Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

20.04.2021 14:06 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 41 от 20.04.2021 г.

Танец души и сердца

Автор: Марина ЗЕЛЕНСКАЯ.

Двадцать лет на сцене – в апреле 2021 года юбилей празднует ансамбль народного танца «Яшма» Варьёганского сельского дома культуры. Два десятка лет – это целая жизнь для творческого коллектива.

История ансамбля началась в далёком 2001 году, когда в Варьёган приехал с Урала создатель коллектива, хореограф Николай Турунцев. Неожиданно для всех Николай Павлович в пятьдесят пять лет решился изменить налаженную жизнь – он работал директором дома культуры, руководил ансамблем танца. Дом, хозяйство, семья. Но всё-таки приехал на Север, как он говорит, «на разведку» по приглашению давнего друга Сергея Боровкова, который тогда работал в Новоаганском ДК «Геолог».

– В конце девяностых – начале двухтысячных и зарплату толком не платили, а у меня две дочери, их учить надо было, – вспоминает Николай Павлович. – Думал, ехать или нет, да ещё с работы не отпускали. В итоге решился. Приехал в декабре 2000 года. Сергей подсказал, куда обратиться, и я отправился к Маргарите Васильевне Шубиной, председателю комитета по культуре и кино. С собой привёз целый дипломат грамот и дипломов, даже от министра культуры СССР Екатерины Фурцевой, трудовую книжку взял. Предложила мне Маргарита Васильевна вакансию хореографа в Варьёгане, я согласился. Потихоньку прижился, семью перевёз, старшая дочь сейчас в Новоаганской школе работает, младшая в детском саду в Варьёгане. Жена трудилась учителем начальных классов, потом на пенсию вышла.

Уральскому хореографу жизнь в небольшом национальном селе поначалу казалась непривычной. Познакомился с директором клуба Вениамином Киселевым, втянулся в работу. Клуб ещё работал в старом здании, новое как раз строили, и помещения для занятий танцами не было. Поэтому первые репетиции проходили в школьном спортивном зале – Николай Павлович повесил объявления о наборе в коллектив, ходил по классам и приглашал всех желающих. Интересно было всем, и на занятиях спортзал был полон детей. Руководитель только удивлялся: мороз, на учёбу ходить не надо, а на танцы все приходят.

Постепенно выстраивался рабочий ритм, юных танцоров уже делили по возрастным группам. Помимо занятий с танцевальным ансамблем, Николай Павлович преподавал в школе ритмику в 1-4 классах. Но, конечно, основным его детищем был новый коллектив. Первое время работали без названия, а потом руководитель предложил воспитанникам взять название своего прежнего ансамбля – «Яшма».

Новое здание дома культуры сдали в июне 2001 года, к этому моменту у Николая Турунцева и его коллектива была уже готова концертная программа. Начинали с русских народных танцев: ансамбль изначально создавался как народный. Постепенно добавляли хореографию других народов. К изучению культуры коренных жителей Николай Павлович подошёл с присущей ему обстоятельностью – перечитал гору литературы, познакомился с музейными экспозициями, беседовал с местными жителями, изучал национальный фольклор. Так появились первые номера в национальном стиле.

– Программа была большая, танцев много, – рассказывает Николай Павлович. – Репертуар то и дело менялся. Поначалу костюмов практически не было, нам национальные костюмы музей отдал, потом сельская администрация. Бубны мы сами заказывали мастерам. Потихоньку собирали реквизит. Много национальных костюмов для нас пошила Валентина Александровна Шевченко, она в школе вела уроки труда. Не каждый наряд будет смотреться на сцене, а она знала, как правильно сделать: все её работы очень колоритные, смотрятся красиво, обработано всё правильно. Потом уже стали заказывать костюмы и обувь в других городах.

С аккомпанементом нам первое время помогал Виталий Гончаренко, за что ему большое спасибо. И огромная благодарность Сергею Боровкову – он перешёл работать в дом культуры Варьёгана, и мы тесно сотрудничали много лет: он и музыку подбирал, и аккомпанировал. Настоящий товарищ, на которого всегда можно положиться!

Особенность «Яшмы» в том, что в ансамбле танцевала молодёжь и старшие подростки. Было два основных состава: ребята из второго сейчас студенты, а первый, «золотой» – выступал более десяти лет, сейчас его участники уже взрослые, работающие люди с семьями. И, что приятно, девушки из первого состава «Яшмы» после рождения детей возвращаются в ансамбль и продолжают танцевать.

В 2007 году в «Яшму» пришёл молодой хореограф Сергей Шайхетдинов. Специфика ансамбля – народный танец – была ему понятна и близка: сам Сергей Ильясович с семи лет занимался народными танцами, ему было чему научить детей. Новый педагог создал коллектив-спутник, «Санки тувэт», разделив старший и младший составы ансамбля. В «Санки тувэт» собрали детей от 6 до 14 лет, а потом подростки переходят в «Яшму», которая работает как взрослый коллектив.

Репетиции проходили по-разному, в зависимости от возрастной группы: «Яшма» и старшая группа «Санки тувэт» занимались три раза в неделю, средняя и младшая группы – дважды в неделю. На уроках предусмотрены тренаж, разминка, хореография народного танца. Распределены упражнения на все группы мышц, элементы отрабатываются от простого к сложному, от медленных движений по нарастающей до высокого уровня. Юные танцоры буквально с полуслова научились понимать своего руководителя, оттачивая элементы и связки танца. Работали до тех пор, пока не свяжут номер в единое целое.

– Времени на подготовку уходило по-разному, ведь поставить номер и за неделю можно. Но мы должны его так отработать, чтобы он на сцене выглядел профессионально, – говорит Николай Павлович. – Каждое движение и каждую связку отрабатывали очень тщательно, по несколько раз. На репетициях не только работали над новыми номерами, но и повторяли другие из репертуара ансамбля.

«Яшма» получила признание не только в родном Варьёгане, где концертный зал всегда был полон. Ансамбль был частым гостем на мероприятиях и концертах в поселениях района, ездил на конкурсы в другие города и регионы страны. В обширном архиве ансамбля в сельском доме культуры хранится несколько увесистых папок с дипломами, грамотами, благодарственными письмами – перечисление всех наград займёт не одну страницу. В 2009 году коллектив получил звание народного ансамбля, в 2012-м подтвердил его. Что примечательно: дисциплина в ансамбле всегда была строгая, но танцоры и сами её не нарушали. В поездках, как вспоминает Николай Турунцев, всё было чётко: отрепетировали, выступили, поели, спать. С родителями воспитанников всегда был на связи, собирая их перед каждым конкурсом или поездкой, да и текущие родительские собрания проводил регулярно. Уважение друг к другу здесь очень много значит. И уже взрослые воспитанники бежали с работы на репетиции «к Палычу».

На вопрос, откуда черпали вдохновение для новых номеров, Николай Павлович отвечает просто:

– Мы люди культуры, и, если в общем разбираться, всё берём из головы. Я у людей интересовался, движения спрашивал. Один одно покажет, другой – другое, так и складывался образ танца. А ещё ведь с музыкой надо было связать, так что слушал, как и что поют. Это ж не русские пляски, совершенно по-другому нужно выстраивать номер. И вот так потихоньку стал всё собирать, монтировать, и получалась постановка. Многое советовали односельчане – оказывается, значение имеет и направление движения танца, и определённая позиция рук. Мелодии в основном напевные, в других районах Югры народный танец бывает более ритмичен, а для нас характерна плавность мелодии и движений. Номера больше ставили под музыку, а вот танец с бубном вообще без музыки, потому что этот инструмент самодостаточен и не требует сопровождения.

С 2014 года «Яшмой» руководит Сергей Шайхетдинов – молодой педагог пришёл на смену наставнику, который как раз тогда перенёс вторую операцию на сердце. Основные принципы остались неизменными: всё так же ценят дисциплину и справедливость, уважают друг друга и исполняют танцы разных народов.

Эпидемиологическая ситуация изменила привычный ритм работы ансамбля – с марта прошлого года занятий у коллектива не было. В сентябре 2020 года репетиции возобновились у солистов и старшего состава «Яшмы». А вот младших воспитанников Сергей Ильясович пока не собирал – с ними нужно работать группой, иначе у детей интерес пропадёт. Со старшими занятия продолжаются сольно либо в малых группах. Как говорит руководитель, планов много.

– Перед карантином мальчиков набрал – пять человек от шести до восьми лет – хочется их подготовить. Как только разрешат групповые занятия, сразу их соберу репетировать, – говорит Сергей Ильясович.

В современном мире работать не в пример проще, в частности, с подбором материала. Появилось очень много книг, если раньше музыку искали где только можно, сейчас всё легко отыскать в Интернете. Можно посмотреть видео или включить подборку и найти мелодию для дуэта, для массового исполнения или для солиста, причём в исполнении именно того оркестра, который играет созвучно образу номера и согласно замыслу хореографа. Вообще, индивидуальный подход в ансамбле очень распространён – каждый номер, мелодию, даже движение Сергей Ильясович подбирает для конкретного человека.

Сейчас в коллективе занимаются почти сорок человек. Несмотря на все ограничения, готовятся к конкурсам, работают над новой программой и ждут возобновления занятий в прежнем режиме.

– Все наши постановки пропускали через сердце и ставили с душой, – подводит итоги Николай Турунцев. – Каждое движение пропитано любовью – к музыке, танцу, любовью к детям. Потому что иначе лучше вообще не делать. Наши воспитанники это чувствуют и в каждом танце выкладываются на сто процентов!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

56