Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.11.2021 11:34 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 130 от 23.11.2021 г.

Хранитель сокровищ тайги

Автор: Беседовала Наталья МАРИНА.

Мы продолжаем цикл публикаций о природном парке «Сибирские увалы», который был создан на территории Нижневартовского района двадцать три года назад, в октябре 1998 года. Сегодня мы познакомимся со старшим инспектором особо охраняемых природных территорий Василием ФИЛИМОНОВЫМ.

– Василий Михайлович, представьтесь нашим читателям: кто вы, как пришли на работу в такую важную сферу общественной жизни, как охрана природной среды?

– Мне 39 лет, по первому диплому я преподаватель ОБЖ, по второму – биолог. Женат, с супругой Анастасией воспитываем четверых детей. В нашем роду есть кондинские ханты, для которых лес – дом родной. К тому же мой дед всю жизнь работал лесником.

Вся моя жизнь связана с природой: в детстве ходил с отцом на охоту-рыбалку; в юности – занимался туризмом, затем, уже в период студенчества, преподавал туризм в кружке дополнительного образования и, наконец, с 2004 года работаю участковым инспектором ООПТ.

– И какие достижения были у вас на этом семнадцатилетнем трудовом пути?

– Работу начинал с должности государственного инспектора, затем перевели в участковые и, наконец, в 2014 году стал старшим инспектором. За время работы в этом качестве был награждён Почётной грамотой Департамента недропользования и природных ресурсов ХМАО – Югры, Благодарственными письмами Правительства и Думы Югры, Почётной грамотой Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

– Проработав столько лет в системе охраны окружающей среды, вы не только в теории, но и на практике знаете, для чего создаются природные парки…

– Природные парки, как и другие виды особо охраняемых природных территорий, создаются для сохранения биоразнообразия флоры и фауны на данной территории и защиты от негативного антропогенного воздействия. Ещё одна цель – поддержание в естественном состоянии природных комплексов, и, кроме этого, создание условий для экотуризма и экопросвещения населения. В принципе, все природоохранные мероприятия, проводимые в разных видах ООПТ, имеют схожие цели и задачи. И всё же некоторые нюансы присутствуют, например, территория природного парка делится на зоны ограниченного пользования и ядро парка, в котором запрещены все виды деятельности, за исключением научных исследований.

– Что вас особенно привлекает в работе инспектора ООПТ?

– Возможность сохранить этот нетронутый, а в силу этого нуждающийся в особой защите участок природы в его первозданном виде. Кроме этого, работа инспектора как бы наделяет меня ответственностью перед природой за все притеснения окружающей среды.

– Правильно ли я понимаю, что во всех природных парках действуют одинаковые ограничения или у каждого свои?

– Все особо охраняемые природные территории руководствуются одними и теми же законами «О животном мире», «Об особо охраняемых природных территориях», «Об охране окружающей среды» и другими нормативными документами. Но кроме этого каждый природный парк имеет своё «Положение о парке», в которое закладываются особенности нахождения на территории данной ООПТ, зонирования территории парка, разрешённые виды деятельности и прочее.

– В чём заключается значение и целесообразность существования парков? Каким видам животных вы особо помогли?

– Значение природных парков для России колоссально. Помимо того, что осуществляется охрана территории, проводятся также и работы, направленные на воспроизводство, преумножение и учёт видов флоры и фауны парка. Ряд биотехнических мероприятий направлен на облегчение жизни зверей и птиц в зимний период, что в свою очередь увеличивает биоразнообразие подконтрольной территории. Ведётся подробное картирование краснокнижных видов, в течение календарного года проводятся фенологические наблюдения, которые заносятся в «Летопись природы». Благодаря развитой структуре биотехнических и учётных мероприятий в нашем парке увеличивается поголовье оседлого северного оленя, который раньше в основном проходил через парк транзитом.

– Как можно понять, что находишься на природоохраняемой территории?

– У нас по всей территории парка расставлены информационные аншлаги. В основном они стоят по берегам крупных рек, на стоянках и кордонах и на территориях, соприкасающихся с соседними регионами.

Природный парк «Сибирские увалы» граничит с Варынгским месторождением по западной границе и родовыми угодьями по южной. Так как между парком и месторождением достаточно большие расстояния, особой просветительской работы там не проводится. А вот с жителями родовых угодий находимся в постоянном контакте – посещаем их, разъясняем их права и обязанности, сотрудничаем в работе по биоучётам зверей и птиц.

– Как осуществляется охрана природного парка «Сибирские увалы»? Браконьеры часто наведываются?

– Ввиду удалённости и труднодоступности парк, к счастью, не представляет особого интереса для браконьерства. Но так как территория довольно обширна, в целях профилактики нарушений разработаны природоохранные маршруты и создана сеть переходных кордонов. Одновременно с госконтролем ведётся попутный учёт зверей и птиц.

– Работа на кордоне зависит от сезона. Как обычно проходят ваши дни?

– В зависимости от сезона госконтроль осуществляется на снегоходе или на моторной лодке. Зимние маршруты проложены от кордона к кордону напрямую и используются для проминки дорог для передвижения копытных животных, для проведения биотехнические мероприятия и разных видов учёта.

Летом же, в связи с началом пожароопасного сезона, выходы в лес нежелательны даже инспекторам. Поэтому летние маршруты проложены по водным путям, также от кордона к кордону. Основной задачей госконтроля в летний период, помимо пресечения нарушений охранного режима парка, является противопожарный объезд территории. Также ведутся попутные учёты водоплавающей птицы, учёты медведей по следам и другие мероприятия.

Помимо госконтроля занимаемся мелким ремонтом кордонов, заготовкой валежника и плавника на дрова, другими хозяйственными работами.

Биотехнические мероприятия в основном идут в весенне-осенний период и состоят из ремонта солонцов для зайцев и копытных, установки галечников и порхалищ для боровой дичи на период её токования и других работ.

– Василий Михайлович, остаётся ли время на кино, книги?

– Так как между рейдами имеется небольшой перерыв, это время уходит в основном на хозработы на стационарной базе – на заготовку дров, благоустройство и облагораживание базы. Свет на базе бывает только вечерами. Запускается бензиновый генератор на 1,5 – 3 часа в зависимости от сезона. В это время можно подзарядить аккумуляторы, посмотреть один-два фильма, почитать книжку, изучить карты. В общем, немного разнообразить свой досуг.

– Неужели во время вахты на базе и кордонах вы совсем с людьми не встречаетесь? Наверное, время от времени и страшно бывает?

– Иногда бывает не по себе, когда вдруг в темноте ветка хрустнет. В таких случаях понимаешь буквально поговорку «собака – лучший друг человека». Четвероногий друг придаёт уверенности, морально поддерживает. Может своим лаем предупредить об опасности и даже отогнать зверя. Есть инспекторы, которые с собакой на одной кровати спят, «подстелив» её под голову вместо подушки. Такая тесная связь. Человек ко всему адаптируется и постепенно страх сменяется уверенностью, одиночество – чувством уединения и покоя, появляется ночное зрение. По большому счёту, живя в лесу отдыхаешь от городского ритма.

Родные во время моих длительных вахт сначала переживали, но потом привыкли. Кроме того, всегда есть связь. Рация и спутниковый телефон – на случай экстренной связи, а на одном из кордонов установлен усилитель сотовой связи, так что можно даже позвонить домой по мобильному телефону.

– Расскажите о ваших четвероногих помощниках.

– У нас в парке живут три западно-сибирских лайки: Буран, Сабун и Баграс. Это умные, верные друзья, которые сопровождают нас во время обходов территории, всегда рядом, на виду. С такими друзьями и в тайге не страшно. Они постоянно проживают в парке, в город не возвращаются, уже привыкли к жизни в лесу. Летом спят или отдыхают в вольерах, зимой в лютые морозы пускаем их в дом, в тёплый коридор погреться.

– Можно ли стать инспектором без специального образования? Нужны ли какие-то определённые знания?

– Конечно, специальные знания в нашей работе необходимы. Но основную роль, скорее всего, играют умения и навыки, приобретённые с годами. Знания основ природоохранного законодательства, зоологии, ботаники, экологии больше востребованы для конторских работников, чтобы грамотные отчёты составлять. В лесу же нужна практика: владение оружием, снегоходом или мотолодкой, уменье определять зверей и птиц и места их обитания, ориентирование не только с картой и компасом, но и собственным внутренним чутьём – вот основа для работы инспектора. А главное – любовь к лесу и своему делу.

…Только несведущему человеку работа в природном парке может казаться тихой, спокойной и размеренной. На самом же деле трудиться в большом природном парке, расположенном на 300 тысячах гектарах таёжной земли, способны лишь очень позитивные и энергичные люди. И ещё очень много знающие, умеющие и, главное, влюблённые в эти заповедные места, чувствующие личную ответственность за их будущее.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

16