Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

01.09.2020 16:45 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 95 от 01.09.2020 г.

Рояль не в кустах, а в чуме

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Пандемия коронавируса внесла свои коррективы в работу детских школ искусств. Карикатура на переезд рояля в чум оказалась не совсем шуткой.

О том, как учились музыканты в необычных для них и педагогов новых условиях, рассказывает директор Охтеурской ДШИ Анастасия Матыгулина.

– Давайте возвратимся к весне. Чем закончился «Тур карикатур»?

– Он прошёл замечательно. В том конкурсе юных художников Гран-при получила работа «Домашнее задание» ларьякской школьницы Милены Кузылиной. Победителями «Тура» стали ребята из Излучинска, Ваховска и Охтеурья. В жюри конкурса вошли выпускники нашей школы, которые уже работают в сфере культуры и искусства, а возглавляла его бывшая наша коллега Елена Морус, которая сейчас работает в одной из питерских школ и имеет награды за работу в Югре. Жюри отметило профессиональный рост юных художников в стилевом и жанровом отношении. Если в первом конкурсе ребята не сумели совпасть с жанром карикатуры, то сейчас было больше качественных работ. В «Туре» прозвучали новые имена и идеи, поэтому конкурс будет продолжаться.

Понятно, что многие люди боятся этого жанра. Думаю, что мы, взрослые, не готовы увидеть себя в юмористических тонах. Ещё труднее увидеть это глазами наших учеников. Я, например, в советское время с удовольствием смотрела карикатуры в юмористическом журнале «Крокодил». Наверное, мы в ДШИ попытаемся включить в учебный план специальную главу, то есть более серьёзно отнесёмся к жанру карикатуры, потому что предпрофессиональные программы позволяют нам разрабатывать специальные курсы с тем, чтобы научить детей этой сатирической форме.

Слово не воробей. Так говорят. Сегодня объявлена одна сенсация, завтра другая, но то, что сделано на бумаге, может существовать даже не месяц. Вот и мы хотим сделать ретроспективу нашего конкурса и выпустить буклет к следующему сезону, чтобы посмотреть на лучшие работы учащихся и проследить их рост в этом жанре. Да, нужно учить детей культурно юморить! Пора возвращать понимание изящного и тонкого юмора.

– Дети не доросли до него. Вы заметили, что уже нет смешных анекдотов?

– На новое поколение обрушилась цифровизация, она наседает на них со всех сторон. Наш образовательный процесс просто утопает в шквале информации.

– Анастасия Анатольевна, как вы закончили образовательный процесс в таких условиях и в условиях пандемии?

– Признаюсь честно, было сложно, потому что наша задача – демонстрация полученных учениками навыков на концертах и выставках. Одно дело сыграть преподавателю на телефон, другое – выступить перед своими товарищами по школе. Я говорю ученикам: вы учитесь не для оценки и похвалы, а для того, чтобы передавать людям своё творчество, то есть вы должны делиться с ними сокровенными чувствами. Это очень важный момент – встреча артиста со зрителями, его ничем нельзя заменить. И ещё такой момент: не у всех учащихся есть дома музыкальный инструмент, чтобы качественно изучить задание преподавателя. В свободное время ребята могли приходить в свой класс и заниматься. К сожалению, многие месяцы они были лишены такой возможности. Я ориентировала коллег на изменение формата нашей программы. Если мы не можем добиваться профессиональных навыков в исполнительстве, то можем развить у учащихся какие-то творческие способности, которыми не занимались в течение учебного года из-за обязательной программы. Таким образом учились читать ноты с листа, подбирать мелодии, для чего использовали музыкальные инструменты с виртуальной клавиатурой в Интернете. Мы пытались закрепить у детей теоретические знания. Да, теория скучна, но без неё в музыке никуда. Ученики с пониманием отнеслись к такой ситуации. Словом, что могли, то и сделали. Думаю, что сделали качественно. Я старалась разработать уроки так, чтобы было понятно не только ученику, но и его маме, которая захочет помочь ребёнку.

Думаю, что по итогам четвёртой дистанционной четверти можно теперь составить методический материал. Да, это не вариант освоения программ, не панацея, но в этой ситуации нам важно было сохранить потенциал учреждения дополнительного образования. Мы не можем размышлять о том, что важнее: сердечные или душевные страдания. Формирование духовности я считаю приоритетным направлением в воспитании человека. Русский человек жив только русской культурой. Об этом говорят её богатство и разнообразие. Самые тяжёлые времена рождали великих деятелей искусства и культуры. Во время Великой Отечественной войны музы не замолкали ни на минуту, о чём говорят песни, мелодии, стихи, картины. Да, нам тоже было нелегко прошедшей весной, но мы справились со своей задачей. Надеемся, что психологически и методически готовы к повторной ситуации, если это случится.

– А что первый класс?

– Дело в том, что ДШИ откроется 1 сентября, а значит и набор на предпрофессиональную подготовку «Хоровое пение» начнётся с этого дня.

– Мы говорим о малышах, которые придут в первый класс?

– Мы этих малышей хорошо знаем – они прошли через образовательную программу раннего эстетического развития, мы знаем, в каком направлении эти дети смогут развиваться дальше. С родителями обсуждение уже состоялось.

– Анастасия Анатольевна, а что было летом?

– Две летние смены у нас прошли в дистанционном формате. Одна из программ – «Театр – детям». Мне понравилось, что активное участие в ней принимали и родители. Вторая смена была посвящена киноискусству. И там родители помогали снимать спектакли и даже участвовали в них.

Благодаря онлайн-формату мы смогли дать детям больше теоретических сведений, рассказывали им о театрах Москвы и Санкт-Петербурга. Да, всё есть в Интернете, но далеко не все ребятишки догадаются туда заглянуть. Здесь мне хочется поблагодарить наших кураторов Татьяну Баженову и Розу Газину, которые готовили интересные программы по искусству. Приятно, что эти программы вызвали много просмотров, а о деятельности нашей ДШИ узнали люди далеко за пределами Охтеурья.

– Вы намекаете на то, что пора открывать в школе театральный класс?

– Да, такая идея давно зреет. В этом году мы не стали его открывать из-за шаткого положения с пандемией, но я надеюсь, что в ближайшем будущем эта мечта будет реализована! Считаю, что в театре человек получает не только жизненный опыт как зритель, но может проявить свои способности актёра. Думаю, актёрское мастерство может пригодиться в жизни.

– Не представляю, как можно «заочно» отдыхать летом.

– Мы-то не отдыхали, а трудились. Чтобы подобрать материалы для очередного дня, приходилось просматривать множество страниц разных энциклопедий. Я настаивала на том, чтобы материал был понятен, доступен и интересен ребёнку. У нас проходило немало интересных конкурсов – чтецов, театральных, мы знакомились с театральными профессиями. Когда закончилась первая смена, на мой телефон посыпались вопросы: когда начнётся вторая? В первой смене было 20 ребятишек, во второй – 15, но удивительно, что уехав в отпуск, охтеурцы продолжали участвовать в обсуждениях и конкурсах, присылали свои фотографии и рассказы о местах отдыха.

– Дети не забыли ноты?

– Думаю, что у нас не будет особых проблем в начале года. Мне повезло с коллективом единомышленников, каждый педагог понимает, что требования к ученику должны быть на чём-то основаны. Но вот что нынче интересно: дети рвутся в школу, спрашивают, когда же начнём учиться. Все соскучились по творческому общению, поэтому начало года будет интересным. Я думаю, что мы смогли оценить важность творческого взаимодействия и важную личность педагога.

– И музыки?

– Безусловно, потому что она делает нас чище.

– Каким будет этот год в школе?

– Мы поговорим об этом на педсовете, думаю, что как и прежде пройдёт наш школьный конкурс «Музыкальное созвездие», будет и конкурс музыкантов «Ступени мастерства», а ещё выставка рисунков «Не последний герой», посвящённая Дню защитника Отечества. Безусловно, продолжим мероприятия, посвящённые 75-летию Великой Победы, потому что тема Великой Отечественной войны остаётся вечной. Хочется, чтобы в новом учебном году мы занимались не виртуально, нам нужно найти научный подход к реализации своих программ в дистанционном варианте, чтобы выработать единую концепцию в рамках каждой образовательной программы. Мы должны научиться действовать в предлагаемых обстоятельствах – только это понимание ситуации сделает нас сильными. Тема здоровья и безопасности детей приоритетна, массовые мероприятия ещё не разрешены, поэтому будем разрабатывать разные форматы наших мероприятий.

– Вас пугает этот учебный год?

– Только неизвестность будоражит воображение. Нет, не пугает. Нам было гораздо труднее в четвёртой четверти. Тогда казалось, что история с коронавирусом будет продолжаться месяц, но пришлось заканчивать учебный год в ином формате. Это же не урок математики, когда ученик сфотографировал на телефон решение задачи. Мы ведь выявляем способности детей, а как их можно оценить без контакта с педагогом? По телефону мы не сможем обсудить все моменты без взаимодействия с детьми. Мы обсуждаем вопрос о том, что нужно менять техническое оборудование в школе. И ещё – новые знания никому не помешали, мы приобрели новый опыт, но и не растратили то главное, что отличало ДШИ: душевность, тепло сердец педагогов и открытость учеников, которые им доверяют. Музыка – это единственное, что нам никогда не изменит.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

17