Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

19.11.2022 11:36 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 129 от 19.11.2022 г.

Найдите рифму к слову «корневатик»

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Аганский центр национальных промыслов и ремёсел и краеведческий музей снова начали принимать гостей из ближних городов и посёлков нашего округа. О том, как будут встречать туристов, рассказывает директор Центра Марина Айпина.

– Марина Михайловна, вы работаете с «Пушкинской картой»?

– Да, конечно, начали активное сотрудничество с нашей средней школой, то есть с учениками, которые имеют эту карту, мы приглашаем их на мероприятия, что размещены на сайте Центра. Сейчас их пять: две экскурсии и три мастер-класса, но мы их постоянно обновляем.

– Недавно в стране прошла «Ночь искусств». Она коснулась вашего Центра?

– Обязательно, мы постоянно её проводим. Нынче была фольклорная программа: аганцы посмотрели национальные сказки, легенды, послушали стихи и песни. У нас прошла выставка татарских, казахских, мансийских и ненецких национальных костюмов. Слушатели узнали, из чего и как шьют эти наряды. Я рада, что в этом мероприятии участвовали многие жители нашего посёлка.

– К вам они часто приходят?

– Довольно часто, ещё мы приглашаем к себе старожилов, активных участников всех мероприятий, привлекаем многодетные семьи. Скажу так: Центр открыт для всех. Если человек захочет узнать, чем мы здесь занимаемся, он обязательно придёт.

– Вы участвуете в конкурсах народного творчества?

– Да, и уже подали заявку на окружной смотр деятельности этнокультурных центров муниципальных образований ХМАО – Югры, а также будем участвовать в районном конкурсе «Лучшая практика в сфере организации туризма на территории городских и сельских поселений». Ждём результатов. А ещё есть конкурс «Что делают женщины». Известно, что многие югорчанки изготавливают изделия из меха, бисера. В нашем Центре они умеют всё или учатся. «Домашние» женщины занимаются любимым делом для себя, в своё удовольствие. В Агане они вяжут красивые вещи.

– А кто у вас мастер на все руки? Вы «потеряли» Татьяну Уколову, о которой часто писала наша газета. Кто её заменил?

– Мы Татьяну не потеряли, она часто наведывается к нам из Мегиона, мы просим её совета, она охотно помогает, заказывает продукцию для Мегионского краеведческого музея, где работает. У нас дружеские отношения с этим мастером, она привозит к нам свои вещи на реализацию.

Что касается вашего вопроса, то отвечу так: я рада, что у нас появилась молодая мастерица Валентина Яскевич, дочь известного в районе мастера Лидии Яскевич. У Валентины есть желание заниматься творчеством, она вместе с мамой работает над изделиями из меха и бересты. У Валентины получаются очень привлекательные вещи из бисера. Она работает в Центре всего лишь третий месяц, а её мама – со дня основания.

– Марина Михайловна, вы думаете о смене?

– Да, у нас уже есть такие кандидатуры – две школьницы, которые постоянно занимаются с мастерами. Они говорят о том, что хотят получить специальное образование, чтобы работать в Центре. Это будет наша смена, а значит, Центр не закроется ни на один день.

– Как вы появились в Агане?

– Я здесь родилась и выросла. Мой отец Михаил Сидорович Тырлин – потомственный охотник и рыболов, он всегда перевыполнял план по добыче рыбы. Помню, по осени, когда заканчивался сезон, он получал зарплату и покупал много фруктов и сладостей. Нас было четверо детей, а значит, и много радости от таких гостинцев.

Мама Галина Котевна Покачева – мастер России, она много лет работала в музее, участвовала в конкурсах, восстанавливала утраченные технологии по изготовлению утвари, одежды и плетению циновок. Мама была сиротой, росла у бабушки, рано научилась шить и стала мастером на все руки: и чувал сделает, и рыбу поймает, и корневатик сплетёт, и семью оденет, и топорище изготовит. Сколько помню, мама никогда не сидела без дела. Правда, сейчас она бисером не занимается, но шьёт одежду, вяжет, плетёт корневатики.

– Потом вы из леса переехали в Аган?

– Да, мы, дети, пошли в школу, родителям здесь дали дом в 1987 году. Переехали, потому что в районе стойбища появились нефтяники. Семья перебралась в посёлок, отец пошёл работать на стройку, а мама трудилась в совхозе на рыбоучастке.

– А вы учились в школе.

– Да, это была девятилетка, она находилась вот здесь, в этом Центре ремёсел, я два года жила в интернате при школе, а потом уже с родителями.

– Каким остался в памяти старый Аган?

– Помню Береговую и Советскую улицы, а ещё – Нижний край, как его называли. Это за болотцем, внизу Агана был такой старый посёлок. Здесь жили русские, татары, коренные жители Югры, приехавшие со своих стойбищ. У людей было подсобное хозяйство, они разводили лошадей, коров, свиней. Хлеб пекли здесь, в пекарне, и мы, дети, ещё с двух часов дня занимали за ним очередь, хотя продажа начиналась с пяти. Не знаю почему, но у нас была такая привычка. Наверное, чтобы поиграть на свободе. В то время мне казалось, что людей в посёлке было больше, чем сейчас. Тогда по реке ходила «Заря» из Сургута до Варьёгана, вот мне и кажется, что людей на берегу собиралось много, чтобы встретить теплоход. Парни играли на гитарах, все улыбались, кого-то встречали, провожали. Шумно было, весело!

– А что дальше?

– Я уехала учиться в Лангепас, но вскоре вышла замуж и перебралась в Варьёган, где двенадцать лет работала экскурсоводом в краеведческом музее. Мне удалось привлечь к нему внимание детей из Новоаганска и Радужного, они часто приезжали группами на экскурсии. В 2008 году моя семья вернулась в Аган, здесь Фёкла Семёновна Бондаренко позвала меня в Центр ремёсел на должность заместителя директора. С тех пор занимаюсь музейным делом в родном посёлке.

– Марина Михайловна, что теперь представляет собой Аган?

– Это уже современный посёлок с большой средней школой, прекрасным детским садом, домом культуры, больницей и, конечно, со своим музеем и Центром ремёсел.

– Я была в музее во время генеральной уборки.

– Туда нужно сходить и посмотреть, каким он стал после ремонта. Там находятся экспонаты, которые собирала Фёкла Семёновна со своими единомышленниками. Многие вещи уникальные, потому что подобных уже нет нигде. Быть может, даже в целом мире. Например, корневатиков, изготовленных ещё в начале XIX века. Есть и оленьи упряжки. Мы стараемся всё сохранить, а некоторые вещи даже не разрешаем трогать руками: это раритет. С этих экспонатов мы снимаем копии. Знаете ли вы, что со временем были утрачены секреты плетения циновок? Восстановили их наши мастера, как и плетение корневатиков. Да, ещё этим мастерством владеет варьёганка Полина Казамкина. Вот так! В прошедшие праздничные дни в музее побывали экскурсанты из Нижневартовска и Лангепаса, а также аганцы целыми семьями.

Знаете, что особенно важно? В музее собраны уникальные вещи аганцев, теперь их рассматривают внуки и правнуки. Когда рассказываешь детям, откуда поступили экспонаты, они удивляются и делятся своими впечатлениями с товарищами.

– У вас в Центре ремёсел есть сувенирная лавка.

– Сюда часто заглядывают аганцы и туристы. Мы разместили на своём сайте каталог продукции мастеров, так что выбор сувениров и полезных вещей здесь довольно богатый. А ещё к нам обратились сотрудники «Славянского двора» из Нижневартовска с просьбой изготовить телегу. Наши умельцы выполнили этот заказ.

– И ваши «зайцы» украшают Зайцеву Речку.

– Мы с ними нынче поздоровались там, было приятно видеть фигурки при въезде в поселение, у школы и дома культуры. Мы стараемся помочь всем, кто к нам обращается. Вот наступает зима, значит, снова вспомнят об унтах. Их шьют мастера-надомники. Кстати, раньше этим занимались люди старшего поколения, а сейчас их опыт переняли молодые.

– А что вы умеете делать своими руками?

– Могу работать с берёстой, обработать корни кедра, которыми оплетают берестяные куженьки и рыболовные мордушки. Раньше корень кедра заменял бечёвку. Могу работать с бисером.

– Вы ждёте туристов?

– Мы их всегда ждём. Сейчас разработали новую экскурсионную программу. У нас на территории музея уже были гости из Лангепаса, мы рассказывали им сказки и легенды народов Севера, развлекали песнями и танцами. И, конечно, угощали пирогами, ухой и травяным чаем.

– Аганцы уходили в лес за ягодами. С чем вернулись?

– В этом году природа дала себе волю и щедро нас одарила. Например, я никогда не собирала столько черники – больше ста литров! Все ягоды сочные и крупные. К сожалению, нынче не было морошки – она вся «ушла» в Варьёган, там люди собирали да радовались. С черники перешли на бруснику, потом на клюкву. Люди реализовали лишние запасы в соседние города. Был урожай кедрового ореха. В прошлом году орехи были полупустые, а сейчас просто благодать.

– Кедр даёт урожай раз в четыре года?

– Помню, отец говорил, что раз в двенадцать лет.

– Как я поняла, Аган неплохо провёл осень?

– Осень вообще была замечательная, сухая, золотая и красивая.

– Теперь нужно ждать Нового года?

– В декабре мы обязательно поедем в Ханты-Мансийск на праздник местных товаропроизводителей, чтобы реализовать свою продукцию. Конечно, повезём ягоды и орехи. А Новый год… Мы во время зимних каникул работаем без выходных. Этот праздник не обходится без подарков, поэтому подготовим их для ребятишек, которые будут активно участвовать в утренниках.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

24