Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

23.07.2022 10:58 Суббота
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 79 от 23.07.2022 г.

Урок на языке предков

Автор: Михаил РУДАКОВ. Фото Михаила ПЛЕЦКОГО.

Разговор с директором Варьёганской общеобразовательной школы Светланой Антроповой мы начали с воспоминаний об Удмуртии. Душевная атмосфера малой родины помогла в своё время Светлане Леонидовне освоиться на новом месте. Постепенно перешли к тому, как выстроена в школе учебная и воспитательная работа. И всё время отмечали: сельская школа уникальна, здесь преподают языки народа ханты и лесных ненцев, развивают традиции коренных жителей Севера.

– Конечно же, я знаю это приветствие – «Зечбур!», ведь на родном языке я говорю с детства, – оживилась Светлана Леонидовна. – В Граховском районе Удмуртской Республики, где прошло детство и где я начинала работать, проживали представители многих национальностей: удмурты, русские, чуваши, марийцы, крещёные татары. Я росла с осознанием того, что все они живут по соседству, с интересом впитывала их культуру. С традициями и обычаями мы знакомились на уроках в школе. С таким открытым и доброжелательным отношением к людям я приехала на Север. И это помогло мне освоиться на новом месте.

На родине окончила педагогическое училище в городе Можга и Удмуртский государственный университет. По первой специальности я учитель начальных классов, по второй – преподаватель истории и обществознания. В Варьёган приехала в 2011 году, спустя несколько лет уже работала заместителем директора школы по методической работе, а в 2019 году меня назначили директором.

– Каким увидели село Варьёган, когда приехали?

– Сразу же отметила для себя, что приехала в мир, где коренные жители говорят на языках уральской языковой семьи. Удмурты и ханты объединены одной финно-угорской группой, а ненцы – их дальние родственники. Поэтому в первое время, когда слышала, как говорят коренные жители, искала в их речи схожие слова.

Помню первое впечатление, когда пришла в эту школу. У входа увидела мемориальную доску с именем выпускника Альберта Казамкина, погибшего в ходе боевых действий на территории Чеченской Республики в 1995 году. Поняла, что в этих стенах чтят не только традиции коренных народов, но и берегут память о жителях этих мест.

О прошлом села, района и округа я узнавала из книг. Чуть позже, познакомившись ближе с односельчанами, коллегами, стала от них узнавать об истории Варьёгана. С интересом посещала национальные праздники, устраиваемые в школе, особенное впечатление произвёл на меня фестиваль родов – хантыйских и ненецких. Сельские и районные национальные праздники, которые проходили в Варьёгане, посещали всей семьёй.

В первые годы работы в этой школе я вела классное руководство. Через детей узнавала родителей. Обратила ещё тогда внимание: коренные жители воспитывают на собственном примере, с малых лет прививают детям уважение к старшим, к труду.

– А сколько в школе учеников и педагогов?

– В коллективе трудятся 70 человек, из них 35 – педагоги. В 2021-2022 учебном году у нас занималось 108 школьников. В первый класс тогда приняли 18 учеников. В 9 классе у нас учились 11 человек, а 11-й окончили трое. Интересно, что выпускниками школы были на этот раз девушки, а в прошлом году – только двое ребят.

Число наших учеников остаётся стабильным из года в год. Из Варьёгана мало кто уезжает. Для коренных жителей – это родные места, люди здесь остаются жить и после окончания школы. У нас учатся дети представителей коренных народов Севера, проживающие в Новоаганске: их родители считают, что ни в коем случае нельзя отрываться от корней, а в Варьёганской школе преподаются предметы национального цикла. Во время учебного года в нашем интернате находятся дети коренных жителей, их родители постоянно живут на стойбищах.

– Светлана Леонидовна, как в школе организовано изучение языков народа ханты и лесных ненцев, как преподаётся краеведческий материал?

– Занятия по языкам ведут их носители. Это опытные и, я бы сказала, уникальные учителя: языку лесных ненцев учит Валентина Вальчевна Комарова, хантыйскому языку (сургутскому диалекту) – Тамара Гордеевна Казамкина. Работают они по своим авторским программам. С нетерпением ждём, когда будут изданы учебники. Добиваемся, чтобы им помогли издать учебники. Тогда занятия не будут факультативными, а будут проводиться для детей коренных жителей в рамках основной учебной программы.

Сложность заключается в том, что у детей представителей коренной национальности отсутствует языковая среда: дома не говорят на родном языке. Педагогов я прошу, чтобы во время занятий больше говорили на национальных языках: пусть дети пытаются сами понять, о чём идёт речь.

Краеведческий материал используется на уроках по многим учебным предметам – истории, географии и литературе, в 10 классе в учебной программе выделен один час в неделю на изучение истории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Наши дети пишут работы об истории улиц родного села, рассказывают об истории рода, к которому принадлежат. В школе оформлены стенды, посвящённые местным хантыйским и ненецким родам: Айваседа, Иуси, Казамкины, Сардаковы, Айпины.

У нас часто бывают известные люди, наши знаменитые земляки-односельчане: писатель и общественный деятель Еремей Айпин, почётный гражданин Нижневартовского района Павел Айваседа. В гостях у нас бывали писатели Юрий Вэлла, местный краевед и сказитель Владимир Айваседа – с их уходом из жизни мы будто потеряли целый мир.

На уроках технологии дети знакомятся с национальными ремёслами. Для школьников проводятся занятия, в ходе которых они осваивают навыки охотника и рыболова. Работают также кружки для мальчиков (по изготовлению сувениров) и девочек (по изучению национального орнамента, пошиву национальной одежды).

После уроков в спортивном зале проводятся занятия по национальным видам спорта под руководством тренера Александра Фальченко.

– Чем живёт Варьёганская школа в летнее время?

– В эти дни завершилась вторая смена пришкольного детского лагеря. В июле он принял тридцать воспитанников. Часть старшеклассников занята сейчас на работах по благоустройству школы и села. Специалисты учреждения дополнительного образования «Спектр» сформировали из них три бригады, каждая из которых трудится в течение месяца. Школьники работают ежедневно по два часа, за исключением выходных, их труд оплачивается.

В этом году у нас не будет капитального ремонта, запланированы мелкие работы по сантехнике и электрике.

– Какие специальности выбирают ваши выпускники?

– После девятого класса ребята, как правило, подают документы в строительный колледж или нефтяной техникум. Девушки выбирают для себя специальности бухгалтера или технолога общественного питания. Один из выпускников прошлого года пошёл после школы в армию, а второй поступил в Сургутский госуниверситет на специальность, связанную с цифровыми технологиями. Выпускницы 2022 года подали документы в медицинское училище, в социально-гуманитарный колледж.

– Какое напутствие обычно даёте выпускникам?

– Чтобы все желания исполнялись. И замечаю при этом, чтобы здоровье у их родителей было крепкое – ведь дети ещё не скоро встанут на ноги, им надо помочь в поиске своего места в жизни.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

69