Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

26.01.2021 14:12 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 7 от 26.01.2021 г.

Рисуем жизнь яркими красками

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Мы давно не писали о Ваховской детской школе искусств. Пандемия внесла коррективы в её учебный процесс. Но педагоги не растерялись перед неожиданными испытаниями и перестроили свою работу с учётом новых требований. На недавнем районном конкурсе «Рождественский вертеп» отметили работу воспитанника Ваховской ДШИ – восьмилетний Андрей Максименко удостоился первого места в номинации «Индивидуальная работа». Мы побеседовали с его преподавателем Владленой КАРНАУХОВОЙ.

– Владлена Владимировна, это было первое участие ваших воспитанников в конкурсе?

– Нет, участвуем уже в четвёртый раз, работы представляем ещё с той поры, как он стал проводиться. Но прежде готовили с детьми коллективные проекты. Обдумывали и обсуждали с ними, что отправим. В этом году впервые участвовали в номинации, где первенство оспаривают между собой индивидуальные участники. Можно сказать, что в прошлом году, когда конкурс только стартовал, у детей было больше времени на подготовку. И в этом, как ни странно, им помогли непривычные условия, когда из-за пандемии большую часть времени они проводили дома. Но о коллективной работе мы тоже не забыли. В этой номинации участвовали воспитанники постарше под руководством Вадима Владимировича Тарасова, их работу также отметили.

– Сложно было готовиться к конкурсу? Ведь непросто даже объяснить ребёнку, что такое Рождество.

– Подготовку к конкурсу мы начинали с беседы: что знают наши дети об этом празднике. Так за разговором появлялись идеи. Ребята сами предлагали, как воплотить их: «Я хочу слепить» или «Я хочу нарисовать».

Затруднения были у наших воспитанников, когда участвовали в конкурсе в первый раз. О Рождестве в основном они знали по каким-то обрывочным сведениям: что-то рассказали им дома, что-то сами услышали. Но, начиная с подготовки ко второму и третьему конкурсам, заметила: дети представляют, что это за праздник, уверенно объясняют, что такое Рождественская звезда и кто такие волхвы, которые пришли к пещере, где, согласно Священному преданию, родился Спаситель.

С другой стороны, имея представление о том, что такое Рождество, дети становятся внимательнее к подбору красок при выполнении конкурсной работы. Даже замирают ненадолго, обдумывая те или иные детали, и только потом берут кисть в руки. Но работы они создают в разной технике. Так, Андрей Максименко выполнил работу, имитируя витраж: на стекло с обратной стороны он выкладывал цветной пластилин. Мы обсудили с ним сюжет: какими он изобразит Иосифа, Марию и Младенца. Он сделал эскиз на бумаге, а затем перенёс его на поверхность стекла. И, хотя Андрей знаком с этой техникой, она потребовала большого усердия, ведь линии на витраже должны быть тонкими и чёткими одновременно.

– Как вы и ученики пережили чрезвычайные меры, введённые из-за пандемии?

– Детям было очень непросто – всё время в режиме онлайн. Причём занимались так не только с учителями общеобразовательной школы, но и с нашими педагогами. Но детям хотелось оказаться в привычной обстановке: после уроков они спешили к нам, в ДШИ. С самыми маленькими воспитанниками мы проводили общеразвивающие занятия. Перед тем, как прийти ко мне, они успевали ещё спеть и даже станцевать… Родители тоже испытали сложности во время пандемии – они признавались нам, что с трудом уговаривали детей позаниматься. Ученики спрашивали у педагогов, когда им можно будет вернуться в школу.

К любой ситуации взрослые люди могут приспособиться, вот и я вместе с коллегами освоила за эти несколько месяцев навыки преподавания в режиме онлайн. Но поняла: проводить творческие занятия на расстоянии сложно и проблематично. На этих занятиях важно общение педагога с воспитанниками. В режиме онлайн не получается живого обмена мнениями. Да и как научить детей в таких условиях выбрать, например, правильный свет в помещении при работе над рисунком или картиной? Технику работы тоже практически невозможно выработать на расстоянии.

Впрочем, были и некоторые положительные моменты на занятиях в режиме онлайн. Сразу же стали видны те недочёты, на которые прежде мало обращали внимания.

– Помните своё первое занятие в школе искусств?

– Я пришла сюда сразу же по окончании университета, четыре года назад. Не было ещё никакого опыта преподавательской работы, но считала, что багаж знаний у меня весьма солидный и детям я могу много дать. Было страшно поначалу, когда проводила первые занятия, однако ребята сами расставили всё по своим местам. Сейчас могу сказать: они многому научили меня. Ребёнок видит мир иначе, его взгляд не зашорен теми условностями, которые есть в сознании взрослых. Соответственно, когда работают над тем же рисунком, и краски выбирают яркие – свежие, чистые. Учителю важно разглядеть что-то интересное в творческом поиске подопечного, услышать его и подвести к воплощению замысла.

Я благодарна не только моим воспитанникам и их родителям, но и коллегам, преподавателям, с которыми трудимся в детской школе искусств. Коллектив у нас небольшой, но дружный. Всегда готова поддержать мои творческие идеи директор школы Галина Ивановна Бутенко. Мне повезло с людьми на работе: это умные, внимательные педагоги, умудрённые и жизненным, и творческим опытом.

– Владлена Владимировна, расскажите немного о себе.

– Моя малая родина – это село Охтеурье. Мама по национальности ханты. Дома, правда, не говорили по-хантыйски, какие-то слова родной для меня речи я запомнила, когда в школе у нас проводили занятия по хантыйскому языку.

В Охтеурье окончила девять классов, там же впервые переступила порог художественного класса детской школы искусств. Причём пришла в ДШИ сравнительно поздно, где-то в шестом классе. Уговорили меня учителя: зайди, попробуй, может, понравится... Так я стала заниматься у Татьяны Васильевны Баженовой. Очень благодарна ей за то, что она оказала влияние на выбор моего жизненного пути – именно Татьяна Васильевна посоветовала поступить в Центр для одарённых детей Севера в Ханты-Мансийске. Не представляла тогда, что это за Центр, но два слова в его названии – «центр искусств» – стали решающими в моём выборе: куда ещё пойти учиться, как не туда? Так мы с мамой отправились в дальнюю дорогу, когда пришла пора подавать документы и поступать.

– Сложно было освоиться в новой для себя обстановке, да ещё вдали от дома?

– Всё было в новинку. Для занятий в этом Центре созданы все условия. Можно сказать, быстро освоилась. Сейчас могу сказать: никогда не жалела о том, что училась там. Были, правда, трудности на первых порах – я мало понимала тогда, что такое живопись. В ДШИ под руководством Татьяны Васильевны пробовала себя в искусстве имитации гобелена, и в этом плане мой первый педагог даже возлагала на меня особые надежды. Ну а живопись я смогла открыть для себя, когда переступила уже в Ханты-Мансийске порог дома-музея народного художника СССР Владимира Игошева. В своё время он много ездил на стойбища, писал на пленэре картины северной природы, портреты местных жителей. Позже, окончив университет, вновь побывала в музее, посмотрела на работы художника профессиональным и, я бы сказала, благодарным взглядом, купив на память в музее альбом, посвящённый этой уникальной художественной коллекции.

Два года назад мне посчастливилось побывать в Санкт-Петербурге, походить по залам Эрмитажа и Русского музея... Да, сегодня можно и в Интернете увидеть знаменитые полотна, однако при таком знакомстве с ними не будет самого ощущения от соприкосновения с прекрасным, оно бывает лишь тогда, когда видишь картину вблизи вживую, окунаешься в атмосферу музея.

Потом я поступила в Ханты-Мансийский филиал Уральской архитектурно-художественной академии, по окончании его получила степень бакалавра. Образование по программе магистра осваивала уже в Нижневартовске. Все годы учёбы в Ханты-Мансийске и Нижневартовске со мной занималась народный художник России Галина Михайловна Визель, я очень благодарна ей. Под руководством Галины Михайловны я подготовила не одну дипломную работу. Так, из глины выполнила композиции на тему хантыйской сказки, обработанной писателем и журналистом Марией Кузьминичной Волдиной (Вагатовой). Мне пришёлся по душе её образ маленькой девочки-сказительницы – с узорчатой шубкой, украшенной бубенчиками. Для создания работы предпочла шамот, который после обжига в печи приобретает благородный жёлтый цвет, только добавила в композицию чуть-чуть ангоба и глазури. Жаль, что память о работах хранят теперь только фотоснимки в моём творческом альбоме, потому что работы остались в учебном заведении.

– Какие мысли приходят к вам, когда вспоминаете первые шаги в творчестве и преподавании?

– Думаю, что желание пойти на художественное отделение не было случайным, судьба так просто не связывает человека любовью к творчеству. Немало людей, окончив детскую школу искусств, выбирают иные профессии, часто далёкие от творчества. Однако бесследно не проходят те первые занятия в школе искусств, благодаря которым формируется хороший вкус, обретается первый опыт соприкосновения с прекрасным. Такие люди, как правило, находят отдушину в жизни, рисуя в свободное время и создавая свои небольшие шедевры. Искусство успокаивает человека в ритме его жизни, наполняет душу яркими, светлыми красками.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

27