Встретимся в школе, учитель!
Учить или воспитывать? Кто может быть сегодня образцом для подражания школьникам? Как стать учителем? Вопросов накопилось немало и с ними мы обратились к директору Аганской средней школы Татьяне ШАКУН.
– Кто вы по специальности? Только не говорите, что математик.
– Не говорю. Я учитель начальных классов. Это моё первое образование. Второе – бухгалтерский учёт и аудит. И третье – управление инновационными проектами.
– Как всё это соотносится с должностью директора школы?
– Школа не может стоять на месте – она развивается, и не во вчерашнем дне, а в новых условиях. Сегодня каждому человеку в нашем государстве предоставлена возможность реализовать свои возможности не просто на словах. Специальность, которую получила – управление инновационными проектами – это и есть организация деятельности в новых условиях. Руководитель – это организатор, хозяйственник…
– Чего вы хотите добиться в школе?
– Аганская школа, несмотря на свою удалённость от центра района, и как малокомплектная, имеет все условия для получения учащимися качественного образования. Согласно мониторингу, у нас был весьма возрастной педагогический коллектив. В прошлом году приступили к обновлению педагогических кадров. В 2017 году к нам прибыл выпускник вуза, а в этом учебном году в школе работают уже три молодых специалиста. Таким образом, сделали первые шаги к новым идеям и технологиям, которые должны внедряться в школе.
– Сколько медалей вы вручили по итогам прошлого учебного года выпускникам?
– У нас их не было в течение пяти лет, нынче школу закончила одна «золотая» девочка, а всего было четыре выпускника.
– И все поступили в вузы?
– Двое учатся в высшей школе, а двое выбрали средние специальные учебные заведения Нижневартовска.
– Раз вы стали «омолаживать» педагогический коллектив, то куда ушли опытные педагоги?
– Дело в том, что по семейным обстоятельствам из школы ушла Людмила Гусева. Стаж её работы составлял тридцать пять лет. Это было её решение. В прошлом году оставил работу Фёдор Важенин, учитель физкультуры в связи со своим 70-летием. Понимаете, людям пришло время уйти на отдых, они его заслужили.
– Татьяна Викторовна, сколько лет вы отдали педагогической работе? Вы ведь новый человек в школе?
– Вы так думаете? В районе живу с 1995 года, приехала сюда прямо со студенческой скамьи, семь лет работала в Новоаганской начальной школе заместителем директора по воспитательной, затем по учебной работе. Исполняла и обязанности директора школы.
В 2005 году вернулась в образование, то есть в его социальную сферу: работала в детско-юношеской спортивной школе заместителем директора по учебно-воспитательной работе. С 2009 года – руководителем Новоаганского молодёжного центра «Перекрёсток», а в 2015 году меня назначили руководителем районного молодёжного центра «Луч», который относится к управлению образования и молодёжной политики Нижневартовского района. Как видите, из образования и не уходила.
– Сейчас задам нехороший вопрос. Учёные в одной из телепередач выразили претензии новому поколению школьников: несмотря на современные средства обучения, на все компьютеры, гаджеты и интерактивные доски, нынешние ученики не становятся умнее, в отличие от сверстников 70-80-х годов. Говорят, нет гениев!
– Не согласна с этим мнением, потому что каждая личность по своей природе гениальна. Возможно, учителя не могут раскрыть таланты всех своих учеников. Гении рождаются и развиваются. Нынешнее молодое поколение гиперактивно, но оно отличается и ленью, поскольку перед ним много соблазнов, а для изучения наук не хватает времени. В качестве подтверждения моих слов можно обратиться к известным российским проектам: «Умники и умницы» на ТВ, уникальным школам для одарённых детей в Сочи и на Дальнем Востоке. Даже из своего опыта работы в «молодёжке» знаю немало ребят, которые участвовали в лидерских конкурсах, писали и защищали свои проекты, а сейчас успешно трудятся в многопрофильных компаниях и на предприятиях. Они сумели найти и реализовать себя в жизни, кое-кто из них имеет учёные степени. То есть люди учатся и развиваются. Возможно, вы имели в виду Ломоносова, Менделеева, Ушинского и Макаренко? Опять-таки, гениев единицы, а стране нужно поступательное развитие, подъём экономики, чего нельзя добиться без умных специалистов и работников. Без них мы не жили бы в сегодняшних условиях.
– Может быть, вы знаете, почему дети неохотно идут в школу? Или аганские школьники другие?
– Нет, с этим у нас тоже есть сложности, так что в этом направлении нам ещё нужно работать.
– Как полюбить школу? Серьёзно: как без развлечений и прихлопов-притопов?
– Без этого не получится, это должно присутствовать.
– Поэтому у вас дети танцуют на переменах?
– Это двигательная активность и борьба с малоподвижным образом жизни. Занятия в школе начинаем с зарядки, чтобы дети с настроением садились за парты. Когда ребёнок бежит утром в школу и с хорошим настроением возвращается с уроков – это первый шаг к любви к школе.
Моя задача как руководителя состоит в том, чтобы создать условия работы для педагогов, чтобы они с удовольствием шли в классы, а вечером возвращались в семью. И чтобы детям и их родителям было интересно приходить в школу, учиться и развиваться вместе с педагогами.
Мы понимаем, что школа в посёлке – социокультурный центр. Нужно закрепить начатые позиции и развивать их. Мы ведь обучаем и родителей, потому что многие из них имеют только среднее образование. В школе проходит довольно много мероприятий, в которых они участвуют вместе с детьми: 1 сентября, дни здоровья, ярмарки, государственные праздники, последний школьный звонок. На них, как говорится, негде яблоку упасть, потому что к нам приходят едва ли не все жители села. Можно сказать, что население Агана проживает вместе с нами учебный год.
– Сколько вы приняли первоклассников?
– Одиннадцать человек, а выпускников будет всего двое.
– Сколько лет возглавляете эту школу?
– Второй год.
– Скажите, Татьяна Викторовна, улучшилось ли за это время настроение преподавателей школы?
– По моему мнению – улучшилось, во всяком случае, они стали чаще улыбаться. Но об этом вам лучше узнать у педагогов.
– Хочу спросить о шахматах. Глава региона Наталья Комарова на днях вновь напомнила о введении в школьную программу обучения детей игре в шахматы.
– Да, наши учащиеся осваивают этот курс. Более того, мы введём его и в дошкольных группах, поскольку детский сад входит в структуру нашего учреждения.
– У меня есть ещё один нехороший вопрос. Говорят, школа обязана воспитывать детей. Ещё лет десять назад речь шла только об образовании. Разве школа отступала от воспитания?
– Нет, у нас работает общественная организация, есть совет лидеров, поэтому обучение без воспитания просто невозможно. Это постулат великих педагогов. Да, в 90-х годах система образования в какой-то степени сдала свои позиции, да, утверждалось, что школа должна только обучать детей, а родители воспитывать. Сейчас нам приходится компенсировать утраченное и исправлять ошибки.
– Скажите, на каких примерах можно воспитывать детей, если Павлик Морозов – «предатель», Зоя Космодемьянская – «сумасшедшая», а молодогвардейцев вообще не было?
– У нас в районе немало достойных людей. В своё время они приехали осваивать Север и своим героическим трудом создали условия для жизни следующих поколений жителей нашего района. Их имена прозвучали в дни празднования 90-летия Нижневартовского района. И в стране было и есть немало людей, которые прославляли и прославляют её в разные годы, чьи имена вошли в российскую историю. Никто не отменял и классику, которую школьники изучают на уроках литературы – в ней столько благородства, героизма и примеров для подражания.
– Вы преподаёте?
– Да, основы финансовой грамотности. Это новый предмет. В рамках обществоведения учащиеся знакомятся с основами права и экономики, но детям нужны практически знания. Мы с прошлого учебного года ввели этот предмет начиная с 5 класса.
– Значит, ученики разберутся со счетами ЖКХ?
– Да, они смогут рассчитать и семейный бюджет, узнают, что такое доход и расход, и как, например, не попасться на уловки современных мошенников.
– Какой, на ваш взгляд, праздник главнее: 1 сентября или День учителя?
– Я бы не разделяла их. Было время, когда профессия учителя оказалась далеко не главной, но сейчас имя учителя произносится с уважением. В прошлом году, например, 1 сентября первый школьный урок был посвящён учителям. 5 октября мы вновь будем вспоминать учителей, которые учили нас, назовём ветеранов педагогического труда и всех нынешних наставников. Дети должны понимать важность работы учителя, чтобы, быть может, последовать его примеру и вернуться в родную школу в новом почётном звании.
– Как и вы в своё время? У вас был пример?
– Да, это моя первая учительница Людмила Анваровна Ботан. По окончании восьмого класса я не видела себя в другой профессии. И сейчас её люблю.
– Как становятся учителями?
– По призванию души. Если любишь детей и людей – иди в школу.
Добавить комментарий
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные и авторизованные пользователи. Комментарий появится после проверки администратором сайта.