Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

12.04.2022 14:50 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 38 от 12.04.2022 г.

Отпуск «Зари» подходит к завершению

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Не так просто попасть сейчас на теплоход «Заря». Для этого пришлось даже вступить в переговоры с руководителями речного порта, где стоит на приколе главный пассажирский «корабль» района. На проходной мы так объяснили свой визит: хотим увидеть, как перезимовал теплоход и как готовится к навигации, к тому же и капитан со своей командой уже пригласили нас на борт.

Мы подошли к стапелям, на которые поднимали теплоход по завершении его сезона плавания в Ларьяк. О перемещении на воду ещё рано говорить: поверхность её покрыта льдом. Судя по внешнему виду теплохода, можно сказать, что «отпуск» у него завершился и он готовится к навигации. Сразу видно: за хорошим состоянием «Зари» команда следит постоянно.

ЗНАКОМСТВО С КОМАНДОЙ

У сходней, ведущих в капитанскую рубку, нас встретила овчарка. Приняла дружелюбно и сразу же повела за собой. Вот уже и капитан Ришат Амиров вышел навстречу, а следом за ним и его помощник Сергей Захаров. Собственно говоря, команда была в сборе. К началу навигации к ней добавится ещё кассир. К тому времени из Ханты-Мансийска приедет вторая, сменная команда. Направят её с главной базы «Северречфлота» – ларьякский маршрут обслуживает эта судоходная компания.

Знакомимся сначала с псом. Да и как вообще можно без него на «Заре»? Добрая и сообразительная собака на судне – это традиция, закрепившаяся у речников и мореманов. Правда, овчарка Зося выходит в плавание только в первом рейсе. Её оставляют на ларьякском берегу, а по завершении навигации возвращают в город. В дальнем селе собака живёт под присмотром друзей.

ЛАРЬЯК ЖДЁТ!

Ришат Маратович и Сергей Владимирович говорят о Ларьяке с особой теплотой. Появлению теплохода там всегда рады. Первый рейс в навигацию для местных жителей вообще становится праздником: теплоход встречает на причале половина села. По завершении сезона плавания также подтягиваются к «Заре» всем миром, говорят благодарные и напутственные слова.

До нового сезона осталось чуть больше месяца. В свой первый рейс теплоход отправится сразу, как завершится ледоход на Вахе. Обычно он позднее случается, чем на Оби. Хотя бывало и так, что уходила «Заря» в рейс раньше, чем обычно.

– Однажды мы прибыли в Ларьяк 9 мая, – рассказывает Сергей Захаров. – Для жителей села это был двойной праздник: встретили День Победы, а потом поспешили на берег, чтобы дождаться нашего прибытия.

НАСТРОЕНИЕ РЕКИ

Вах, по словам капитана, только на первый взгляд кажется спокойной и степенной рекой. Ходить по ней могут только опытные речники. Они знают, каким коварным может быть Вах: он постоянно меняет русло, особенно на участках, где идут по протокам. Эти рукава могут неожиданно обмелеть за время навигации.

– За обстановкой постоянно следит служба путей сообщения, – отмечает Ришат Амиров. – На своём катерке её сотрудники регулярно проходят по участку пути от Охтеурья до Ларьяка: делают замеры глубин, ставят новые береговые знаки, убирают прежние. О ситуации на реке нам сообщают диспетчеры. О «настроении» реки мы знаем перед каждым выходом в рейс, но полагаемся и на собственный опыт. Ведь случается, что информация, которой владели тогда, устаревает.

КАК СТАНОВЯТСЯ КАПИТАНАМИ

За штурвал теплохода Ришат Амиров встанет уже в шестой раз. С рекой же, по его словам, связана вся жизнь. В пору детства по Оби в пределах города ходило много «кораблей», причём двигались они, как по большой дороге – в обе стороны. В ту пору Обь была главной кормилицей города: по ней везли грузы. Железную дорогу до Нижневартовска протянули не сразу, автомобильную – со сквозным сообщением с большой землей – открыли и того позже.

Речники были в числе главных героев у местных мальчишек. Вот и Ришат Амиров со школьной скамьи мечтал о такой профессии. С шестого класса занимался в клубе юных речников, действовавшем в старом Вартовске, да так увлёкся романтикой дальних странствий, что ни о каком другом выборе и думать не хотел. После школы поступил в Омское речное училище.

– Нас готовили в те времена как универсальных специалистов, – вспоминает Ришат Маратович. – Мы осваивали будущую специальность, связанную с судовождением, но при этом нас учили тому, что необходимо знать механику-мотористу.

В СВЯТАЯ СВЯТЫХ

Проходим дальше по салону теплохода. Он сейчас выглядит так, как будто в нём ведётся ремонт: часть сидений снята, повсюду расставлены открытые ящики с разными инструментами.

– Чиним сейчас по мелочам, – отмечает помощник капитана Сергей Захаров, – чтобы во время навигации никаких поломок у нас не было. Как потеплеет на улице, займёмся покраской корпуса нашего теплохода.

Сергей Владимирович присоединяется к капитану и идёт с нами в «хвост» – в моторный отсек. Во время навигации сюда могут зайти только члены команды. Нам, можно сказать, повезло: побывали в святая святых.

В центре отсека видим немецкий двигатель. Прежде на его месте был отечественный дизель, установленный ещё в советское время, но за годы эксплуатации он устарел. В наше время такие двигатели не выпускают, поскольку мал сейчас пассажирский флот, приходится искать аналоги за границей.

– Комплектующие для него привозили из Европы, – комментирует капитан. – Как теперь будут организованы их поставки, мы не знаем. Но, думаю, наша судоходная компания найдёт выход: есть ведь хорошие поставщики из других регионов мира. В нынешнюю же навигацию мы обеспечены всем необходимым.

ВОЗРАСТ ДЛЯ «ЗАРИ» НЕ ПОМЕХА

В Нижневартовске теплоход работает давно. Прежде он доставлял пассажиров из Тобольска и Ханты-Мансийска. Когда прибыл своим ходом уже в наши края, возил сотрудников местного молочно-товарного совхоза на работу и обратно. На ларьякский маршрут эта «Заря» вышла шестнадцать лет назад.

– Я помню, как шли на ней из города: заходили в устье Ваха и поднимались потом 14 часов вверх по реке, – рассказывает Сергей Захаров. – В том, что со временем маршрут стал короче, выиграли все. Теперь надо меньше запасать для рейса горюче-смазочных материалов. И местные жители экономят в дороге половину дня.

За те сорок лет, что эксплуатируется теплоход, он, по словам речников, так и не «состарился». Инженеры, которые разрабатывали эту модель, учли, что разные элементы в его конструкции можно со временем обновлять. Такой подход выдержал проверку временем. Неоспоримы преимущества «Зари». Такой теплоход может ходить по рекам с малыми глубинами. В таких условиях работы он просто незаменим. «При хорошем уходе он может ещё долго служить», – отмечает капитан.

ПЕРВЫЙ РЕЙС, КАК ПРАЗДНИК

Перед навигацией, по словам Ришата Маратовича, ещё поступит приказ о полном «вооружении» ходовой техникой. Тогда и наступит самый ответственный момент в подготовке к сезону плавания.

– Когда мы работаем в сезон плавания, – делится капитан, – часто думаем о том, что вернёмся домой, на берег. Когда же «зимуем», мечтаем о водных просторах. Совсем скоро выйдем в первый рейс. Для нас он, как и в прежние годы, станет настоящим праздником.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

36