Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

26.10.2021 14:39 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 119 от 26.10.2021 г.

Полвека в белом халате

Автор: Марина ФЕТИСОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Под присмотром фельдшера Ларьякской участковой больницы Надежды Тупиковской в посёлке выросло не одно поколение. Мечту своей мамы – стать врачом, наша героиня осуществила, а в роли «тёти доктора» нашла не только себя, но и своё призвание.

О старожиле единственного в селе медучреждения коллеги говорят как об одном из самых отзывчивых членов коллектива. Её опыта и профессионализма хватает, чтобы с первого взгляда определить характер сыпи – аллергическая ли это реакция или признаки ветрянки. Родители маленьких пациентов в ней души не чают, а сама Надежда Михайловна признаётся, что работа с детьми для неё всегда была источником внутренней силы и вдохновения.

– Сколько помню, мама работала санитаркой в больнице, – говорит о начале своего пути в профессию Надежда Тупиковская. – Тяжёлый труд, физический. Сил требовал много и эмоциональной отдачи. Финансовый вопрос в нашей семье стоял так, что об окончании 10-летки и речи не шло. Когда пришла пора определяться с профессией, мама прямо сказала: «Иди, дочь, в медицинский! Будешь у меня всё время в белом халате сидеть и с ручкой, а не как я всю жизнь со шваброй».

Постигать азы будущей профессии вчерашняя восьмиклассница Надя уехала в Тобольск. А в 1978 году вернулась в Ларьяк, куда к тому времени перебрались из Нижневартовска её родители.

– На тот момент ставки в больнице не оказалось, – вспоминает Надежда Михайловна. – Два года пришлось отработать стационарной сестрой. А уже в 1980 году меня утвердили фельдшером детского кабинета.

Особенность работы сельского доктора в том, что приходится брать на себя обязанности сразу нескольких узких специалистов. Однажды надев белый халат, на практике осваиваешь не одну, а сразу несколько смежных специальностей: лора, окулиста, дерматолога.

– Всякое было, – улыбается наша собеседница. – Приходилось встречать пациентов самой, осматривать, ставить диагнозы, прописывать лечение и следить за тем, как маленький человек идёт на поправку.

Детей, к слову, в то время было много. Численность семьи иной раз достигала и шести, и семи человек. На участке единовременно наблюдались до 30-35 малышей. А потому от врача требовалась не просто квалификация, но и эмоциональная составляющая: желание помочь, умение разговорить, войти в доверие. Вместе с тем в вопросе здоровья ребёнка принято держать руку на пульсе в общении с родителями.

– Быть детским врачом мне нравилось намного больше, – рассказывает Надежда Михайловна. – Это как подключиться к источнику вечной энергии. Взрослые, особенно когда болеют, её забирают. Там, где своих ресурсов на восстановление организма недостаточно, их черпаешь отовсюду. И это чувствуется: в общении, в отношении. Дети же, как батарейки – с ними нелегко, но твои старания окупаются.

Без эмоций человеку в белом халате никак нельзя! Если отработанный порядок действий даёт шанс выжить, то эмоциональная поддержка вселяет веру в чудо. Были в её практике и тяжёлые случаи: это в наше время антибиотики есть в арсенале каждого фельдшера, а противовирусные препараты помогают на начальном этапе предотвратить осложнения того же гриппа или ОРВИ. В то время с инфекциями приходилось бороться на передовой и, что называется, голыми руками. В памяти и сорок лет спустя остались тяжёлые случаи менингита, проблемы с дыханием у малышей.

– Вызовы ведь поступали и среди ночи! – делится Надежда Михайловна. – Порой своих детей оставляешь, а сама на выручку к другим, ног под собой не чуя.

И дела не было никому, что этой девчонке самой чуть за двадцать, что дома её ждут четверо ребятишек. Надо! Шла и делала.

Ком в горле стоит, когда слушаешь о том, как на руках у Надежды Михайловны годовалый малыш чуть не умер или как усердно она молилась всякий раз в ожидании борта санавиации. Потому как в далёком селе для маленького пациента именно он мог оказаться единственным шансом на спасение.

– Работы было очень много, – признаётся наша героиня. – Выезжали в Сосновый бор, Большой Ларьяк, бывали в поселениях, которых нынче и на карте района-то нет.

Во время таких вот командировок на месте проводили осмотры, ставили прививки и прочее. Если пункт назначения знали наверняка, то как туда добраться предсказать иной раз было трудно: ездили по земле, плавали по воде и даже летали на вертолёте.

В свои 67 лет ей есть о чём рассказать троим внукам. Если задаться целью, из огромного потока воспоминаний сельского доктора можно написать не одну книгу, снять не только документальную кинохронику, но и парочку художественных фильмов о спасении человеческих жизней. Но мало кто знает, что именно работа в своё время помогла Надежде Тупиковской выйти из глубокой депрессии, найти в себе силы пережить личную трагедию – потерю сына, восстановиться самой после тяжелейшей автомобильной аварии. Сейчас пришло время подумать и о себе.

– Дети настаивают на переезде, – делится самым сокровенным Надежда Михайловна. – Да и сама чувствую – пора. Пора обратить внимание на собственное здоровье, пора уступать дорогу молодым и перспективным.

Во время работы над этим материалом мы узнали, что Надежда Тупиковская приняла важное для себя решение – уйти на заслуженный отдых. Отдав любимой профессии без малого полвека, она заслужила добрых слов в свой адрес, которые мы попытались собрать воедино. Что из этого получилось, решать вам! Тогда как героине этой публикации мы желаем крепкого здоровья и простого женского счастья в кругу своих родных и близких.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

62