Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

22.06.2021 14:38 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 65 от 22.06.2021 г.

Спасибо, отец, за мирную жизнь

Автор: Михаил РУДАКОВ.

О военном времени у Евдокии Петровны остались детские воспоминания. Как провожали осенью 1941 года отца на фронт. Как нёс он на руках среднего брата Алексея, которому было два года. Рядом с отцом шла мама, а следом за ними спешила четырёхлетняя Евдокия…

Большая часть жизни Евдокии Максимовой связана с городом: на протяжении 27 лет была директором средней школы номер восемь. А родилась она в Сосниной, жила до войны в деревне, здесь прошли первые шесть лет её жизни. Мы встретились с Евдокией Петровной и попросили поделиться своими воспоминаниями.

Отец Пётр Иванович Перемитин родился в этих местах в 1916 году. Получается, что он был ровесником деревни. Его родители переехали сюда из Томской губернии. Следом за ними потянулись родственники. Обосновались вблизи дровяной пристани, начало которой положил их земляк по фамилии Соснин.

В довоенные годы деревня считалась зажиточной. Здесь действовал колхоз. Были лошади и крупный рогатый скот. Появилась собственная звероферма. Действовала даже собственная маслобойка. На противоположном берегу Оби сеяли овёс и рожь, в окрестностях заготавливали древесину и отправляли её вниз по Оби на плотах. Ловили рыбу в реке и её протоках. В 1941-м в этот устоявшийся ритм жизни вторглась война.

На фронт мужчин стали призывать осенью. А первые месяцы войны запомнились сильным наводнением. Стихия отступила лишь к началу августа, однако земля так и не высохла. Заготовить впрок, до следующего года, мало что смогли. Тяжёлым стал следующий, 1942-й, его потом назовут самым голодным за всю военную пору. На плечи женщин и детей, оставшихся в тылу, легли в это время тяжёлые испытания.

Похоронка на отца пришла в начале 1942 года. Он на протяжении одиннадцати дней пролежал на земле у самой линии фронта. Армия пошла в наступление под Москвой, однако немало защитников её, получивших ранения, остались лежать в местах недавних боёв. Когда Петра Ивановича привезли в госпиталь, у него началась гангрена. Спустя месяц в этом же госпитале он скончался. Незадолго до этого его увидел там земляк, которого комиссовали. Подошёл, спросил, что передать родным...

– Я помню, как принесли эту похоронку, – продолжает Евдокия Петровна, – маленькая была, но тот день остался в памяти. Мама ушла в соседнюю комнату, а меня спрашивает бабушка: «Что она там делает?» – «Плачет», – ответила я, ничего тогда ещё не понимая.

Мысль о том, где же находится могила отца, по словам Евдокии Петровны, не оставляла её потом многие годы.

– Мы ведь не знали, где он похоронен, – вспоминает наша собеседница, – и вот только в наше время, когда появился Интернет, судьбу его смог отследить внук. Он и узнал, что прах моего отца покоится на территории мемориального комплекса, расположенного в городе Дзержинском, это рядом с Москвой.

На этом месте и побывал внук, возложил цветы от Евдокии Петровны. Чуть позже поклонился его памяти и близкий родственник семьи Перемитиных-Максимовых, он живёт ныне в городе Стрежевом.

– Когда была ещё жива мама Зоя Егоровна и когда были с ней проездом в Москве, то решили сразу же пойти к Могиле Неизвестного Солдата. Подумали тогда: эта могила и станет местом, где можно преклонить колено перед памятью Петра Ивановича. Ведь он погиб, как и этот солдат, защищая нашу столицу. Я тогда очень сильно испугалась, видя, какие переживания нахлынули на маму, – делится Евдокия Петровна, – она будто бы даже изменилась в лице.

Фотографий, на которых запечатлён отец, не осталось. В 1944 году землянку в селе Нижневартовском, в которой жили потом Перемитины, затопило. Вода попала в сундук и уничтожила снимки. Так пропали самые дорогие семейные реликвии.

– Я потом долго искала, у кого из нашей многочисленной родни сохранился хотя бы один снимок, – рассказывает Евдокия Петровна, – расспрашивала тётушек и их детей, живущих в Томской области. И всё-таки отыскала три года назад фотографию. Теперь копия этого снимка, сделанного перед самой войной, есть и у меня: отец запечатлён на фотографии вместе с братом.

С детских лет сохранились у Евдокии Максимовой обрывки воспоминаний: за год до войны отец стоит в обласке в шинели, в которой недавно вернулся из армии. В памяти даже остался его голос. Каким же было родное лицо, напомнил этот снимок, который искали семь десятилетий.

Из четверых братьев Перемитиных домой вернулся только младший из них – Яков, он недолго потом пожил. Евгений Иванович погиб под Сталинградом, Иван Иванович пропал без вести. Имена всех братьев Перемитиных сегодня выбиты на обелиске землякам – участникам Великой Отечественной войны, установленном в Сосниной, есть они и на городском мемориале Победы.

– Каким был День Победы в 1945 году я, наверное, уже не вспомню, – замечает Евдокия Максимова, – но в памяти всплывает такой момент: осенью в село Нижневартовское вернулся с войны мамин дядя, а мама, взяв меня за руку, спешит к нему. Он первый увидел её из окна, вышел во двор, чтобы встретить. Мама бросилась к нему на шею и горько-горько заплакала.

Говоря о войне, Евдокия Петровна отмечает: нельзя ни в коем случае забывать о тех, кто трудился в тылу – женщинах и детях. На их долю выпали не менее тяжёлые испытания, чем бойцам на фронте.

– На той войне погибли близкие люди, – отмечает Евдокия Петровна, – и нет, наверное, такой семьи в нашей стране, где не знали бы горя. Об этом должны помнить потомки. Знать, кому они обязаны своей нынешней жизнью. Ради памяти о самых дорогих людях, испытавших ужасы войны и не доживших до Победы…

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

21