Меню
6+

«Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района

11.09.2018 09:33 Вторник
Категория:
Если Вы заметили ошибку в тексте, выделите необходимый фрагмент и нажмите Ctrl Enter. Заранее благодарны!
Выпуск 100 от 11.09.2018 г.

Ведь с песней начинается всё лучшее на свете

Автор: Наталья СТЕПАНОВА. Фото из архива ансамбля «Цветень».

До сих пор мы не представляли нашим читателям народный самодеятельный коллектив «Цветень» Новоаганского дворца культуры «Геолог» с его руководителем Ириной ЕГОВЦЕВОЙ. Время подтолкнуло нас на встречу. Этот известный в районе ансамбль народной песни был удостоен на фестивале «Моё сердце – Нижневартовский район» высшей его награды – приза «Золотой стерх».

– Итак, ваш ансамбль завоевал «Золотого стерха»?

– Да, это переходящий символ фестиваля в виде статуэтки, который передаётся лучшему творческому коллективу района.

– Таких коллективов у нас немало, вокальных и танцевальных. Как вы думаете, за что «Цветень» удостоен такой чести?

– Наверное, за то, что мы держим марку. Награда пришла к нам по результатам работы за 2017 год. Мы участвовали в открытом фестивале достижений творческих коллективов и исполнителей ХМАО «Югра фестивальная» и стали его лауреатами. На первом окружном фестивале-конкурсе «Красная горка» солистка ансамбля Мария Еговцева заслужила диплом лауреата первой степени. Ещё у нас есть диплом первой степени за участие в районном фестивале военно-патриотической песни «Память». В этом году Мария Еговцева завоевала Гран-при фестиваля детского и юношеского творчества «Северная звезда». Ей шестнадцать лет, она сначала пела в детском ансамбле «Веретёнце», затем перешла во взрослый состав.

– Речь идёт о вашей дочери, Ирина Игоревна? Ей голос передался по наследству?

– Скорее всего так, я могу назвать её талантливой исполнительницей.

– А вы от кого его унаследовали?

– Наверное, от мамы, Веры Васильевны Райченко, она давно поёт в вокальном коллективе «Экспромт» нашего дворца культуры. Мама поёт классический и эстрадный репертуар, а я люблю фольклор.

– Меня удивляет любовь молодых людей к народной песне. Обычно в юности тянутся к попсе, а народные песни петь стесняются.

– Это так, но сейчас отмечается внимание молодёжи к русской песне, особенно в культурной столице – Санкт-Петербурге. Очень многие фольклористы поднимают народные песни из глубин, обрабатывают их в современных ритмах и исполняют. Я видела даже дискотечные варианты, где молодые ребята преподносят молодёжи свои варианты песен, и те их хорошо принимают.

– А как вы относитесь к «Русской песне» Надежды Бабкиной?

– Знаете, у всех свой взгляд на народную песню. Я люблю чисто народный её вариант. У коллектива Бабкиной окультуренный звук, более классическое построение, то есть не аутентичное. Эти исполнители могут сделать «вставку» в народную песню, например, «Чингисхана». Мне это не симпатично. Сейчас некоторые ансамбли занимаются традиционным исполнением песен, сохраняют весь канон, но добавляют к исполнению современные и аутентичные инструменты, например, ударные и разные дудочки. В таком варианте принимаю песню.

Я училась на кафедре фольклористики Челябинской государственной академии культуры и искусств. Почему пошла на народную песню? После музыкальной школы пыталась учиться на инженера-гидролога, но мне было неинтересно. У меня есть музыкально-педагогическое образование, дошкольное, оно ближе к музыке, поэтому стала работать в «Геологе». Правда, о фольклоре не помышляла, просто любила музыку, всю сразу. Однажды Владимир Дубровко пригласил меня как человека поющего в свой ансамбль «Лучинушка». Там поняла, что хочу заниматься фольклором, поступила в академию. Потом решила организовать детский коллектив, чтобы учиться вместе с ним. Понимаете, в чём дело: в академии мне преподавали одну школу, а в «Лучинушке» была совсем другая. После учебной сессии я привозила в ансамбль другой звук! И я собрала «Цветень», пришли девчата поющие, мы сразу включились в работу, а на втором году существования решились поехать на конкурс работающей молодёжи «Хрустальная звезда» в Радужный. Там мы взяли первое место, затем пошли другие конкурсы.

– Вы сказали о разном звучании в «Лучинушке» и в «Цветене». В чём тут дело?

– Существуют разные традиции фольклорного пения, как, например, диалекты. Для них требуется особая постановка артикуляционного аппарата. Здесь много всяких нюансов, поэтому звук немного отличается, как и репертуар наших коллективов.

– Что вы поёте?

– В основном – песни южного региона России. У нас нет «коронной» песни, по которой слушатели сразу бы узнали «Цветень». На фестивальном «Славянском подворье» пели частушки, «Ой, да за речкой». Наши песни знает фольклорный мир, но не люди, которые любят в основном застольные песни. И всё-таки нас хорошо принимают, в ансамбле звучат балалайка, жалейки.

– Ирина Игоревна, у вашего коллектива есть главная награда?

– Конечно, «Золотой стерх». Это огромная честь – ансамбль признали лучшим в районе, награду вручили в юбилейный для Нижневартовского района год. И вот что: три года назад глава района Борис Саломатин сделал нам замечательный подарок – «Цветень» поехал в Прагу. Прекрасная поездка! Мы привезли домой три медали, как олимпийцы: золото, серебро и бронзу, полный комплект. И сама поездка была для нас праздником, мы о ней часто вспоминаем. Там хорошо принимали народную песню, хотя, представьте, на фестивале, кроме нашего, не было других российских коллективов. Знаете, при том, что фольклорное пение ценится в мире, оно не может похвастаться многочисленными ансамблями и солистами, как в эстраде.

Я устаю от эстрадного пения, потому что оно однообразно, а мир фольклора – это чудо: в нём такие красивые гармонии, такие слова, что мурашки бегут по телу, когда слушаешь. Да, бывает, что слушатели не улавливают слова, например, когда поют казаки. Они заводят: «Ой-я-и я-йё», но это распевы, а когда прислушаешься, то текст понятен.

– И всё-таки говорят, что русская песня уходит от нас. Это так?

– Мне кажется, что она не вырождается, просто её носители покидают нас: бабушки, которые передают нам песни, больше их не споют. Это печально, но это так. Когда человек считается носителем народных традиций? Когда он живёт в том месте, где звучат народные песни, когда он впитывает их с молоком матери и знает их живыми.

Народная песня существует во многих ипостасях: когда люди шли в поле и с поля, пряли, баюкали младенцев, сватали и женили, провожали стариков в последний путь. Сейчас в деревне молодёжь ходит с телефонами и в джинсах. Когда видишь на празднике девчат в сарафанах, то искренне радуешься. Девчата «Цветеня» не стесняются идти в сарафанах по улицам чужого города. Люди смотрят на них во все глаза, улыбаются, удивляются и спрашивают, откуда мы, что за костюмы на нас. Знаете, что радует? Благодаря замечательным фольклористам в нашей стране, которые по крупицам собирали и собирают в экспедициях народные песни, мы сегодня имеем много рукописных, печатных и нотных материалов.

– И всё-таки: мама увлекалась академическим вокалом, а вы пошли «в народ». За бабушкой?

– Нет, бабушка не пела, кроме застольных и популярных народных песен. Даже не знаю, откуда пришла ко мне эта любовь. И век был другой, да… Наверное, то была любовь к музыке и интерес к песне. Я каждое лето жила в деревне у бабушки среди старых шкафов, сервантов, сундуков. Она рассказывала мне интересные сказки и истории, особенно про нечистую силу. И хотя православные люди в неё не верят, но бабушка рассказывала. Видимо, она научила меня любить и уважать свою веру, первым молитвам. Моя любовь к русской деревне пришла от неё.

– А вы передали её дочери?

– Пытаюсь. Сначала она приходила в наш коллектив, потому что ей некуда было деться, когда я работала. Теперь дочь решила связать свою жизнь с фольклором.

– Вот вы и передадите Марии свои песни, а она – следующему поколению любителей народной песни.

– Фольклор – это устное творчество, а значит, оно дополняется, меняется. То же происходит и в музыкальном фольклоре: невозможно уже спеть так же, как пели в прошлом веке. У нас ведь построение музыкальной мысли совершенно иное, но, насколько это возможно, фольклористы, в том числе и я, стараются донести до слушателей фольклор в чистом виде.

Мне очень нравится заниматься с детьми, потому что они всё воспринимают с восторгом, особенно народные игры. Дети ведь нынче не знают игр, кроме компьютерных или настольных, а мы играем. Я занимаюсь ещё с клубом «Сполохи» – для детей и родителей есть в «Геологе» ещё такой семейный клуб. Мы разучиваем игры, припевки, собираемся на праздники, приглашаем родителей, учащихся воскресной школы и проводим встречи – с показом народных традиций, играми и чаепитием.

С воскресной школой мы готовили представление о Рождестве как христианскую историю, а мои ребятишки из клуба показали, как отмечали этот праздник в русской деревне. Всё прошло в виде вечорки, с детьми участвовали и родители – пели, играли, танцевали. Было интересно и весело.

– Ирина Игоревна, вы можете сказать, что песня – душа народа?

– Действительно! В каждой песне – душа человека, в каждой песне – судьба человека, судьба народа: «Догорай, гори, моя лучина, догорю с тобою я…» Ведь мурашки бегут! Какой текст! Или весёлая песня: гуляет народ от души, в песне его радость, половицы трещат, а если любовь, тоска – то до слёз. Мы поём подобные песни. Новоаганцы любят весёлые песни с притопом, хорошо их принимают и улыбаются навстречу. У людей оживают русские корни, они будто просыпаются. Фольклорная песня – песня семейная. В связи с этим хочу сказать, что наш «Цветень» стал таким семейным ансамблем. Очень благодарна всему коллективу за любовь к русской песне, за терпение, большую работоспособность девчат, у которых есть свои заботы, работа, трудности, но они идут на занятия, как бы ни были заняты, идут в ансамбль и поют, чтобы порадовать наших слушателей новыми песнями.

Вы спросили меня о планах, так я скажу, что с воскресной школой мы готовим проект – вертепное представление «Смерть царя Ирода» на основе музыкального фольклора. Впереди у нас большое театрально-фольклорное представление «Ой, ковано-перековано колесо», а ещё мы будем участвовать в гастрольном туре по району с театрализованной программой «Жили-были». Как видите, у нас впереди много работы, но мы не забываем о том, что в 2020 году «Цветень» должен подтвердить своё звание «народный». Он должен быть народным, потому что исполняет народные песни для народа.

Добавить комментарий

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.

73