Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

30.04.2022 10:44 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 46 от 30.04.2022 г.

Поклонимся великим тем годам

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Уже второй год Большетарховская школа является филиалом Излучинской общеобразовательной школы № 1. Но на фоне таких изменений она сохранила своё имя и давние традиции. Школа в Большетархово по праву гордится своими выпускниками: многие из них стали достойными людьми.

В этом году школу заканчивают шесть одиннадцатиклассников. Совсем скоро они будут определять жизненную стезю. Выбор этот непрост, так как пока сложно понять свою роль в обществе.

Определяющую роль здесь играют уроки истории Отечества. Многое зависит от педагога: какие патриотические чувства он смог воспитать в своих учениках. Часто за примерами обращались к событиям Великой Отечественной войны. Цена Победы была высока.

Что знают сегодняшние школьники о той войне? Какой она им видится по прошествии семидесяти семи лет после окончания? Об этом поговорили с выпускниками.

Уроки истории у них ведёт Дмитрий Новосельцев, в недавнем прошлом тоже ученик этой школы. Отучившись в Нижневартовском педагогическом университете и став дипломированным специалистом, он вернулся в село. Трудится в родных стенах уже шестнадцать лет. Для хорошего и состоявшегося педагога это немало.

КАК ИЗУЧАЕТСЯ СЕГОДНЯ ИСТОРИЯ

История Великой Отечественной войны изучается сегодня в десятом классе, а в выпускном уже рассматриваются все послевоенные события. Тем не менее о Великой Победе учитель говорит своим воспитанникам постоянно. Сейчас особенно важно помнить о тех давних событиях. Мир развивается непредсказуемо, и очень важно на фоне нынешних стремительных событий не потерять свои корни и историческую память.

– Современное общество диктует свои условия, – соглашается Дмитрий Николаевич, – нынешним школьникам сложнее в нём определиться. Им непросто разобраться в событиях прошлого, особенно когда речь идёт о Великой Отечественной войне.

Прежде, по словам педагога, тема войны была тесно связана с семейными историями. О тех трагических и тяжёлых днях рассказывали дома. Поэтому с детства знали о цене, которую заплатил советский народ за свою Победу.

К теме Победы вообще было трепетное отношение. Оно формировалось благодаря фильмам и книгам о войне. Искусство вообще сыграло особую роль в сбережении памяти о Великой Победе. Современным же школьникам произведения о войне понять сложно.

– Нынешнее поколение привыкло к иному ритму жизни, где немалую роль играют комфортные условия, – продолжает учитель, – поэтому им трудно представить те ужасы, которые люди испытали в годы Второй мировой.

У школьников нет сегодня опыта личного общения с родственниками старшего возраста, помнившими войну. Многие из близких ушли из жизни. Подросткам сложно объяснить, в каких нечеловеческих условиях воевали люди на фронте, как трудились в тылу, отдавая все силы во имя Победы, или как советские граждане пережили оккупацию на тех территориях страны, где хозяйничали гитлеровская армия и её союзники. Немало людей оказались в плену, были угнаны на работу в Германию или находились в концентрационных лагерях.

КАК ОЦЕНИТЬ СОБЫТИЯ ТОЙ ВОЙНЫ

Победа в Великой Отечественной войне, по словам Дмитрия Новосельцева, воспринимается всеми нами как священная, потому что в мире никто не понёс таких жертв, как советский народ. Сражения, которые развернулись у нас, стали решающими в ходе всей Второй мировой войны. И здесь не может быть каких-либо споров.

На уроках истории сегодня также рассказывается о событиях, связанных с репрессиями в отношении целых народов. Здесь речь уже идёт об оценке политического режима, который сложился при Сталине. В Большетархово как раз в то время оказались финны, калмыки, поволжские немцы. Их сослали сюда, на Север. Об этих трагических страницах ни в коем случае нельзя забывать. Тем более, что в селе живут потомки тех людей. Здесь важнее увидеть и понять события через судьбы близких. О тех годах сегодня напоминают старые снимки в семейных альбомах.

Краеведческая тема вообще изучается отдельно. Тогда появляется возможность сказать слово о тех жителях округа и района, кто ушёл на фронт и остался навсегда лежать на полях сражений, или о тех, кто вернулся домой. Имена земляков – участников войны – написаны сегодня на плите сельского памятника, о них рассказывает стенд, оформленный учителем истории вместе с учениками.

– Когда мы изучаем события войны, обращаю внимание, что историю нельзя оценивать однозначно, – делится педагог, – нельзя сказать, что одно время было хорошим, а другое плохим. Не были идеальными и руководители государства. В том, что в тот или иной период они выстраивали политику именно так, были свои причины.

В любом случае, отмечает Дмитрий Николаевич, изучение истории Великой Отечественной войны ведётся на основе школьной программы. Книги, которыми пользуются сегодня ученики, написаны историками, и оценка событий дана в пособиях объективно.

ЧТО ДУМАЮТ О ТОЙ ВОЙНЕ ШКОЛЬНИКИ

– Война – это всегда страшно, – считает одиннадцатиклассница Кристина Щербак, – даже представить невозможно, что вынесли на своих плечах советские люди. Те, кому суждено было уцелеть и дожить до наших дней, рассказывали о том времени. И то, чем делились они с нами, было тяжело воспринимать.

В семье Кристины о войне знают не понаслышке. О тех днях рассказывала прабабушка, которая жила на Украине, в Черкасской области.

– Имя у неё было еврейское, – отмечает Кристина. – Из-за своего происхождения и пришлось испытать унижения от захватчиков. Когда прабабушка говорила о том времени, то отмечала: выстоять в войне советские люди могли только благодаря сплочённости.

К теме Великой Отечественной войны в школе обращаются не только на уроках истории, но и литературы. Недавно старшеклассники знакомились с повестью белорусского писателя Василя Быкова «Сотников». Трагическая и пронзительная история не оставила их равнодушными.

– В произведении рассказывается о двух разных людях – Сотникове и Рыбаке, – делится Кристина. – Рыбак помогал своему товарищу, когда воевали, не бросал его в беде. Но когда оба оказались в плену, Рыбак предал сослуживца. Испугался смерти. Сотников же отказался перейти на сторону врага и предпочёл смерть. Сложная книга. Она повествует о выборе человека на войне, о том, как он ведёт себя перед лицом смерти. Но даже в таких условиях человек должен сохранить своё лицо.

Одноклассник Кристины Александр Мамаев отметил, что победить в той страшной войне советские люди смогли благодаря патриотизму.

– Многие, кто воевал на фронте, понимали: они защищают матерей, жён и сестёр, детей, которые ждут их возвращения, – отметил Александр, – и если солдаты не защитят свою Родину, то и дома у них не будет.

Сашиного прадеда Якова Васильевича Сигильетова призывали из Ларьяка. Сражался на Волховском фронте, защищал Ленинград, дошёл до Берлина, вернулся домой. В семье всегда помнили о нём, хранили пожелтевшие военные снимки.

Нынешняя молодёжь должна знать о войне, считает Александр Мамаев, помнить о людях, которые ценой собственной жизни защитили Родину. Они отстояли будущее нашей страны. И об этом потомкам забывать нельзя!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

13