смочить голову водой.
Как делается облас?
Каждая лодка неповторима, так как всегда изготавливается с учётом веса и роста будущего хозяина или хозяйки. Её длина согласно традиции составляла две с половиной маховых сажени, одна такая сажень составляет 176 сантиметров.
Размеры лодки-долблёнки зависели от её предназначения. Изготавливали большие семейные обласы, которые вмещали в себя 7-8 человек с грузом, длина их составляла около 6 метров, ширина 70 см, глубина 35-40 см. Небольшие лодки длиной около 4 метров предназначались для летней охоты на водоплавающую птицу, в них помещался один человек с грузом. В соответствии с размером обласа к его названию добавляют прилагательные – маленький, средний, большой.
Вёсла для обласа изготавливаются из сухого кедра. Размеры подбирают по усмотрению гребца, единого стандарта в этом отношении нет.
Обработка рукояти весла проводится при помощи специального инструмента для выскабливания, представляющего собой деревянную полукруглую дощечку, в горизонтальный прорез которой вставляется нож.
Термины варьёганского подговора аганского говора сургутского диалекта, используемые при изготовлении обласа:
Ай рыт – облас.
Л,уп – весло.
Товот – перекладины обласа.
Пурунт – чоп обласа (на русском языке они называются сторожки, чтобы облас не пробить).
Сувош – большой инструмент для выдалбливания обласа.
Ай вах – малый инструмент для выдалбливания обласа.
Пор – сверло. Рукоятка сверла обычно изготавливается из берёзы или кедра, ремни – из оленьих шкур. Само сверло делается из гвоздя, который острым концом вбивается в дерево, другой конец накаляется, расплющивается, загибается в форме полукруга и подпилкой затачивается в форме ложки.
Вач кочых – тонкий нож для расширения отверстий после сверления.
Сувош и ай вах изготавливаются из топоров, лезвия которых нагреваются и загибаются перпендикулярно топорищу так, чтобы образовывать полукруг с концами, направленными вниз. Этот полукруг затачивается. Нутро обласа выдалбливается в основном сувошем, ай вах служит для выдалбливания узких мест.
Дерево для будущей лодки выбирают заранее, его толщина должна соответствовать обхвату рук мастера. Первичную обработку проводят в лесу, а заканчивают на стойбище. Облас изготавливается обычно из осины, иногда из кедра – для передвижения по болоту. А если попадался узкий перешеек между двумя руслами реки, рыбак причаливал, брал обласок на плечо и переходил посуху, а затем снова садился в лодку. Для перетаскивания по суше лучше подходил кедровый облас – он легче, чем осиновый, и не намокает в воде.
Заготавливают дерево в любое время года, кроме зимы, когда древесина мёрзлая, но чаще всего весной по насту для упрощения транспортировки. Дерево выбирается молодое, без сучков и грибков. Топором обтёсываются концы, а сувошем начинают выдалбливать нутро будущего обласа. Когда внешние обводы его почти готовы, а нутро выдолблено примерно наполовину, обрабатывают рубанком снаружи, в бортах снаружи сверлят около полусотни дыр и вгоняют туда пурунт (чоп). Дальнейшая обработка ведётся с учётом их длины.
Выдалбливают облас до появления концов пурунтов, окрашенных углем.
Толщину бортов и дна лодки определяют в соответствии со специально заготовленной дощечкой-меркой с отверстиями, в которые вставлены кедровые палочки, их обрезают по размеру доски. Делаются они для стенок одной длины, а для днища – другой. Хранится пурунт в специальной дощечке, которая имеет различную толщину по всей длине. При помощи этой дощечки также проводится окрашивание концов углем.
Затем облас опускается в воду примерно на сутки, потом его вытаскивают и нагревают на костре. От тепла борта растягиваются в разные стороны, в этом положении его закрепляют вставленными между бортами жердями. В таком состоянии облас оставляют на некоторое время для остывания.
В бортах делаются отверстия, в них вставляются кедровые перекладины, обычно 6-7 штук. Перекладины приматываются к бортам при помощи кедрового корня через просверленные отверстия – сначала на носу лодки, потом на корме, а после – все остальные. Одна из перекладин имеет вертикально ориентированное расширение, предназначенное для спины гребца, другая имеет специальный вырез для перевозки ружья.
Раньше для придания большей прочности дно и внешние стороны бортов смазывали сажей и сосновой смолой, а сейчас используют гудрон.
Облас – длинный и узкий, корма немного выше, чем нос, дно выпуклое или слегка уплощённое, в вершине носовой части – отверстие для верёвки.
Кто быстрее?
В гонках на обласах ежегодно соревнуются мужчины из числа представителей коренных народов Севера, чтобы открыть новый сезон рыбной ловли, выявляя самых сильных и ловких юношей своего поселения.
В своей работе этнограф Валерий Чернецов так описывает групповые состязания: «Вечером мужская часть населения устроила гонки в двух лодках, в каждой было по шесть гребцов и один рулевой. Гребли ручными вёслами, стоя в лодках. Когда доходили до определённого места, все по команде переворачивались, и лодки шли обратно кормой вперёд, гоночная лодка могла обогнать даже пароход». А вот как описывает Зоя Соколова такие состязания, проводимые в День рыбака: «На реке тем временем молодёжь устроила спортивные состязания – гонки на лёгких и вёртких лодочках-обласах. После гонок начинаются другие соревнования: кто первый поймает рыбу, первый поставит сеть. В этих состязаниях участвуют и опытные рыбаки, отцы семейств. Они показывают свои профессиональные умения и сноровку».
Нижневартовский район одним из первых в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре стал рассматривать гонки на обласах как национальный вид спорта: так передаётся опыт людей старшего поколения. Наши спортсмены неоднократно становились победителями и призёрами соревнований различных уровней.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.