Кто читает «Войну и мир»?
Так случилось, что именно 5 октября, в День учителя, 23 года назад преподаватель русского языка и литературы Наталья Камышанова начала свой первый урок в Аганской средней школе.
– Наталья Валентиновна, День учителя – это обычный рабочий день?
– Это профессиональный праздник, он напоминает нам о человеческом и профессиональном долге учителя. Звучат слова благодарности от учеников и родителей. Именно в этот день нам уделяется много внимания, появляется вдохновение. Конечно, в этот день вспоминаешь и своих учителей.
– Вы их помните?
– Всех. Помню первую свою учительницу, которая уже не работает в школе. Она приняла нас первыми после окончания Майкопского педагогического института, ей был 21 год. Как сейчас перед глазами её синее бархатное платье с белым воротничком. Она была добрым человеком, всем ученикам начальных классов помогла стать людьми. Так и говорила: «Вы мой самый счастливый выпуск». Все одноклассники сложились как личности и нашли свой путь в жизни.
– Благодаря кому вы стали учителем?
– Думаю, что всё дело в родословной, у нас много учителей и юристов. Я изучила свою родословную до 1664 года. Мои кровные родственники пришли с Украины, были казаками Сумского полка, имя нашего родоначальника хранится в Ростовском архивном музее: Яцко Подлугнай. Со временем фамилия стала меняться – Подлужный. Она звучала по-разному. Мой троюродный дедушка – учитель музыки, ему 83 года, работает завучем в Горячем Ключе. Это Николай Александрович Подлужнев. В роду почти все играют на двух музыкальных инструментах – аккордеоне и балалайке. Моя дочь тоже окончила музыкальную школу и тоже играла на двух инструментах, а сейчас заканчивает юрфак Сургутского университета. Она окончила эту школу с золотой медалью, единственная в роду. Моя четвероюродная сестра – учительница географии, троюродная бабушка Вера Михайловна Сердюкова, 73-х лет, была филологом.
Меня всегда поражал такой факт: у прадеда был отец, он стал урядником станицы в 25 лет. Когда женился, то не мог за себя расписаться. Он учил казачат, но был неграмотным. На протяжении многих лет наш род старался учиться – это была цель проявить себя. Один мой брат указом Президента РФ назначен председателем районного суда.
Я всегда хотела, чтобы моя дочь стала учительницей, но она выбрала другой путь. Конечно, она сможет получить второе образование, ведь молодые люди нынче гибкие, они быстрее находят подход к детям.
– И всё-таки не ваш ли учитель литературы дал путёвку в пединститут?
– Я хотела поступать на исторический факультет. У нас был замечательный учитель, ему сейчас больше 80 лет, но он до сих пор работает. Это Иван Егорович Смирнов. В какой-то момент любовь к литературе взяла верх. Наверное, литература показалась мне ближе или роднее.
– Ваши ученики любят писать сочинение «Как я провёл это лето»?
– Они любят писать, потому что сочинения – это свобода мысли и чувств. Сочинение – сложный вид работы, тем более на литературную тему, нежели на свободную. Сочинение о летних каникулах не будет таким захватывающим, потому что у детей сужается круг интересов: компьютер, стрелялки. Они редко обращаются к чтению во время каникул.
– В 11 классе сложная программа. Зачем нужно было включать в неё авторов, о которых мы с вами не знали в своё время? Их столько, что не успеешь кого-то полюбить.
– Да, некоторые произведения мы изучаем обзорно, то есть даётся их общая характеристика и информация об авторах. Предполагается, что ученик должен их сам прочитать. Есть ученики, которые не понимают, зачем нужно знать столько имён и фамилий, но проходит какое-то время, например, недели две, и они обращаются к этим произведениям. Был такой случай: мама одного ученика сказала, что сын почти до утра читал «Мастера и Маргариту» Булгакова. Да, редкий случай, но учебная программа нацелена на развитие ученика. Даже если он из трёх обзорных книг прочитает одну, я буду рада.
– Наталья Валентиновна, спрошу вас о Солженицыне. Его произведения нужно проходить параллельно с историей России. Как без неё можно понять «Матрёнин двор»?
– Это глубокое произведение. Неприметная женщина жила среди нас, труженица, праведница. Я думаю, что на таких бескорыстных и трудолюбивых женщинах и держится Россия.
– А как упоминается «Архипелаг ГУЛАГ»?
– Я в своё время читала его в 1993 году в затрёпанном «Новом мире». Очень сложное для понимания произведение, но дети должны знать историю нашей страны. Им трудно понять, как такое могло быть.
– Сейчас идут нападки на Солженицына, даже предлагают исключить из школьной программы его произведения.
– Ни в коем случае! Солженицын является частью нашей Родины. Как можно отказаться от любого поэта и писателя? Наверное, Россия сильна русской литературой, своими поэтами и писателями. Я думаю, что у преподавателей есть опыт введения учеников в советскую эпоху. Литература уже прошла свой отбор, а дети должны знать правду о жизни ушедших поколений.
– Почему мы не встретили человека, который прочитал весь роман Толстого «Война и мир»? Почему его не могут осилить ученики?
– Мои ученики читают все произведения. Мы вместе читаем. «Война и мир» – это тоже часть нашей истории. Толстой сумел показать силу русского характера отдельного человека. Я думаю, что вы ошибаетесь: есть немало людей, которые прочитали этот роман от корки до корки. Учитель должен заинтересовать учащихся. Я всегда приношу на уроки карту Бородинского сражения, она висит в классе целый месяц. Потом смотрим отрывки из фильма Сергея Бондарчука «Война и мир». Мы уделяем роману дополнительные часы, чтобы все ученики прочитали главное произведение русской литературы.
– Есть такие «умные» люди, которые предлагают исключить литературу из школьного курса. Дескать, кому будет нужно, тот прочитает классику.
– Нет, литература – главный предмет в школе. Она всё-всё рассказала о жизни человека от его рождения до смерти, описала все его поступки, сомнения и страсти. Ничего нового уже придумать нельзя. Но ученик возьмёт из книг только то, что ему нужно. Мы, учителя, только показываем ему дорогу в жизни, но человек должен идти своим путём. На примерах героев произведений говорим о том, как быть и как жить. Например, моя дочь стала перечитывать «Героя нашего времени». Она сказала: «В жизни всё иначе».
– У вас остаётся время для чтения?
– Конечно. Мне нравится классика, я постоянно к ней возвращаюсь, раз десять перечитала «Войну и мир». С возрастом хочется почитать описания природы, ведь не зря писатель обращался к ней. Видимо, он пытался нам что-то сказать, на что-то намекнуть: вот была осень – ушла жизнь. Раньше мы не обращали на это внимания, нам нужно было действие, движение.
Что касается книг современных писателей, то я стараюсь сначала узнать об их авторах. Детям сейчас нравится фантастика. Я тоже обращаюсь к ней, чтобы узнать, что именно их привлекает. Иногда разочаровываюсь и не хочу, чтобы мои ученики это читали. Тогда я пытаюсь увести их в другую сторону. Вот недавно читала «Полтаву» Пушкина. Когда стала изучать свою родословную, то раз двадцать пять перечитала эту поэму и плакала. Там каждое слово – открытие: «Богат и знатен Кочубей, его поля необозримы…» Я представила, что там жили мои родные и видели всё своими глазами. Вот идёт перекличка: «Яцко Подлугнай!» А он отвечает: «Я здесь!» У него три сына: Стенька, Ивашка и Давыд.
– Почему вас заинтересовало родословное древо?
– Вместе с дочерью участвовали в конкурсе, нас пригласили в Москву на конференцию, где заняли первое место. Мы тогда только начали изучать свою родословную. Конкурс подтолкнул нас к решению копать глубже, и мы начали работать в архиве: кто мы такие, откуда пришли, кто наши предки? Они ведь тоже жили на земле. И нашли документы. Я даю ученикам задание по составлению древа своего рода, и многие ничего не знают о предках, или только до четвёртого поколения.
– Значит, литература – это жизнь?
– Именно так. В ней описана вся наша жизнь и жизнь будущих поколений.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.