Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

31.10.2017 13:11 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 122 от 31.10.2017 г.

Физика – наука занимательная!

Автор: Марина ЗЕЛЕНСКАЯ. Фото автора.

Царевна-лягушка сидит в болоте и ждёт Ивана-царевича. Каким должен быть диаметр кувшинки, чтобы лягушка могла спрятаться от других женихов на глубине в 50 сантиметров?
Эту и другие занимательные задачи по физике представил на районном конкурсе «Учитель года» его победитель, преподаватель Новоаганской средней школы № 1 Сергей Семахин.

«На победу я не рассчитывал, и о том, что занял первое место, узнал только на церемонии награждения, – поделился впечатлениями Сергей Андреевич. – Такого результата не ожидал, всё же в конкурсе участвовали очень опытные педагоги. Помогло то, что материал у меня новый, и урок физики можно провести интересно, с экспериментами. С подготовкой к конкурсу помогли коллеги – подсказали, как правильно построить урок, оформить презентацию и сборник задач, сформулировать какие-то моменты. И сейчас коллеги продолжают помогать готовиться, только уже к окружному конкурсу».

Конкурсные задания были непростыми. На методическом семинаре Сергей представлял сборник занимательных задач, который нужно было составить самостоятельно, проштудировав множество существующих сборников и выбрав самое интересное. «Здесь важна необычная формулировка или тематика, в обычных сборниках таких задач очень мало, – поясняет победитель. – Начал собирать их ещё в институте, на эту тему и писал дипломную работу «Использование занимательных задач на уроках физики». Далее на уроке с помощью занимательной задачи ставилась проблемная ситуация, а в конце урока, после изучения новой темы – экспериментальное решение». И в следующем задании, на мастер-классе с педагогами, Сергей Андреевич вновь сделал акцент на занимательные задачи экспериментального характера, при этом указывая на связь физики с другими науками. Участники мастер-класса лишь с помощью Сергея догадались, например, как с помощью батарейки, фольги и ножниц добыть огонь.

Физикой он увлёкся ещё в школе, в этом ему помогла учитель Любовь Васильевна Пайвина, Заслуженный педагог России, сумев пробудить в ученике интерес к своему предмету. В выборе профессии выпускник пошёл по стопам родителей и родственников. В его семье все педагоги: филологи, работники дошкольного образования, а отец Сергея окончил физико-математический факультет. В этом же направлении решил учиться и наш герой, отправившись на физмат Шадринского педагогического института. «У нас хороший институт, отличный профессориат по физике, – рассказывает Сергей. – Там работал профессор Рымкевич, по задачникам которого учится физике вся страна».

В 2012 году окончил институт. Ему предлагали поступить в аспирантуру, но не получилось – ещё до защиты дипломной работы пришла повестка в армию. Диплом пришлось забирать раньше. В то время, когда однокурсники праздновали выпускной, Сергей уже ехал в поезде к месту службы.

Призывник вначале прибыл в Ульяновск, в учебку для сержантского состава. Далее получил направление в Хабаровск. О роде войск, в которых служил, рассказывать не может – давал подписку о неразглашении. Оставаться служить там не захотел, решил вернуться домой. После армии планировал устроиться работать в полицию в родном городе, прошёл все необходимые тесты, но вакансий не было. Тогда молодой человек и принял решение искать работу по специальности. Свободную вакансию в Новоаганской школе на одном из интернет-сайтов нашла его тётя. Без долгих раздумий молодой специалист отправился на Север.

В Новоаганск приехал в августе 2014 года. Север не преподнёс новоиспечённому учителю больших сюрпризов – к холоду он привык в Хабаровске, а влажность в Западной Сибири куда меньше, чем на побережье, и климат переносится легче. В школе молодой педагог освоился быстро – первый год преподавал математику, а потом заменил уехавшего учителя физики. «Коллеги приняли меня хорошо, работать с ними несложно. Дети сначала отнеслись настороженно, всё-таки новый учитель. Сейчас научился находить с ними общий язык. Им интересно на моих уроках», – рассказывает Сергей.

Сейчас он преподаёт у учеников с седьмого по одиннадцатый класс. У каждой параллели уроки физики дважды в неделю, кроме того, проводит элективные занятия для подготовки к экзаменам старшеклассников. Ведёт и внеурочную деятельность – «Решение сложных физических задач» в десятом классе и «Введение в астрономию» в седьмом классе. С 2017 учебного года в одиннадцатых классах возобновились уроки астрономии, их также преподаёт наш собеседник.

Физику начинают изучать в седьмом классе средней школы. Для того чтобы заинтересовать новых учеников, у педагога есть масса возможностей. «Демонстрационные опыты и существуют для того, чтобы пробудить интерес к предмету, – объясняет учитель. – Например, с помощью электрофорной машины можно показать искровой электрический разряд, с помощью маятников или шаров Ньютона – примеры из механики, продемонстрировать работу электродвигателя, объяснить, как работает сотовый телефон с физической точки зрения. До детей надо донести, что физика встречается везде, и большинство изобретений, которыми мы пользуемся в современной жизни, появились именно благодаря этой науке».

Как считает педагог, сейчас материал в учебниках физики подаётся в более современной манере и содержит ссылки на интернет-ресурсы, где дети могут посмотреть дополнительную информацию. В современных условиях легче проходит и подготовка к ЕГЭ: ученик может зарегистрироваться на соответствующем портале, где можно отследить время, затраченное на задания, оценить результаты и проверить ошибки, это существенно облегчает проверку знаний.

Интересными молодой преподаватель делает не только уроки. В первый же год работы ему предложили вести кружок робототехники, и с этим предложением он с энтузиазмом согласился. Сейчас в кружке занимаются порядка двадцати человек. Занятия проходят дважды в неделю и длятся по два часа. «Прийти могут все желающие, в основном с седьмого класса, когда начинают немного разбираться в программировании, – рассказывает Сергей Андреевич. – Приходят в основном мальчики, им нравится заниматься конструированием. Если в седьмом классе собираем роботов как конструктор по типу «Лего», то в одиннадцатом классе уже более сложные конструкции и крепления. Детали готовые, из специализированных наборов по робототехнике. Сейчас старшие ребята собирают экскаватор, осталось добавить к нему захват и прикрепить камеру. Самое сложное, что делают в седьмом классе, только придя в кружок, – робота, который отслеживает чёрную линию и по ней передвигается. Чтобы сконструировать робота, который сможет выполнять заданную программу, нужны начальные знания программирования, нужно активно интересоваться информатикой и техникой».

Основное оборудование для уроков физики в школе есть, расположена интерактивная доска и проектор, источники тока, есть оборудование для лабораторных работ и демонстрационных опытов по всем разделам. В настоящее время школа планирует приобрести специализированную мебель для кабинетов физики и химии. «Конечно, хотелось бы обновить оборудование для лабораторных работ в соответствии с новыми учебниками: приобрести всё необходимое для определения длины световой волны с помощью лазерного диска, дозиметры для измерения естественного уровня радиации, – отмечает Сергей Семахин.

– Кроме того, хотелось бы больше учебных часов посвящать физике, всё-таки двух уроков в неделю недостаточно. Бывает, что нужно дополнительно прорешать олимпиадные задания – ученики не смогут дать верный ответ, если не сталкивались с подобными задачами. Остаётся совсем немного времени на практические работы, а объём материала большой, и хочется многое показать, и задачи порешать на эту тему. Хотелось бы научить детей как можно большему».

Кружки и элективы, уроки и внеурочная деятельность – казалось бы, у молодого учителя совершенно нет свободного времени. Тем не менее не забывает и своих увлечений: трижды в неделю Сергей Семахин играет в волейбол в спортивной школе «Олимп», даже принимал участие в районных соревнованиях, остаётся немного времени и на коллекцию сборных моделей.

В эти дни педагог собирает пакет документов, так как уже принято решение о выделении ему служебного жилья. С семьёй встречается летом на даче – его родители по примеру сына отправились ещё дальше на Север, уехав работать на Ямал.

Сергей Семахин хоть и строгий преподаватель, но всё же даёт своим ученикам возможность переделать лабораторную работу или исправить оценку. Старается проводить уроки максимально интересно для детей.

Труд нового учителя со временем принёс свои плоды, и с каждым годом число учеников, выбирающих итоговым экзаменом именно физику, возрастает. Интерес к предмету не ослабевает, и уже девятиклассники планируют связать свою жизнь с физикой, выбирая технические специальности, и это не только юноши, но и девушки. А что может послужить оценкой работы учителя, как не признание его учеников!

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

127